Найти в Дзене
Ирина Мунтян

Говард Картер против империи: как средний класс нашёл царя Ч.1

Когда Говард Картер, британец из среднего класса, младший из одиннадцати детей в семье, впервые шагнул на ступеньку, что вела к гробнице Тутанхамона, он был уже зрелым мужчиной, опытным историком-египтологом и отнюдь не баловнем судьбы. Его находка — не везение, Картер знал, где надо копать. Везение заключалось в ином — фараон Тутанхамон оказался погребен в веках, и про него забыли на более чем три тысячи лет даже воры. Да-да, именно забвение спасло ценности гробницы от банального расхищения. О роскоши захоронений фараонов знают все и сегодня, а уж тогда-то и подавно. Современники Тутмоса и Хеопса, жаждавшие наживы, не останавливались ни перед чем — ни перед ловушками архитекторов, ни перед проклятьями от богов и жрецов. Хотя, казалось бы, в цивилизации, построенной на культе смерти, что может быть страшнее, чем проклятье, что нагонит тебя и после смерти? Но не только разбойниками трехтысячелетней давности едиными... Уж сколько ценностей гуляют по частным коллекциям и по сей день, пос

Когда Говард Картер, британец из среднего класса, младший из одиннадцати детей в семье, впервые шагнул на ступеньку, что вела к гробнице Тутанхамона, он был уже зрелым мужчиной, опытным историком-египтологом и отнюдь не баловнем судьбы.

Его находка — не везение, Картер знал, где надо копать. Везение заключалось в ином — фараон Тутанхамон оказался погребен в веках, и про него забыли на более чем три тысячи лет даже воры. Да-да, именно забвение спасло ценности гробницы от банального расхищения.

Говард Картер
Говард Картер

О роскоши захоронений фараонов знают все и сегодня, а уж тогда-то и подавно. Современники Тутмоса и Хеопса, жаждавшие наживы, не останавливались ни перед чем — ни перед ловушками архитекторов, ни перед проклятьями от богов и жрецов. Хотя, казалось бы, в цивилизации, построенной на культе смерти, что может быть страшнее, чем проклятье, что нагонит тебя и после смерти? Но не только разбойниками трехтысячелетней давности едиными... Уж сколько ценностей гуляют по частным коллекциям и по сей день, после многочисленных вторжений в Египет французов и англичан, революционных переворотов и «арабских весен», я даже боюсь думать.

Джордж Эдвард Стэнхоуп Молино Герберт, 5-й граф Карнарвон
Джордж Эдвард Стэнхоуп Молино Герберт, 5-й граф Карнарвон

Меценат Картера, археолог-любитель лорд Джордж Эдвард Герберт Карнарвон не был совсем уж богатеньким простаком — в Египте он кое-что понимал, спасибо семейным коллекциям. Хоть и был он больше повесой, чем историком. Именно недостаток знаний и свел его однажды с Картером. Но что по мне, то среди британской элиты всех времен в принципе «простаков» не бывает. Карнарвон выучился в Итоне (этот колледж окончили Олдос Хаксли, Оруэлл, «отец» Джеймса Бонда Ян Флеминг и, простигосподи, Борис Джонсон), потом он поступил в Кембридж, и вот его уже лорд Джордж не окончил. Карнарвон стал наследником семьи в двадцать три, так что черт с ним, с Кембриджем. Лорд Джордж был женат на леди Альмине Уомбуэлл, одной из внебрачных дочерей клана Ротшильдов. Карнарвон не унаследовал предпринимательской жилки отца, да. Но его наследство сделало его настолько влиятельным, что плейбойствовал он вместе со старшим сыном королевы Виктории.

Альфред Ротшильлд и его дочь Альмина, жена Карнарвона
Альфред Ротшильлд и его дочь Альмина, жена Карнарвона

Любопытна история дружбы Карнарвонов и Ротшильдов, о которой пишет в своей книге«Великая мистификация. Загадки гробницы Тутанхамона» Джеральд О'Фаррел. Оказывается, кланы Карнарвонов и Ротшильдов хорошо знали друг друга еще до брака их наследников. Когда барона Ротшильда избрали в английский парламент (чисто из-за денег) в 1847 году, тот не смог произнести парламентскую клятву королеве из-за слов присяги «христианство — единственная истинная вера». Ротшильд был немецким евреем. Клятву не дал — в парламент не взяли. На это событие последовала незамедлительная реакция — мол, как же так, Ротшильда выбрали тайным голосованием. И вот тут в игру вступил лорд Карнарвон. Он, как действовавший на тот момент член парламента, прекрасно понимал, насколько Ротшильд ценный политический ресурс. Поэтому предложил палате общин внести специальное постановление, отменявшее бы решение «о дисквалификации депутатов, избранных в нее не по партийным спискам».

***

Вот так два клана и нашли друг друга. Потомки этого союза Ротшильдов и Карнарвонов, кстати, живы до сих пор, если верить генеалогическому древу. К чему я это — раскопки Картера, что спонсировал Карнарвон, состояли из части его средств и наследства его супруги. На свадьбу барон Ротшильд осчастливил пару чеком на 250 000 фунтов (что-то около 1,8 млрд в рублях сегодня).

***

Продолжение.