Всем привет!
Мы в Сиене 14го века. До этого познакомились с местными мастерами Дуччо ди Буонисенья и Симоне Мартини, а сегодня посмотрим на работы их последователей - братьев Лоренцетти.
Исследователи не сразу нашли родственную связь, но все-таки пришли к ней. Братьев было двое - Пьетро (упоминается в документах 1306-1345) и Амброджо (1317-1348). Они были активны в Ассизи, Ареццо, Флоренции, и, в первую очередь - в Сиене. Более того, здесь они приняли в свои руки заказы от коммуны, когда их предшественник Мартини переехал в Авиньон.
Разберемся с Пьетро.
Хотя он глубоко обязан искусству Дуччо и его кругу и склонен к ретроспективе, он был художником значительной оригинальности: его натуралистические фигуры, созданные под влиянием скульптуры, пронизаны сильными эмоциями и помещены в новаторское иллюзионистское пространство
Южный трансепт (левое крыло западного трансепта) Нижней церкви в Сан-Франческо в Ассизи был украшен Пьетро Лоренцетти от свода до пола сценами из Страстей. Декорация завершена, и трансепт имеет единый вид. Нижняя часть стен расписана псевдомрамором.
На цилиндрическом своде изображены шесть историй из жизни Христа. Первая — Вход в Иерусалим, за ней следуют Тайная вечеря, Омовение ног, Взятие Христа на пленение, Бичевание и Путь на Голгофу. Эти фрески, вероятно, первый заказ художника на фрески, были начаты еще в 1315 году, и его работа в Ассизи, возможно, продолжалась с перерывами в течение нескольких лет.
На изогнутой стене под сводами Пьетро создал огромное Распятие, самую амбициозную из всех массовых сцен доренессансного периода; оно состоит из примерно пятидесяти фигур, каждая из которых сильно дифференцирована. Под Распятием, на уровне глаз, он изобразил «священную беседу», Марию с Младенцем между святыми Франциском и Иоанном Евангелистом.
Предполагается, что успех этого заказа повлек другие, во Флоренции, Ареццо и других городах. Он выполнил несколько Распятий, полиптихов для алтарей и мн. др:
Помимо всего прочего, он выполнил сцену Рождества для алтаря кафедрального собора Сиены:
Над этим алтарем также работали Симоне Мартини и Амброджо Ларенцетти, а сверху была установлена Маэста Дуччо.
Кстати об Амброджо. Для этого алтарного набора он выполнил Представление во храме:
Исследователи отмечают, что большим мастерством отличался младший из братьев - Аброджо. Многие из его нововведений в натурализме не имеют аналогов; многие из его работ характеризуются иконографией, которая тоже оригинальна.
Самые известные его работы выполнены в Палаццо Публико в Сиене (там же, где огромная Маэста Мартини), но в другом зале - в Зале Мира (1338-1339):
Амброджо выполнил аллегории плохого и хорошего правительства, а также изображения их последствий.
Слева изображена Справедливость на троне, над ней - вдохновляющая ее Божественная Мудрость, а между ними надпись из Библии - Люби справедливость, тот, кто управляет миром (та же, что была у Мартини):
Справедливость представлена с весами, каждая из сторон иллюстрирует различное измерение ее функции. С одной стороны, Распределительная Справедливость показана как управляющая справедливым вознаграждением и наказанием, гарантируя, что бремя и выгоды пропорционально распределены по всему обществу. С другой стороны, Городская Справедливость управляет распределением индивидуальных отношений и обменов, защищая права и обязанности между гражданами.
Из рук двух ангелов, представляющих эти аспекты справедливости, веревка тянется вниз к Конкордии (римская богиня согласия, покровительница мира и гармонии в обществе, особенно в браке), олицетворению гражданского единства и гармонии. Конкордия передает веревку двадцати четырем гражданам, показанным держащими ее коллективно в жесте общественного сотрудничества. На дальнем конце веревка туго обмотана вокруг запястья персонифицированной Коммуны Сиены, символизируя обязательное обязательство правительства поддерживать справедливость и единство в гражданском организме.
Над Коммуной - благодетели - Вера, Надежда и Любовь.
По обе стороны от него - Мир, Стойкость и Благоразумие
+ Великодушие, Умеренность и Справедливость:
На соседней стене - эффекты Хорошего Правительства на город (он живой и процветающий):
И эффекты на деревню:
На противоположной стороне изображена Аллегория Плохого Правительства и его последствия:
В центре композиции - тиран с козлом у ног. Над ним - вооруженные Алчность, Гордость и Тщеславие. Гордыня изображена с кинжалом и сломанным драгоценным камнем, символизирующим контрастную добродетель смирения. Скупость: изображена с гарпуном, представляющим неустанное стремление к богатству, и двумя сумками, крепко зажатыми в прессе. Тщеславие- одетая в роскошные одежды, фигура смотрит в зеркало, показывая сухую ветку как символ мимолетной и несущественной славы.
По обе стороны от тирана расположены пороки.
Жестокость угрожает младенцу змеей, изображая бессердечность и жестокость. Обман: хорошо одетый мужчина демонстрирует обманчивое существо, похожее на ягненка, но снабженное хвостом скорпиона. Мошенничество: держит палку, замаскированная под элегантную женщину с когтистыми ногами, подчеркивая обманчивую внешность:
Ярость: чудовищная фигура, вооруженная камнем и кинжалом, олицетворяющая сильный и неконтролируемый гнев. Разделение: характеризуется пилой, облаченной в мантию перевернутых цветов Сиены, с надписями «да» и «нет», символизирующими противоречие. Война: изображена черной и готовой к действию, олицетворяющей конфликт и агрессию:
Эффекты плохого правительства на город - разрушающийся и тонущий в пороках:
И на деревню:
Огромное количество сохранившихся и задокументированных работ 1330-х и 1340-х годов указывает на вероятность помощников, и вполне вероятно, что Амброджо основал значительную мастерскую к концу 1320-х годов.
Его карьера отмечена периодическими сдвигами и постоянным поиском инноваций: работы 1310-х и 1320-х годов демонстрируют стремление к натурализму, которое повторялось на протяжении всей его карьеры; работы начала 1330-х годов предполагают, что художник стремился подражать декоративным эффектам Симоне Мартини и его круга; в поздних работах Амброджо большая часть этого орнамента исчезает или строго сдерживается, в то время как его отличительное использование надписанных бандеролей подразумевает желание вывести содержание за рамки традиционных изобразительных средств монументальной живописи
Некоторые из других работ Амброджо: