“Малахитовая шкатулка” П.П.Бажова или старинные устные предания уральских горнорабочих
Сказы "Малахитовой шкатулки" объединяются в группы, связанные общими героями, как главными, так и второстепенными. Эта связь писателем специально продумывалась для придания книге большей цельности. Иногда сказы объединяет указание на одно и то же время и место действия. Часто в сказах дается как бы история одной рабочей семьи: Степана и Насти, их дочери; Катерины и ее мужа мастера Данилы, а затем и их детей; старателя Леонтия и его сыновей Пантелея и Кости. Такие семейные истории существовали да и сейчас существуют на Урале.
Общие в сказах и волшебные персонажи, главные из которых — Хозяйка, или Малахитница, и Полоз. Интересно их происхождение. Еще в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа, или Хозяйки, девки Азовки. Действия их могут быть враждебны или доброжелательны по отношению к людям.
Такие фантастические предания были широко распространены среди уральских рабочих, многие поколения которых трудились в тяжелейших условиях на "подземной каторге", в рудниках и шахтах. Стремление объяснить непонятные явления природы вызвало их к жизни, жажда справедливости, желание видеть удачу труженика и наказание угнетателя определили их содержание.
Бажов использует, развивает и дополняет фольклорные традиционные мотивы. Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей. Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью. Детали красочного портрета намекают на связь ее с миром природы. Многое роднит эту героиню со сказочной царевной. Не только необыкновенная красота, но и чудесные помощники, выполняющие все ее распоряжения, — разноцветные ящерки. Живет она в прекрасном подземном дворце, куда можно попасть, только преодолев многие испытания, похожие на те, которые проходит и герой волшебной сказки.
Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения Хозяйки. Другим — не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.
Творчеству народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует, например, мастера Данилу и его сына Митю, стремящихся раскрыть красоту камня, чтоб "сердце радовалось" у людей при взгляде на их работу.
Но не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное — "сколько камни стоят". Узнав, что использован недорогой материал, разгневанный барин раздавил и в пыль растоптал Митину "дорогую выдумку". Как и Данила, исчез Митя.
Историческое прошлое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения горных богатств, постройки и расширения заводов, но и все более сильного закрепощения народа и появления в его среде отдельных смельчаков, народных мстителей.
Народ всегда приписывал своим любимым героям особую удачливость и неуязвимость от пуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов. Чудесные силы природы, не только Хозяйка Медной горы, но и волшебная кошка с горящими ушами, как в сказке, помогают смельчакам. Но та же волшебная кошка губит незадачливых добытчиков, барских прихвостней.
Другими чудесными персонажами, связанными с золотыми месторождениями, являются Огневушка-поскакушка и бабка Синюшка, способная девицей обернуться. К таким же персонажам принадлежат и козлик Серебряное копытце, и чудесные мураши (муравьи), и голубая змейка. Эти произведения Бажова ближе к сказкам, он и сам их так иногда называл.
Произведения уральского сказочника, основанные на фольклоре, общенародные по содержанию, гуманные по идеям, глубоко народным и по языку, и по стилю. Не одно поколение читателей радовали и увлекали сказы Павла Петровича Бажова. И жизнь им предстоит долгая-предолгая.”
“В чем волшебство сказов П.П.Бажова?” Читайте в Библиотеке школы Меньшиковой
🎵 Мельница - Невеста Полоза
Уральский фольклорист В. Н. Серебренников
Продолжая тему уральского фольклора, сегодня предлагаем познакомиться с Валентином Николаевичем Серебренниковым - писателем, краеведом и исследователем народной словесности. Благодаря его кропотливой работе сохранились уникальные сказки, легенды, заговоры, былины и загадки, передававшиеся из уст в уста в городах и деревнях Урала.
Вот что вспоминает о нем, один из старожилов Перми:
“Однажды жарким весенним днём в конце двадцатых годов профессор П. С. Богословский проводил со студентами экскурсию по городу. Подошли к Загородному саду (теперь сад имени М. Горького), к тому месту, где была городская застава. Профессор рассказывал о Сибирском тракте, декабристах, Ф. М. Достоевском, Н. Г. Чернышевском и о многих других борцах за народное дело, кто, минуя эту заставу, горькой дорогой прошли в Сибирь.
К экскурсантам подошел человек с котомкой за плечами и толстой суковатой палкой в коричневой от загара руке. Невысок ростом. Сухощав. По виду — лет сорок. На круглом в веснушках лице — улыбка. Одет очень скромно, если не сказать — бедно. На ногах избитые ботинки, потрепанная фуражка, очки в тонкой оправе.
«Калика перехожий», — попытался сострить один из студентов. Но профессор почти что лишь снял шляпу и быстро подошел к человеку в очках.
— Далеко ли собрался, Валентин Николаевич?
— Да вот в Златоуст надо сбегать...
То был В. Н. Серебренников, известный в научном мире также под псевдонимом Г. Аргентов, человек, который к этому времени уже четверть века самоотверженно открывал и записывал фольклор. От Перми до Златоуста — добрых четыреста километров, но для Валентина Николаевича, который «пешедралом» исходил Урал, это был едва ли не самый рядовой из маршрутов.
Сорок лет, с 1903 года и до конца жизни, зимой и летом, в холод и зной, ходил Серебренников по уральским городам, сёлам, деревням, встречался с людьми, которые, как говорится, в карман за словом не лезут, и записывал от них произведения народного поэтического творчества.
Его записи содержат тысячи пословиц, поговорок, загадок, приветствий, скороговорок, частушек, песен, сказок. Это поистине — сокровищница мудрости, ум и сердце народа. Только большой человек, беспредельно любивший свой край, Родину, мог осилить этот гигантский труд, накопить такое бесценное богатство. В. Н. Серебренникова по праву можно назвать нашим уральским Далем.”
Из сборника “Меткое слово. Песни. Сказки”
ЧЁРТ И МУЖИК. Сказка записанная В.Н. Серебренниковым
“В некотором царстве, в некотором государстве было озеро. Берега у этого озера были очень высокие, обрывистые. Сподобился ходить на этот берег чёрт. И ходил он каждую ночь. Как только настанет полночь, из воды выходит косматый, седой старик, сядет на берег и кричит:
— Год годи хуже! Год годи хуже!
Надоело это мужику, который жил недалеко от берега. Припас он сырую берёзовую палку и стал ждать чёрта.
Как только наступила полночь, опять из воды выходит косматый чёрт. Сел на берег, положил ноги под себя и начал кричать:
— Год годи хуже! Год годи хуже!
А мужик подкрался сзади да как тянет по затылку чёрта, тот только крикнул:
— Хуже не будет! — И скрылся в воде.
Больше с той поры черт не выходил на берег.”
Библиотека школы Меньшиковой • Раздел "Магические ключи в истории и мифологии славян"