Все части повести здесь
И когда зацветет багульник... Повесть. Часть 100. Окончание
Их семья была самым настоящим образцом любви, преданности и бесконечного мужества в глазах сельчан. Кроме того, никогда они не позволяли себе усомниться в том, что нужны именно здесь, в своей родной деревне. Ни раз Илье Дмитриевичу предлагали хорошую должность в городе, ни раз пытались «сманить» в город для преподавания и на должность директора Ольгу Прохоровну – они остались верны Камышинкам и односельчанам.
Часть 100. Окончание
Смущаясь, словно делает это в первый раз, Ольга вышла и встала рядом с Ильей. Он кивнул ей подбадривающе, и отошел, встал чуть сбоку, любуясь на свою жену. В этот первый осенний день, теплый и погожий, когда по уже сложившейся традиции, все камышинцы оставили работу и пришли проводить своих детей в школу, в очередной раз она говорила свою речь, провожая в добрый путь школьников и переживая за каждого из них, как за родного человека. На Ольге было темно-синее платье с белым отложным воротничком, строгое и в то же время очень торжественное, и белые туфли на каблуках. В руке она держала уже кем-то подаренный букет, простое ее лицо без грамма косметики лучилось счастьем и гордостью за свою школу, по-прежнему длинные, блестящие косы ее были обвиты на затылке, на висках и лбу выбивались волнистые прядки. Даже седина не тронула ее волосы, а вот у него, Ильи, эти седые прядки словно нити паутины в темных волосах. Столько лет прошло, а он до сих пор глаз не может оторвать от своей жены... Так бы и смотрел на нее, так бы и слушал ее голос – громкий, уверенный и в то же время мягкий и влекущий.
Речь Ольги струилась из ее уст – который уже год она находит все новые и новые слова для своих односельчан, слова поддержки, слова напутствия детям и их родителям, и складывается у людей ощущение, что обращается она не к безликой толпе, а к каждому из них, по отдельности, словно в душу заглядывает. Ольга же всякий раз оглядывает собравшихся, с удовольствием отмечая, что растут Камышинки, появляются новые люди, растет число школьников вместо тех, кто покидает деревню и уезжает учиться.
Вот стоят Дуня с Федором – их младшая дочь нынче идет в седьмой класс, там, чуть дальше – Домна с мужем и детьми, а в линейке пятиклассников – средний сын Ольги и Ильи, Дмитрий, подтянутый, серьезный... Он мечтает стать военным, а потому уже сейчас привык все, и не только уроки, делать на «отлично».
Когда она закончила говорить, вокруг раздались громкие хлопки и среди тех, кто пришел проводить в школу своих детей она увидела знакомое лицо. Всколыхнулось что-то в душе и сердце, нахлынула радость от того, что сейчас обнимет родного человека, прижмет к себе. Верочка!
– Мама! – кинулась к ней, обняла, поцеловала – мамочка!
– Вера! Как же ты вырвалась, как смогла? А комбинат? А работа?
– Мам, ну как я не могла прилететь к своей любимице на первое сентября?! Сюрприз вам хотела сделать!
– И тебе это удалось!
– Отпуск у меня, мама! – ответила Верочка – вот и полетела, да и Мишка сказал – езжай, вижу же, что не терпится!
Вера и Михаил, сын Клавдии, жили в Москве, Ольгина дочь работала на комбинате текстильного производства. Окончив когда-то факультет легкой промышленности, она сразу отправилась по распределению на комбинат сначала в городе, находящимся недалеко от столицы, а потом ее перевели в Москву. Михаил выучился в свое время в железнодорожном техникуме, потом окончил институт, и пошел работать в локомотиво - вагонное депо.
К ним уже подходили родные – Даша сразу кинулась к сестре, она тоже не ожидала, что та приедет, они долго обнимались и даже плакали от такой приятной и неожиданной встречи. Верочка обняла подошедших братьев, потом Илью.
– Папка! – прошептала ему – я так скучала! Папка, родненький, я тебе из Москвы кое-что привезла, очень пригодится тебе!
Илья, со временем ставший не только строгим председателем, но и сентиментальным семьянином, тоже еле сдерживал слезы – Верочка была его гордостью.
– Дима, Матюша, вам тоже будут подарки! Да вообще всем близким!
– Твой приезд и ты – вот подарки!
Подошла и Клавдия, которая поинтересовалась, не приехал ли Михаил, обняла Веру, тут же подошел и Николай Маркович, и тоже обнял невестку.
– А вы почему здесь? – поинтересовалась с удивлением Верочка – разве в райцентровской школе нет первого сентября?
– А мы летом сюда переехали! – рассмеялась Клавдия – к родне поближе! Коля на службу на машине теперь ездит, детей в местную школу перевели – школьников готовят тут однозначно лучше, чем в райцентре.
К Ольге подходили односельчане, поздравляли с началом нового учебного года, дарили цветы, самостоятельно выращенные в садах, некоторые целовали ее и желали успешной работы в новом году, кто-то просил быть построже с детьми, чтобы «этот олух уж совсем не распустился». Ольга для каждого находила улыбку и доброе слово.
Когда закончилась торжественная линейка и классные часы, все дружно, большой семьей, отправились домой. Опустел школьный двор, только птичьи трели наполняли его пространство, огражденное посаженными школьниками молоденькими деревцами. Но Ольга знала – уже завтра школа распахнет свои двери для учеников и начнется новая страница ее жизни, жизни всех остальных сельчан. Новые года она не днем рождения своим мерила, а вот этим днем – первым сентября. Сколько учеников она выпустила, сколько прошло через ее руки, сколько было тех, кто добился высот и стал хорошим человеком – она и не считала никогда. Делала свое дело, была директором строгим и в то же время, справедливым, преподавала русский язык и литературу, безумно любила эти предметы и свою работу.
... В доме Потаповых царила суматоха. Верочка разговаривала с Варварой Гордеевной, очень постаревшей за это время, но еще крепкой, с отменным здоровьем, она помогала и своим детям, и Ольге с Ильей воспитывать внуков, и была любима своими детьми, зятьями, внуками и уже даже правнуками... Вера раздавала подарки, привезенные из Москвы – никто не остался обделенным. Илья с интересом и в то же время каким-то страхом рассматривал кожаную папку, рыжего цвета, привезенную дочерью.
– Привыкай! – усмехнулась Ольга, глядя, как он вертит эту папку со всех сторон и заглядывает внутрь – ты человек важный, уважаемый, в город часто ездишь, вот, будет, в чем документы возить.
Сыновья тоже с интересом смотрели на подарок, – свои они уже успели посмотреть и похвастать друг другу и всем остальным – потом Дима спросил у Верочки:
– Вер, она что, из крокодила, что ли?
Вера рассмеялась:
– Ага! Из кожи питона!
Скоро двери большого дома, достаточно сильно выросшего за это время, всегда открытого для гостей и посетителей, распахнулись, и вошли Дуня с Федором и ребятишками.
– Верочка! – кинулась Дуня обнимать молодую женщину – красавица моя, как же я по тебе соскучилась!
И снова подарки, смех, шутки, обмен новостями. Ольга и женщины принялись накрывать праздничный стол, первое сентября для них всегда было праздником. Для детей ставили отдельный, тоже большой, наполняли его сладостями, фруктами и вкусно приготовленными блюдами. Когда, наконец, все устроились и Илья разлил по лафитникам сливянку, Ольга сказала ему:
– Илюш, ну, по традиции – слово с тебя! Председатель же ты у нас!
Илья встал, поправил пиджак, взял в руку лафитник, подумал немного и сказал:
– Ну что, дорогие мои! Растет год от года наша семья! Растет год от года наша деревня, появляются новые люди и что самое важное – новые ученики. Нет покоя нашему директору – рассмеялся он и кинул на Ольгу взгляд, наполненный любовью и нежностью. Потом продолжил – я буду краток – за столом раздались смешки, эта застольная речь Ильи менялась редко – в добрый путь!
– В добрый путь!
– В добрый путь!
– Хорошей учебы нашим детям и блестящего будущего!
... Ольга Прохоровна Потапова до самого своего последнего часа преподавала русский язык и литературу в школе, и оставалась на должности директора очень долгое время. Уже после ее ухода про нее говорили: «Сгорела на работе». В один из дней ученики придут на очередной урок русского языка и обнаружат ее, сидящей за учительским столом в расслабленной позе, опершись о спинку, с опущенной вниз головой... А поскольку привыкли они ее видеть всегда другой – строгой, статной, с выпрямленной спиной и поднятым подбородком – они сразу поймут, что их любимый учитель ушла навсегда. Она была единственной на их памяти, кто в таком возрасте не оставил преподавательскую деятельность. Ей было семьдесят лет. На памятнике, который возвышается над могилой Ольги Прохоровны, выведена надпись: «Спасибо, что вы сделали из меня человека!». Ольге Прохоровне в течение всей ее деятельности были присвоены следующие звания: заслуженный учитель школы, народный учитель СССР, за десять лет непрерывного стажа она была награждена медалью «За трудовое отличие», за пятнадцать – «За трудовую доблесть». Кроме того, за двадцать лет образовательной работы получила орден «Знак почета», а за двадцать пять – орден Трудового красного знамени.
Ольга Прохоровна пережила своего мужа на десять лет. Илья Дмитриевич Потапов тоже, что называется, «сгорел на работе», и ушел внезапно и неожиданно для всех – крепкое его сердце просто в один из дней остановилось и перестало работать. Перед этим он, словно чувствуя свою кончину, сказал своей жене:
– Олюшка, пообещай мне кое-что...
– Что, Илья?
– Что ты не будешь торопиться ко мне, если я уйду первым...
Их семья была самым настоящим образцом любви, преданности и бесконечного мужества в глазах сельчан. Кроме того, никогда они не позволяли себе усомниться в том, что нужны именно здесь, в своей родной деревне. Ни раз Илье Дмитриевичу предлагали хорошую должность в городе, ни раз пытались «сманить» в город для преподавания и на должность директора Ольгу Прохоровну – они остались верны Камышинкам и односельчанам.
Все четверо детей Ольги и Ильи стали замечательными людьми, ценящими и любящими своих родителей и близких, всех их раскидало по разным городам, но строго первого сентября они приезжали к родителям, чтобы поздравить с праздником Ольгу Прохоровну и выразить ей свою дочернюю и сыновнюю любовь. В общей сложности они подарили своим родителям десять внучек и двенадцать внуков.
Варвара Гордеевна ушла в мир иной на руках у Ольги, которая заботилась о ней до конца ее дней. Ей было глубоко за девяносто, она покинула этот мир счастливой и спокойной за судьбу тех, кого любила и воспитала, и до конца жизни она жила в доме своего любимого зятя Ильи, который относился к ней, как к матери.
Никита, младший Ольгин брат, всю жизнь отдал работе на угольном разрезе вместе со своей женой Екатериной. У них сложилась замечательная семья, в которой было пятеро детей. Когда-то Ольга оказалась права – Никитка стал хорошим мужем и прекрасным отцом своим детям, которые также, как и дети Ольги и Ильи, почитали родителей до самой старости.
Наташа, бывшая Ольгина подруга, через десять лет после кончины своей матери и позорного скандала с наследством, вернулась в Камышинки с больным ребенком на руках. Долгое время врачи не смогут понять, что не так с ее дочерью – всю жизнь девочка будет беспокойной, нервной, неуправляемой, ее будут преследовать частые головные боли, и Наталья будет срываться на нее. Возвращению в Камышинки будет предшествовать то, что Иннокентий Борисович пойдет под военный трибунал и будет расстрелян, а все нажитое ими имущество будет конфисковано. Никто и никогда так и не сможет добиться от Натальи правды – почему произошло подобное и за что осудили военного, который был некогда предан родине. Сама Наталья по приезду попытается отвоевать у сестер право на дом матери, но у нее ничего не выйдет, и тогда Илья предоставит ей от колхоза дом, в котором некогда жила Клавдия. Сколько рабочих мест сменит Наташа в колхозе, – попробует себя в полях, и на ферме, и уборщицей в библиотеке – но при этом так и не найдет себя. С сельчанами она будет вести себя высокомерно, пытаясь кичиться прошлыми заслугами, и скоро просто-напросто останется одна, от чего начнет понемногу выпивать. К концу жизни она попытается все же заняться собой и уже повзрослевшей дочерью, но так и не сможет взять себя в руки. После ее смерти дочь ее попадет в интернат для инвалидов...
Аникушка, брат Ильи, после своего единственного письма так и не проявит себя, и когда Илья захочет его разыскать, на его запрос придет ответ, что Аникей Потапов отправился отсиживать срок за разбойное нападение, совершенное группой лиц. Дальше следы Аникушки затеряются и братья никогда больше не увидятся.
Полинка, сестра Ильи, после учебы в училище закончит и высшее образование, а потом вернется в Камышинки и всю жизнь будет преподавать в школе. Она удачно выйдет замуж, но детей у них с мужем не будет.
Николай Маркович и Клавдия всю жизнь проживут рядом с теми, кто стал им близкими людьми, после смерти мужа Клавдия будет жить недолго – она любила Николая Марковича и очень по нему тосковала - а потому переживет его всего на шесть месяцев.
Дуня и Федор также окончили свой земной путь в Камышинках, оставив после себя прекрасное потомство, своих детей, которые будут заботится о родителях до самой старости. Дуня доживет до правнуков, а затем сляжет от тяжелой болезни, но постоянно будет чувствовать заботу и любовь своих детей и внуков.
Маруся и Гриша, ее муж, оба будучи склонны к авантюризму, проживут интересную и насыщенную жизнь. Проработав несколько лет в Камышинках, они уедут сначала в город, а потом туда, где начинали осваивать новые земли, туда, где было больше трудностей и преград. Детьми они обзаведутся поздно – у них родятся близнецы, когда Марусе будет уже за сорок.
Марина и Владимир будут жить вместе, у нее случится еще пара выкидышей, и только после этого родится дочь, за которой нужен будет уход. Всю свою жизнь они посвятят тому, чтобы поставить ребенка на ноги, это необычайно сплотит их и сделает очень близкими людьми, но жить они будут только ради дочери. Своего они добьются – дочь станет здоровым человеком и вольется в полноценное общество. И только на смертном одре Марина признается Владимиру, какой груз все эти годы она носила в сердце, расскажет о том, что это она написала донос на Марию, и что именно она нашла то скомканное им письмо и выкинула в огонь, чтобы он не прочитал на конверте адрес. Владимир простит свою жену, и после нее будет жить еще долго, преподавая уже в городе, куда они переехали для того, чтобы иметь возможность лечить дочь. Он также будет предан своей профессии, как и Ольга, и закончит свой земной путь достойным учителем.
Неразлучные друзья Митька Трифонов и Сашка Митрофанов, которые участвовали в истории с гранатой, будут неразлучны до конца – оба они погибнут в боевых действиях в Афганистане.
Евтея Ивановича Седова Ольга, Илья и близкие их люди и друзья будут часто навещать и дом уже не будет казаться ему таким тихим и пустынным, и до самой смерти ему не будет скучно и одиноко, потому что приобретет он многих, кто станет ему по-настоящему близок.
О Марии так никто ничего и не узнает, хотя Ольга позже и попытается ее разыскать. Но сделать этого не сможет даже с помощью инстанций, так что останется в неведении относительно этой девушки, которая нравилась ей своей активностью и твердым характером.
Со своим родным, биологическим отцом Ольга так никогда и не встретится, и до конца своей жизни будет считать, что правильно сделала, так и не решившись начать его искать...
... Кружат летом птицы над камышинским кладбищем, оглашая окрестности своим звонким пением, зимой кружится мягкий, блестящий снег, укрывая сонное царство белым покрывалом... Течет и меняется жизнь вокруг, и деревня Камышинки уже вроде как и не деревня, а большой поселок, имеющий все блага цивилизации для людей. Меняется молодежь, уходят старики, создаются новые семьи... Цивилизация... Развитие... Остались еще те, кто смутно помнит историю любви красивого парня с вьющимися волосами и прекрасной девушки с глазами, взгляд которых было просто не передать... Историю вечной любви председателя и учительницы, которые до конца своих жизней прошли рука об руку... Течет время... все меняется... Неизменными остаются лишь быстрые воды Камышовой и табличка на здании школы, которая гласит о том, что когда-то здесь работала директор и заслуженный учитель Потапова Ольга Прохоровна, что поднимала школу практически с нуля. Такая же табличка висит и на новехоньком здании библиотеки... И по-прежнему в лесу, недалеко от поселка, высится старый куст багульника, который неизменно расцветает сиренево-фиолетовым цветом каждый год.
Конец.
Спасибо за то, что Вы рядом со мной и моими героями! Остаюсь всегда Ваша. Муза на Парнасе.
Все текстовые (и не только), материалы, являются собственностью владельца канала «Муза на Парнасе. Интересные истории». Копирование и распространение материалов, а также любое их использование без разрешения автора запрещено. Также запрещено и коммерческое использование данных материалов. Авторские права на все произведения подтверждены платформой проза.ру.