15 октября 1970 года произошёл первый в истории СССР случай угона воздушного судна за границу. Двое литовцев, отец и сын, захватили пассажирский самолет и заставили экипаж совершить посадку в Турции. В тот же рейс впервые в советской авиации погибла бортпроводница – 19-летняя Надежда Курченко. Инцидент привёл к существенному усилению мер безопасности в аэропортах: начались досмотры багажа, а персонал самолётов получили инструкции по действиям при захвате.
До этого попасть на борт воздушного судна "Аэрофлота" было очень просто, почти как в общественный транспорт. Досмотры отсутствовали, и пронести на борту оружие или взрывчатку не представляло труда, чем и воспользовались злоумышленники.
В тот день выполнялся обычный рейс Сухуми – Краснодар с остановкой в Батуми. На борту находились 46 пассажиров, включая 17 женщин и маленького ребенка, а также 5 членов экипажа. Полёт до Батуми занимал всего 25-30 минут. В 12.40 через 5 минут после взлёта (высота 800 метров), мужчины, сидящие в первом ряду за кабиной пилотов, вызвали бортпроводницу и, продемонстрировав оружие, потребовали передать конверт пилотам, в котором был напечатанный текст
«Приказ №9»
1. Приказываю лететь по указанному маршруту.
2. Прекратить радио связь.
3. За невыполнение приказа — Смерть.
(Свободная Европа) П.К.З.Ц.
Генерал (Крылов)
На листе стояла печать, на которой по-литовски было написано: «... rajono valdybos kooperatyvas» («кооператив управления ... района»).
Надежда Курченко отказалась выполнить указание террористов, предупредила об опасности и попыталась преградить им путь к кабине, но была смертельно ранена.
Надежда была красивой, юной и очень доброжелательной девушкой. Она с теплотой относилась ко всем членам экипажа. Девушка собиралась замуж и была очень счастлива.
После этого в салоне и кабине пилотов началась стрельба, в которой было выпущено 24 патрона. Тяжёлые ранения получили командир экипажа Георгий Чахракия (пуля повредила позвоночник) и у него отнялись ноги и штурман Валерий Фадеев. Бортмеханик Оганес Бабаян получил ранение в грудь, а вот второй пилот Сулико Шавидзе остался невредим, пуля застряла в стальной трубе спинки сидения . Несмотря на ранения, экипажу удалось посадить самолёт в турецком городе Трабзон, до которого хватило топлива.
Захватчиками оказались Пранас и Альгирдас Бразинскасы. Пранас, бывший заведующий магазином и ранее судимый в Вильнюсе за хищения, и его 15-летний сын Альгирдас были вооружены пистолетами и охотничьим ружьем, а на груди старшего из них висела граната. Во время полёта Пранас контролировал пилотов в кабине, а его сын следил за пассажирами в салоне.
После посадки самолёта Бразинскасы были арестованы турецкими властями. Раненым членам экипажа оказали медицинскую помощь, а пассажиров оперативно вернули в СССР. Вскоре турецкие власти передали тело погибшей бортпроводницы, раненых пилотов и самолёт. Все пассажиры и члены экипажа отказались от предложения остаться в Турции. В то же время турки отказались экстрадировать Бразинскасов в Советский Союз, решив судить их самостоятельно.
По сведениям советских дипломатов, США сразу же начали активные действия, чтобы не допустить выдачи Бразинскасов в СССР. В переговорах участвовали даже сенаторы и представители Конгресса США.
Пранас Бразинскас заявил о своей принадлежности к "литовскому сопротивлению", которому грозила смертная казнь в СССР. На суде он утверждал, что во время полёта был вынужден стрелять в двух агентов КГБ, которых он вместе с сыном якобы убил.
Турецкий суд проявил снисходительность, приговорив отца к 8 годам тюрьмы, а сына – к 2 годам заключения как несовершеннолетнего. Через четыре года Пранас вышел на свободу по амнистии. Отец с сыном перебрались в Южную Америку, а затем – в США, где их взяла под опеку местная литовская диаспора. Они сменили имена: Альгирдас стал Альбертом Виктором Уайтом, а Пранас – Фрэнком. В 1983 году они получили американское гражданство и подрабатывали малярами, занимались торговлей оружием и мелким бизнесом.
Советские власти пытались добиться возвращения преступников на родину, но безуспешно. В 1982 году Госдепартамент США сообщил об отклонении просьбы Бразинскасов о предоставлении политического убежища и их выдворении из страны.
Несмотря на запросы советских властей относительно места и времени их высылки, американская иммиграционная служба так и не предоставила соответствующую информацию. Фактически, Пранас Бразинскас и его сын получили новые удостоверения личности и обосновались в Санта-Монике, Калифорния.
В феврале 2002 года, 46-летний Альгирдас лишил жизни своего 77-летнего отца после очередной перебранки. В ходе судебного разбирательства стало известно, что до самой смерти пожилой мужчина опасался возмездия со стороны скрытых советских агентов, что и провоцировало его неадекватные реакции. В доме у него хранилось значительное количество оружия, которым он регулярно запугивал окружающих. Более того, он несколько раз доносил в полицию "агентов КГБ" – обычных прохожих, показавшихся ему подозрительными – даже раз с пистолетом в руках. В роковой день Пранас увидел в сыне советского агента и направил на него оружие. В ответ Альгирдас нанес отцу восемь ударов гантелью по голове. Примечательно, что в полицию он сообщил об убийстве лишь спустя сутки. В конечном итоге, за умышленное убийство Альгирдас был приговорен к 16 годам лишения свободы.
За время существования советской авиации было зафиксировано около 200 случаев угона и террористических актов, однако более 500 удалось предотвратить – еще на этапе планирования. Преступники были задержаны до того, как успели войти на борт самолета.
За мужество и героизм Надежда Курченко была награждена посмертно боевым орденом Красного Знамени. Её именем были названы пассажирский самолет, астероид, школы, улицы и так далее.
Мама Надежды Генриетта Ивановна Курченко просила, чтобы Надю похоронили на родине в Удмуртии. Но ейе не разрешили. Сказали, что с политической точки зрения этого нельзя делать.
И вот двадцать лет она ездила в Сухуми каждый год за счет Министерства гражданской авиации. В 1989 году она с внуком приехали в последний раз, там началась война. Абхазцы дрались с грузинами, и могилка была запущена. Тогда женщина написала письмо на имя Горбачева:
«Если вы не поможете перевезти Надю, я поеду и повешусь на ее могилке!»
Год спустя Надежду перезахоронили на городском кладбище в Глазове. Хотели похоронить отдельно, на улице Калинина, а улицу переименовать в честь Нади. Но Генриетта Ивановна не разрешила:
"Она за людей погибла. И я хочу, чтобы она лежала вместе с людьми..."