Как казанский голова Иван Жарков открыл первый разводной мост и основал стеклозавод в Марий Эл
Воссоздать снесенный в 1950-х годах Жарковский мост, вернуть Казани исторический променад с фонтанами у ЦУМа и сделать пешеходную связь от Саид-Галеева до Кремля — такие планы прозвучали в ходе «исторической» комиссии Минниханова в начале июня. О том, в чем была уникальность моста городского головы Ивана Жаркова и какие еще мосты перекинуты через протоку, — в материале Михаила Шутова, потомка Жаркова, написанном специально для «БИЗНЕС Online».
Пешеходный променад от вокзала до Кремля, фонтаны и исторический мост
На этой неделе стало известно, что в Казани на фоне благоустройства территории возле ЦУМа планируют восстановить мост через протоку Булак. Исторические снимки моста показали на межведомственной комиссии по застройке в историческом центре под председательством раиса Татарстана Рустама Минниханова. Объект может стать «красивым связующим звеном» прогулочного маршрута с фонтанами — он протянется от улицы Саид-Галеева и свяжет главный железнодорожный вокзал Казань-1 с территорией Казанского кремля.
Более двух веков назад Жарковский мост был первым и единственным подобным гидротехническим сооружением на территории столицы Татарстана. На месте, где проходили торговые суда, в 1800 году местный купец Иван Степанович Жарков, ставший городским головой Казани, построил деревянный мост.
Его потомки до сих пор живут и работают в Казани. В частности, Михаил Шутов является консультантом по коммерческой недвижимости. В этом году он сдал полномочия помощника депутата города Мегиона (Ханты-Мансийский автономный округ), где проработал более 10 лет.
В блоге для «БИЗНЕС Online» Шутов рассказал о своем пращуре и его вкладе в Казань, а также о том, чем примечателен Жарковский мост.
Чем известен казанский голова Иван Жарков
Иван Степанович Жарков — мой прадед в 6-м поколении. Историю его жизни я узнал от своей прабабушки Евдокии Панцыревой, когда мне было 6–7 лет. Она рассказывала, что Иван родился в 1742 году, был макарьевским и казанским купцом первой гильдии, промышленником и меценатом. Его очень чтили в Марийском крае, поскольку он основал там первую стекольную фабрику, с которой в регионе началось производство изделий из стекла. Также он владел мыловаренным и пивоваренным заводами в Казани.
У меня в школе любимым уроком была история Татарстана, и я до сих пор считаю, что без знания истории и своих корней тяжело жить. Откуда твоя кровь течет? Почему ты за этот город бьешься до конца? Хоть я и уезжал из Казани, 10 лет здесь не жил, но все равно вернулся и продолжаю помогать школам, садикам. Не могу — тянет на родину, и теперь я понимаю, откуда у меня это.
Но давайте вернемся к Ивану Степановичу. В 1803–1804 годах Жарков стал городским головой Казани и очень много денег вкладывал в сам город. В те времена назначение глав оформлялось императорским рескриптом и должностное лицо обязано было помогать городу, а не просто носить этот статус. Голова назначался на короткий срок — всего на пару лет. К тому же Жарков тогда был уже в возрасте — на момент назначения ему было около 65 лет.
Иван Степанович был настоящим верующим и вложил много сил в строительство храмов. Он жил рядом с казанским Успенским собором, который, к сожалению, сильно пострадал в 1749 году из-за пожара, а в 1774-м — во время восстания Пугачева. Жарков очень надеялся восстановить собор и, получив одобрение от Казанской епархии, устроил его реставрацию на личные деньги.
Перед своей смертью он попросил жену передать все его имущество в храм, и она сдержала обещание. Иван ушел из жизни в 1813-м, а через два года собор снова сгорел в большом пожаре. Вдова Мария Жаркова не растерялась и восстановила собор снова, а потом отдала все земли Успенскому собору и уехала к сестре. В 1978 году храм снесли, и сейчас на этом месте стоит КРК «Пирамида».
Мостовые опоры и табличка с надписью — все, что осталось от Жарковского моста
Не менее важным вкладом Жаркова в город стало строительство моста через Булак. В те времена в районе современной площади Тысячелетия по протоке, соединявшей Нижний Кабан с Казанкой, ходили суда. К стенам Кремля приходили большие корабли, которые разбивали палатки и выгружали товары.
В Казани тогда было много деревянных мостов, и купцам приходилось перевозить грузы только на маленьких лодках под ними. Т. к. Жарков сам был купцом, он на себе ощущал неудобства и в 1799 году за собственные средства построил первый разводной мост через Булак. Его поднимали вручную с помощью цепей, чтобы пропустить суда по воде.
После того как мост сгорел в 1815-м, его восстановили как обычный — видимо, потребности в его разведении уже не было. Со временем Булак перестал быть судоходным, и в 1950-е мост разобрали. Сейчас в районе «Пирамиды» есть только мостовые опоры и табличка с надписью «Жарковский мост».
Мост находился напротив каменного дома Ивана Степановича. У него была очень большая земельная территория — она начиналась с места, где сейчас «Пирамида», и до перекрестка, где средняя школа №1. Там же, вдоль Булака и около Кремля, Жарков делал и дороги. Видимо, для него было важно внести свой персональный вклад в развитие города.
К сожалению, многие архивы погорели в пожаре 1815 года, многое было утеряно. Трудно было отыскать какие-то документы или справочные данные, но я расспрашивал людей, которые хоть что-то знали о нашем предке.
Когда я был маленьким, мне показывали склеп Жаркова на Арском кладбище. Я уже два года борюсь, чтобы установить хотя бы мемориал Жаркову. Сейчас у нас идут с мэрией переговоры по поводу того, чтобы сделать мемориал в Казанской ратуше с именами всех казанских голов. Мы договорились с Любовью Агеевой (главный редактор газеты «Казанские истории» — прим. ред.), что на следующей неделе встретимся на Арском кладбище и попытаемся отыскать, где мог быть склеп Жаркова. Если не получится — установим памятник в виде мемориала, что здесь был захоронен Иван Жарков.
Михаил Шутов
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции