Найти в Дзене
Auto People

Китайский автопром уже лидирует: сможет ли Запад догнать уходящий поезд?

Оглавление

Еще десять лет назад фраза «китайский автомобиль» вызывала у большинства экспертов снисходительную улыбку. Сегодня улыбки исчезли, уступив место серьезной озабоченности. Китай не просто догнал — он вырвался далеко вперед, трансформировав мировую автомобильную индустрию с ошеломляющей скоростью. Пока традиционные гиганты из Европы, США и Японии действуют по лекалам прошлого века, Китай уже живет в новой автомобильной эре. Вопрос уже не в том, «если», а в том, «как» и «когда» китайские бренды окончательно закрепятся на глобальном олимпе.

Китайский автопром уже занял позицию лидера
Китайский автопром уже занял позицию лидера

Прозрения ветерана отрасли Терри Войчовски, главы компании Caresoft Global, занимающейся детальным анализом автомобильного бизнеса, рисуют картину технологической и операционной пропасти, которая продолжает расти. Анализируя итоги автосалона в Шанхае и разбирая автомобили конкурентов до последнего винтика, его компания пришла к неутешительным для Запада выводам. Американский и европейский рынки, отгороженные тарифами, живут в своеобразном информационном вакууме, не осознавая масштабов произошедшей революции.

Скорость – новая валюта автопрома

Ключевое, фундаментальное отличие китайского подхода – это одержимость скоростью. В автомобильной индустрии, где на разработку новой модели уходили годы, а то и десятилетия, Китай полностью переписал правила игры. Время стало главным ресурсом, который невозможно купить или вернуть.

Платформа MEB – разработка VW
Платформа MEB – разработка VW

По данным Войчовски, китайские компании тратят на создание совершенно новой платформы от полутора до двух лет. Для сравнения, традиционные производители (OEM) закладывают на этот же процесс четыре, а то и пять лет. Цифры говорят сами за себя: молодой стартап Xpeng за девять лет разработал и запустил пять автомобильных платформ. Volkswagen же анонсировал свою ключевую электрическую архитектуру MEB в 2019 году, премиальную PPE – в том же году, но запустил ее только в 2025-м, а следующая, SSP, анонсированная в 2021-м, появится не раньше 2028 года.

Сравнительный цикл разработки модели (в месяцах) по данным Caresoft Global
Сравнительный цикл разработки модели (в месяцах) по данным Caresoft Global

Этот невероятный темп обеспечивается не только цифровыми технологиями, но и совершенно иной трудовой этикой. В инженерных кругах Китая доминирует парадигма «9-9-6»: работа с 9 утра до 9 вечера, шесть дней в неделю. Для западного менталитета это звучит как анахронизм, но для китайских инженеров, прошедших через сито жесточайшей конкуренции за место в престижном вузе, это норма. Войчовски, посетивший Шанхайский технический университет в выходной день, был поражен – библиотека была переполнена студентами.

-4

От «копирования» к гиперинновациям

Стереотип о том, что китайский R&D (Research & Development) – это «Receive & Duplicate» (Получить и Скопировать), безнадежно устарел. Сегодняшний Китай – это локомотив инноваций. Например, гигант BYD подает до 45 патентов в день, а общее их количество у компании в 15 раз превышает число патентов Tesla.

-5

Но еще более поразительна скорость внедрения чужих идей. Китайские компании мгновенно распознают прорывные технологии и реализуют их быстрее, чем сами авторы.

Системы терморегуляции. В марте 2020 года Tesla представила на Model Y инновационный тепловой насос с блоком клапанов «Octovalve». К середине 2022 года Huawei уже разработала и внедрила аналогичный «суперколлектор» для моделей своего суббренда AVATR.

Электропроводка. Tesla в Model 3/Y перешла с тяжелых медных кабелей на легкие, дешевые и простые в монтаже жесткие алюминиевые шины. Китайские стартапы подхватили это решение с самого начала, в то время как большинство традиционных автопроизводителей до сих пор цепляются за медь.

Искусственный интеллект. В 2021 году Tesla начала использовать нейросети-трансформеры (основу больших языковых моделей, LLM) для своего автопилота. Great Wall Motor запустила Highway Pilot на той же технологии в массовое производство в том же году, за ней последовали Nio и Xpeng в 2022-м и Li-Auto в 2023-м. На Западе ни один традиционный OEM до сих пор не внедрил подобную технологию.

Гигакастинг. Tesla была пионером в использовании гигантских литых деталей кузова. Но сегодня Xpeng производит детали, которые легче и прочнее, чем у Tesla. А пока Tesla использует прессы на 9 000 тонн, в Китае уже разрабатывают 16 000-тонные машины, способные отлить целую половину кузова за один прием.

-6

Технологическое лидерство проявляется и в батареях, где CATL и BYD диктуют моду, и в системах сверхбыстрой зарядки, и в технологиях автопилота.

Битва приоритетов: что на самом деле важно покупателю?

Разрыв между Китаем и Западом лежит не только в технологиях, но и в понимании потребителя. Глобальные производители десятилетиями мерились лошадиными силами, секундами разгона до ста и отточенной управляемостью. В Китае же сформировался совершенно другой список приоритетов.

Топ-5 критериев при покупке автомобиля в Китае:

  1. Технологии: цифровая приборная панель, умные функции, системы помощи водителю (ADAS).
  2. Подключения: встроенная сотовая связь, интеграция со смартфоном, AI-ассистенты.
  3. Отношения: репутация бренда, клиентский опыт, комфорт.
  4. Ценности нового поколения: разумность покупки, низкая лояльность к «историческим» брендам, доступность.
  5. Экология: готовность платить за более «зеленые» технологии.
Приоритеты покупателей изменяются очень быстро
Приоритеты покупателей изменяются очень быстро

На фоне этого привычные для западного рынка ценности, такие как управляемость и качество подгонки панелей, отходят на второй план. И как утверждает Войчовски, этот сдвиг в приоритетах постепенно происходит и в Европе, и в Америке. Похоже, традиционные автоконцерны давно должны были пересмотреть свои инженерные задания.

Ярким индикатором стал обвал продаж Porsche в Китае, где культовый, но технологически консервативный 911 проигрывает местным смарт-карам вроде Xiaomi SU7, который предлагает схожую динамику, но при этом является передовым цифровым гаджетом на колесах.

Xiaomi SU7 Ultra
Xiaomi SU7 Ultra

Неравное поле игры и сомнительная долговечность

Колоссальное преимущество Китая кроется и в структурных факторах. Государственная поддержка, более дешевая земля и капитал снижают издержки на 7-9%. Сами китайские производители и их поставщики готовы работать с меньшей маржой. Но одна из самых эффективных практик – это кооперация в производстве стандартизированных компонентов. Несколько компаний могут использовать общие детали, что снижает их стоимость для всех участников на 7-15%.

Китайская автомобильная свалка
Китайская автомобильная свалка

Возникает резонный вопрос: а проживет ли такой автомобиль 15 лет или 300 000 километров? Возможно, нет. Но это может быть и не нужно. В мире, где смартфон морально устаревает за два-три года, похожая судьба ждет и автомобили. Стремительный марш технологий может сделать машину неактуальной через пять-шесть лет. В такой парадигме на первый план выходят доступность и возможность полной переработки, а не вечная жизнь.

Призыв к пробуждению для Запада

Что делать американским и европейским компаниям? По мнению Войчовски, ответ радикален: изменить всё. Сломать устоявшиеся парадигмы, перестать гнаться за характеристиками, за которые клиент не готов платить, и начать воспринимать Китай как главного конкурента, а не соперников «из соседнего города». Необходимо лоббировать правительства для снижения собственных структурных издержек.

У Китая есть и свои проблемы: избыток производственных мощностей, который толкает компании на агрессивный экспорт, и шаткое финансовое положение некоторых поставщиков. Ожидается волна слияний и банкротств. Однако Западу было бы крайне наивно надеяться, что эти внутренние трудности замедлят китайского дракона.

Volkswagen закрывает свои заводы в Германии и расширяет деятельность на китайском рынке в сотрудничестве с местными компаниями
Volkswagen закрывает свои заводы в Германии и расширяет деятельность на китайском рынке в сотрудничестве с местными компаниями

Введение защитных тарифов в Европе и США – это лишь временная передышка. Это не долгосрочная стратегия, а короткое окно возможностей, которое дано Западу, чтобы провести внутреннюю революцию, снизить затраты и до предела ускорить разработку. В противном случае, когда тарифные барьеры падут, западный автопром рискует быть сметенным волной доступных, технологичных и инновационных автомобилей из Поднебесной.

А что вы думаете о сложившейся ситуации? Сообщите свое мнение в комментариях.