Найти в Дзене
ДУХОВНЫЕ ПОСЕВЫ

Пророчество Иезекииля о воскресении мёртвых

В этой статье будет рассмотрено пророчество Иезекииля одновременно и мессианское, и эсхатологическое, то есть открывающее некоторые истины конца света — это пророчество о  воскресении мёртвых.  Этот отрывок из Книги пророка Иезекииля хорошо знаком воцерковлённым христианам, ибо он читается на службе Великой Пятницы в Страстную седмицу: Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: “кости сухие! слушайте слово Господне!” Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произо

Пророк Иезекииль и воскресение мертвых
Пророк Иезекииль и воскресение мертвых

В этой статье будет рассмотрено пророчество Иезекииля одновременно и мессианское, и эсхатологическое, то есть открывающее некоторые истины конца света — это пророчество о  воскресении мёртвых. 

Этот отрывок из Книги пророка Иезекииля хорошо знаком воцерковлённым христианам, ибо он читается на службе Великой Пятницы в Страстную седмицу:

Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: “кости сухие! слушайте слово Господне!” Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище. И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии — весь дом Израилев. Вот, они говорят: “иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня”. Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь. (Иез. 37, 1-14).

Во-первых, рассмотрим почему это пророчество относится к мессианским.

Господь переносит дух Иезекииля на поле усеянное сухими костями людей и называет пророка — “сын человеческий”.

Несомненно, что это мессианское воззвание.

Не только пророк Иезекииль употребляет его, но и пророк Даниил:

Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. (Дан. 7, 13).

И, наконец, Христос говорит о Себе:

Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. (Ин. 3, 13).

Господь говорит о Себе, как о Сыне Человеческом подразумевая воспринятую Им человеческую природу. 

Так Бог Отец назовёт Своего Сына, когда Он будет во Плоти.

Но ещё до Боговоплощения, Господь обращаясь к пророку Иезекиилю — “сын человеческий”, уже выделяет мессианское значение этого обращения.

Бог говорит: “сын человеческий, изреки пророчество на кости сии и скажи им…”.

Ясно, что ни один человек на свете, ни даже великий пророк не способен сотворить с сухими костями то, что с ними произошло.

Кость с костью стали соединяться, обрастать сухожилиями, мышцами, покрылись кожей и появились человеческие тела, но пока ещё безжизненные, так как духа не было в них.

Далее Господь говорит Иезекиилю, чтобы он изрёк пророческое слово, и вошёл в эти тела дух, и они ожили…

Очевидно, что сам человек ни словом, ни делом такое чудо совершить не может, — это может сделать только Дух Божий.  

А Дух Божий исходит от Бога Отца через Сына Божия:

Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. (Ин. 20, 21-22).

Итак, пророк Иезекииль — прообраз и свидетельство того, что по Слову Иисуса Христа Сына Божия и Сына Человеческого произойдёт всеобщее воскресение мёртвых.

И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете… (Иез. 37, 13-14).

Бог через пророка говорит всем верующим в Него, что такое грандиозное и космическое событие, превышающее всякое человеческое понимание, поистине свершится.

Это было в Ветхом Завете, а в Новом — Сам Христос явил прообраз воскресения мёртвых, когда воскресил умершего четверодневного Лазаря, тело которого в гробу стало уже разлагаться.

Воскрешение праведного Лазаря
Воскрешение праведного Лазаря

Господь проявляет Своё всемогущество, Свою власть над смертью и главенство над жизнью, и для Него абсолютно всё возможно.

Евангельский отрывок о воскресении праведного Лазаря, также читается на богослужении Страстной седмицы, накануне Светлой Пасхи, чтобы утешить нас, недавно испытавших скорбь от Крестных страданий и смерти Христа, а также придать нам уверенность, что никто не умрёт, так как будет воскресение.

Если Христос Воскрес, то и мы воскреснем! 

О воскресении мёртвых мы вспоминаем не только на богослужениях Страстной седмицы, но и на каждой Литургии, когда поём Символ Веры, а также, когда читаем утреннее молитвенное правило.

В завершении Символа Веры мы исповедуем:

  • “Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.”

В этом утверждении моя вера и упование на Бога Отца, и единосущного Сына Божия Иисуса Христа, и Духа Святого, что Он меня воскресит из мёртвых и даст новую жизнь в новом теле, так как я крестился в Его Святой и Апостольской Церкви, и храню свою веру.

Церковь акцентирует, что важна именно вера, а не то — праведник ли я, или грешник; много у меня добродетелей, или мало; достиг ли я бесстрастия, или не достиг… 

Бог нам даёт благодать для наших дел ровно столько, сколько Сам знает и хочет дать.

Хорошо известно, как много апостол Павел потрудился в благовестии Христовом и осознавая это, он всё же говорит:

Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! (1Кор. 9, 16).

А перед мученической своей кончиной он пишет своему ученику: 

Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; (2Тим. 4, 7-8).

 

Даже Первоверховный апостол Павел, сделавший множество великих и богоугодных дел, свидетельствует, что готовится ему награда не за дела, а за то, что он “веру сохранил”.

Из Евангельского повествования известно, что праведный разбойник распятый со Христом справа от Него, и не свершивший никаких добрых дел, только верой и покаянием вошёл в Рай.

Всякий грешный человек, проживший жизнь, пусть даже не совсем праведно, но сохранивший веру свою на основании Символа веры и уповающий на Бога, что Он воскресит его из мёртвых, как и Сам воскрес, не утратит награды своей. 

Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.

Чтобы канал "Духовные посевы" мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте "палец вверх".

Читайте предыдущую статью автора: Пророчество Иезекииля о Первом и Втором Пришествиях Спасителя