Найти в Дзене

Кирилл Комаров: «Мои песни — записки путешественника»

Оглавление

Фрагменты из интервью на Новгородском областном телевидении 17 мая 2013. Беседовала Анастасия Титова, программа "Автограф"

#кириллкомаров #слушатели #событие_концерта #транслировать_эмоции #квартирник #начало пути #рок-клуб #группы_кирилла_комарова #группа_присутствие #гитара #кофе_и_курение #привычки #свой_путь #как_все #авторитеты #влияния #работа

«Мои песни — записки путешественника»

Анастасия Титова. Сейчас была возможность с людьми пообщаться после концерта, и все находятся в одном и том же состоянии — в изменённом. Вы чувствуете, как вы это делаете? Ничего же специального не происходит: Вы не говорите «где ваши руки», не заигрываете со слушателями…

Кирилл Комаров. Ну, у меня есть подозрения… (усмехается). Это происходит исследованным образом. Думаю, тут участвуют так называемые зеркальные нейроны. Знаете, когда человек зевает, другой тоже в ответ начинает зевать. На концерте действует тот же механизм. То есть люди просто чувствуют состояние — и всё.

Мне кажется, что для многих состояний, которые существуют в мире, человечество — или, во всяком случае, его русскоязычная часть — не торопится вырабатывать язык. Вот я вырабатываю свой язык, чтобы их описать. Попадаю в какие-то состояния и каким-то своим образом при помощи слова и музыки пытаюсь запомнить и передать их… В этом смысле мои песни — это просто такие записки путешественника.

Квартирники

А.Т. Сегодня необычный концерт — квартирник так называемый, вещь из восьмидесятых, пожалуй, семидесятых. Вы как-то специально настраивались на такое выступление?

К.К. Нет-нет, сейчас квартирники играются сплошь и рядом. Люди собираются вместе, не спрашивая разрешения у государства… То же самое происходит во многих других городах, и не только у нас в стране, но и, скажем, в Америке. Это никогда не прекращалось. Началось это, да, наверное, где-то в шестидесятых, я думаю — но эта форма работает до сих пор...

Начало пути

А.Т. «Лучше быть мёртвым, чем вторым» — это написано вами более двадцати лет назад. Время прошло. Согласны ли вы с этим сегодня?

К.К. Сейчас звучит смешно, но на самом деле это было здорово… Это песня из репертуара группы «Присутствие», участника Ленинградского рок-клуба — одна из тех песен, с которыми мы попали в рок-клуб. Я писал тексты для этой группы. Сам я тогда хотя и играл на гитаре, но, конечно, не так, как те ребята, хотя они были мои ровесники. Потом уже через какое-то количество лет гитарист и композитор этой группы Максим Кузнецов даже играл со мной вместе, помогал мне в качестве соло-гитариста.

Тогда это было написано просто потому, что мы были молодые, нам было лет по восемнадцать. У «Присутствия» были ещё и другие песни: «Выйди вон», «Поколение злых». Примерно в это же время у «Алисы» вышел альбом «Энергия». 1985–86 годá. Ух, вообще!

А.Т. Вы достаточно поздно начали играть на гитаре…

К.К. Ну, на людях, наверное, поздно, но для себя начал тренироваться лет с четырнадцати-пятнадцати. Стал привыкать к этому инструменту — а он ко мне. И долгое время, да и сейчас, я не уверен, честно говоря, в правильности того, что делаю. Чувствую недостаток образования.

Но с другой стороны, будь у меня музыкальное образование, я, может быть, и не играл бы так, как я сейчас играю…

Группы Кирилла Комарова

А.Т. За время вашего существования совместно с Ленинградским рок-клубом и с различными группами вы приходили, уходили, меняли составы. Это достаточно долгая история. Кто кого не понимал, как вы считаете?

К.К. Ну, это же всегда вопрос эго, в него всё упирается… Я ушел из группы «Присутствие», потому что считал, что у меня гениальные тексты, а вокалист их абсолютно неправильно поёт, грубо… Сейчас я понимаю: какие тексты были, так он и пел, даже ещё достаточно комплиментарно по отношению к ним.

А в дальнейшем… Надо сказать, что мои группы — те, в которых пел я и где игрались исключительно мои вещи,— собирались не по моей воле. Люди сами приходили и говорили: «Давай мы будем играть твои песни». Я спрашивал: «А кто на басу, а кто на барабанах? Ну, давайте попробуем». Потом мы играли, потом всё это как-то заканчивалось — по финансовым, экономическим и каким-то другим причинам, по отсутствию менеджмента, по отсутствию дальнейшего развития истории. Любая история должна как-то развиваться, она не может быть стабильной, как того желает наше государство. Вот в двух метрах под землёй — там бóльшая стабильность. А жизнь течёт и меняется, движется либо вниз, либо вверх, история развивалась, а потом хоп (щелкает пальцами) — и закончилась. Так было несколько раз в моей жизни. Ничего страшного, это всё естественно было. Со всеми, с кем играл, я в хороших отношениях по-прежнему.

Кофе и курение

А.Т. Похоже, вы научились компромиссам, судя по вашим текстам. Например, вы не любите растворимый кофе, а пить его приходится.

К.К. Ну, я сейчас кофе вообще уже не пью. Я бросил курить, бросил пить кофе. Когда-то я и курил, и пил кофе — как раз когда работал копирайтером на радиостанции. А потом просто отказался и от одного, и от другого. Оказалось, это проще, чем я думал. Прежде я там пил по шесть чашек в день, курил по две пачки, двадцать семь лет курил... Думал, что у меня бросить не хватит силы воли никогда. Оказалось, что это не вопрос силы воли, а вопрос договора с самим собой.

А.Т. Кирилл Комаров много путешествует, открывая в жизни и в людях безграничные смыслы, заложенные Творцом. Интерес к этому развился ещё в студенческие годы на кафедре тюркской филологии ЛГУ, где будущий музыкант прочёл много разной поэзии. Он всегда много читал. Родители Кирилла давно развелись, он жил с мамой и среднюю школу заканчивал с одной тройкой — по физике. До сих пор Кирилл удивляется, как удалось проскочить с точными науками.

«Свой путь» и «как все»

К.К. Вообще это интересно — каждого человека увидеть. Интересно узнать, почувствовать, из чего он состоит, из каких частей. Какая речка принесла вот это, какой приток — вот это... Какое-то время мне это было совершенно неважно. Наоборот, позиция была такая (брутальным тоном): я другой, я особенный, я не имею к вам никакого отношения, я пойду своим путём! Чем больше я иду своим путём и чем больше я смотрю назад, тем больше понимаю, что это абсолютно тот же способ, которым действовали мои предки — и большое им за это спасибо, это их энергия теперь воплощается в каких-то моих резких или плавных движениях в этой жизни.

О подражании

А.Т. О подражании, о следовании примеру, об авторитетах: часто ли вы в себе находили чьи-то следы?

К.К. Прекрасный вопрос. Конечно! Мне нравилось много музыкантов. Для меня музыка и желание быть музыкантом начались с Высоцкого и с Beatles. Дальше были Deep Purple, «Аквариум», Юра Наумов, был гитарист Игорь Каим замечательный петербуржский. Я и пытался подглядывать, и боролся с этими влияниями… И понял: лучше наиграться в эту игру. Поддаться влияниям. Пройти их насквозь, полностью удовлетворить свое желание быть другим человеком. Посмотреть — и сказать себе: вот, я другой человек — но я теперь это откладываю и дальше буду уже собой.

Роберт Плант, Led Zeppelin вообще были моими богами. И сейчас они для меня очень много значат — но я смотрю на них спокойно.

«Живу только сегодняшним днём...»

А.Т. «О чем бы Бог не молчал, все будет об этом, о том, что жизнь… наполнена светом». Вы помните об этом в непростых ситуациях — например, когда у вас совсем нет денег?

К.К. Да нет. Я часто думаю: «Ой, как жить дальше, вообще непонятно…»

Несколько лет назад я ушёл с радиостанции, где работал копирайтером, и стал заниматься исключительно музыкой — просто петь песни, играть концерты, жить таким образом. И долгое время говорил себе: «Я ещё работаю на радиостанции! Сейчас я вернусь! Они всегда меня возьмут на работу!» И вдруг понял, что уже два года хотя и числюсь там, но живу только сегодняшним днём... Непонятно как — но живу. А сейчас уже достаточно долго это происходит... Ну, может, это какое-то время ещё будет происходить, и слава Богу. Если нет, ну, значит, станем какими-то другими людьми. Будем жить как-то иначе.