Сегодня в рубрике «Советское кино по выходным», согласно летней традиции: фильм про пионерский лагерь. Как показывает практика – фильмов в этом жанре было снято достаточно. Достаточно для того, чтобы внутри жанра формировались отдельные направления. Один из таких поджанров – поэтическое кино про подростков, которые внезапно оказываются околдованы нежданной любовью. Никто не знает, что с этим чувством делать – ни сами влюблённые, ни тем более взрослые, которые за них в ответе. И только режиссёры знают, что про первые летние романы нужно снимать фильмы. В лирическо-акварельной манере, с протяжными пейзажами, красивыми артистами и прекрасной музыкой. Именно так Михаил Пташук снимал одну из ранних своих работ – фильм «Лесные качели».
Здравствуйте!
Фильм «Лесные качели» вышел на экраны в 1976 году. Удивительно, что он не имел тогда большого успеха. Хотя другая картина в том же стиле и на ту же тему – «Сто дней после детства» Сергея Соловьёва – в том же году стала обсуждаемым событием, открытием нового взгляда на мир старших школьников.
Хотя здесь – тот же деликатный психологизм, такой же притягательный главный герой – нервный, тонко чувствующий, мятущийся.
Так же любуется камера расцветающей прелестью главной героини в солнечных лучах.
И символы здесь понятны и поэтичны: белый конь и взмывающие в небо русские качели.
Возможно, дело в том, что Сергей Соловьёв в то время был более харизматичным и энергичным, чем Михаил Пташук. А может, в том, что Соловьёв свою картину снимал на Мосфильме, а «Лесные качели» создавались в Белоруссии. Или соловьёвская картина успешнее потому, что истории неразделённый любви всегда притягательнее. Зритель охотнее верит в то, что первая любовь должна быть несчастной.
«Лесные качели» - история светлая. Хотя, поскольку дело касается подростков, не обходится без проблем и неразрешимых сложностей.
«Лесные качели»: сюжет
Как вы уже поняли, дело происходит в пионерском лагере. Не совсем обычном – он затерян в лесах. Добраться до лагеря можно лишь на катере, который совершает нечастые рейсы.
Начальство сюда заглядывает редко, амбициозные директора не задерживаются. А дети пользуются относительной свободой, которую пытается ограничить тревожная старший воспитатель Таисия Семёновна.
И вот в этот лагерь посреди смены прибывает новый начальник – бывший лётчик Егоров. Человек без педагогических навыков, без опыта общения с детьми в сложном возрасте.
А подростки активно нарушают дисциплину. Не хотят спать в тихий час, устраивают посиделки в заброшенных сараях, затевают тайную переписку с помощью придуманного шифра. Всё это беспокоит опытного старшего воспитателя.
А бывший лётчик считает, что главное – воплотить стремление юности к полёту. И строит большие качели, на которых можно взмывать в небеса.
Главный заводила лагеря – Зуев – внезапно влюбляется в мечтательную спокойную Настю, которая любит книги и одиночество.
Очевидно сильное чувство беспокоит взрослых и вызывает гнев у друзей Зуева. Подростки высмеивают юную парочку так резко и зло, что влюблённый парень решается на побег.
И разбираться с этим предстоит новому директору, который не знает педагогики и возрастной психологии, но зато точно знает, как должен поступать мужчина, чтоб оставаться порядочным человеком.
«Лесные качели»: актёрский состав
В этой светлой лирической повести прекрасный актёрский ансамбль.
Мужественного отставного лётчика сыграл Олег Ефремов – актёр, который прекрасно умел показать на экране глубокий внутренний мир героя.
В роли старшего воспитателя Таисьи Семёновны – строгая красавица Нинель Мышкова.
А в небольшой по объёму роли вожатой Светланки – молодая Анна Каменкова.
Юный артист Борис Лазарев сыграл в этом фильме свою единственную роль – Лёши Зуева.
Прекрасную Настю воплотила опытная на тот момент юная актриса Марина Матвеенко. После этого она ещё дважды появлялась в фильмах, но профессиональной актрисой не стала. Сейчас она живёт в Литве и владеет небольшим заводиком.
Ещё один подросток с кинематографическим опытом – Станислав Франио. Тогда он был в статусе звезды после роли в фильме «Бесстрашный атаман». Однако после «Лесных качелей» больше не снимался. И достаточно рано ушёл из жизни.
А на экране все они – молодые, прекрасные и полные надежд.
«Лесные качели»: не только фильм
Это кино снято по одноимённой повести писательницы Инги Петкевич. Сама автор критически отзывалась о постановке, хотя имя своё из титров не сняла.
Фильм получился лирической нотой, а повесть гораздо сложнее и реалистичнее. В ней гораздо больше действующих лиц, сложнее взаимоотношения подростков, труднее их жизненные обстоятельства, глубже проблемы.
Все они оказались в лагере не случайно – в том числе и взрослые. У вожатых и воспитателей свои надежды и свои разочарования. Писательница подмечает их очень точно – и рисует глубокие образы.
Вот так метко она характеризует молодого человека с большими амбициями, временно работающего физруком:
Он втайне писал стихи и почитал себя гениальным поэтом. Почему, на каком основании он себе такое вообразил, сказать трудно. Он не знал, не любил и не читал стихов, не мог отличить Твардовского от Асадова, Пушкина от Бунина, но вот, однако же, в собственной одаренности не сомневался.
Прекрасный портрет графомана. И такие люди тоже работают с детьми и даже способны произвести впечатление на юные души.
Очень интересен в повести путь отставного лётчика Егорова в педагогику:
- Да я ничего не смыслю в педагогике, я и детей-то никогда в глаза не видел.
— Не имеет никакого значения, — горячо перебила она. — Вы не видели, зато им будет полезно на вас поглядеть и с вами познакомиться. Они настоящих мужиков, может быть, тоже в глаза не видели. Один вид настоящего мужчины для них сейчас полезнее всех методов и систем педагогики.
Хотя с середины семидесятых, когда была написана повесть и снят фильм, прошло уже полвека, в сущности, не так много изменилось. Дети по-прежнему взрослеют. Им по-прежнему нужны примеры порядочности, уроки взросления и собственный опыт.
И обязательно нужны свои лесные качели на фоне солнечного летнего дня.