Найти в Дзене
Мосфильм. Золотая Коллекция

Наталья Селезнева: 5 историй из творческой карьеры. К юбилею актрисы

Оглавление

19 июня отмечает 80-летний юбилей народная артистка РФ Наталья Селезнева. От всей души поздравляем Наталью Игоревну, желаем здоровья и всего самого доброго! Друзья, пользуясь замечательным поводом, предлагаем вспомнить несколько историй, связанных с творческой карьерой прекрасной актрисы.

Кадр из кинофильма "Не может быть!", 1975 г., режиссер Леонид Гайдай, сценаристы Владлен Бахнов, Леонид Гайдай, композитор Александр Зацепин (скриншот)
Кадр из кинофильма "Не может быть!", 1975 г., режиссер Леонид Гайдай, сценаристы Владлен Бахнов, Леонид Гайдай, композитор Александр Зацепин (скриншот)
Избранная фильмография: "Алеша Птицын вырабатывает характер", "Девочка и крокодил", "Аленка", "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Саша-Сашенька", "Кабачок "13 стульев", "Я Вас любил...", "Калиф-Аист", "Старый знакомый", "Приключения желтого чемоданчика", "Точка, точка, запятая...", "Иван Васильевич меняет профессию", "Свой парень", "Не может быть!", "Приключения Нуки", "По улицам комод водили...", "Тема", "Берегите мужчин!", "На бойком месте", "Гнездо глухаря", "Круг обреченных", "Дом", "Кафе "Клубничка", "Страна хороших деточек", "Воротилы", "Новогоднее дежурство".

Алеша Птицын вырабатывает характер (1953)

Наталья Селезнева (Сашенька) и Валентина Сперантова (бабушка Сима). Кадр из кинофильма "Алеша Птицын вырабатывает характер", 1953 г., режиссер Анатолий Граник, сценарист Агния Барто, композитор Олег Каравайчук (скриншот)
Наталья Селезнева (Сашенька) и Валентина Сперантова (бабушка Сима). Кадр из кинофильма "Алеша Птицын вырабатывает характер", 1953 г., режиссер Анатолий Граник, сценарист Агния Барто, композитор Олег Каравайчук (скриншот)

Впервые к актерской профессии Наталья Селезнева приобщилась в шестилетнем возрасте. Девочка играла в классики, когда на нее обратили внимание проходящие мимо актеры Театра Советской Армии, которым в то время требовалась юная исполнительница в новую постановку. "Три года я выходила на сцену, пока существовал этот спектакль", – вспоминает Наталья Игоревна.

Спектакль оказался успешным и был показан по телевидению в то время, когда на киностудии "Ленфильм" запускался фильм "Алеша Птицын вырабатывает характер" по сценарию Агнии Барто. Пробы уже закончились, актеры были утверждены, но Агния Львовна, увидев Наташу на экране телевизора, решила, что именно она должна сыграть Сашеньку. Авторитет знаменитой поэтессы был велик, руководство киностудии пошло ей навстречу. Приехав в Ленинград с мамой, Наташа успешно прошла пробы и снялась в картине (в титрах ее указали по фамилии матери – Наташа Полинковская).

Спустя много лет Наталья Селезнева узнала, что до Валентины Сперантовой на роль бабушки Симы была утверждена Татьяна Пельтцер. Но актрису с роли сняли, посчитав, что она не смотрится с юной Наташей.

Операция "Ы" и другие приключения Шурика (1965)

Кадр из кинофильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", 1965 г., режиссер Леонид Гайдай, сценаристы Яков Костюковский, Морис Слободской, Леонид Гайдай, композитор Александр Зацепин (скриншот)
Кадр из кинофильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", 1965 г., режиссер Леонид Гайдай, сценаристы Яков Костюковский, Морис Слободской, Леонид Гайдай, композитор Александр Зацепин (скриншот)

В комедию Леонида Гайдая "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" Наталью Селезневу пригласили еще во время учебы в Щукинском училище. В гардеробе студентки ничего подходящего для проб не было. В итоге она надела купальник подружки и свой скромный сарафанчик.

Когда режиссер попросил претендентку показать свою фигуру в купальнике, она заявила, что раздеваться не будет. Тогда Леонид Иович подначил: "Да у вас плохая фигура. Вы стесняетесь". Селезнева, разозлившись, сдернула с себя сарафан, с вызовом спросила режиссера: "Ну как у меня фигура?" И тут же была утверждена.

Саша-Сашенька (1966)

Наталья Селезнева (маляр Саша Крылова) и Лев Прыгунов (парашютист Костя Евсеев). Кадр из фильма "Саша-Сашенька", 1966 г., режиссер Виталий Четвериков, сценарист Лидия Вакуловская, композиторы Евгений Глебов, Микаэл Таривердиев (скриншот)
Наталья Селезнева (маляр Саша Крылова) и Лев Прыгунов (парашютист Костя Евсеев). Кадр из фильма "Саша-Сашенька", 1966 г., режиссер Виталий Четвериков, сценарист Лидия Вакуловская, композиторы Евгений Глебов, Микаэл Таривердиев (скриншот)

После успеха фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" Наталью Селезневу пригласили на киностудию "Беларусьфильм", где утвердили на главную роль в комедийной мелодраме "Саша-Сашенька". Режиссер Виталий Четвериков любил Театр на Таганке и решил задействовать его ведущих актеров. В частности, парашютиста Костю, возлюбленного героини Селезневой, должен был сыграть Валерий Золотухин.

Наталья Игоревна признается, что чувствовала себя "тарелочкой из другого сервиза". Съемки начались, но по каким-то причинам из актеров Таганки в картине оставили только Владимира Высоцкого и Нину Шацкую. Золотухина и других отправил обратно в Москву, а на роль Кости пригласил Льва Прыгунова.

Владимир Высоцкий (парень с гитарой) и Нина Шацкая (актриса Ромашкина). Кадр из фильма "Саша-Сашенька", 1966 г., режиссер Виталий Четвериков, сценарист Лидия Вакуловская, композиторы Евгений Глебов, Микаэл Таривердиев (скриншот)
Владимир Высоцкий (парень с гитарой) и Нина Шацкая (актриса Ромашкина). Кадр из фильма "Саша-Сашенька", 1966 г., режиссер Виталий Четвериков, сценарист Лидия Вакуловская, композиторы Евгений Глебов, Микаэл Таривердиев (скриншот)

Владимир Высоцкий играл безымянного парня с гитарой и исполнял "Песню о старом доме". "...В мою молодую голову не приходила мысль, что передо мной выдающаяся личность. А режиссер, видимо, понимал, за кем будущее", – говорит Наталья Игоревна.

Однако в итоге фамилия актера в титры не вошла, его роль была озвучена другим. Впрочем, и героиня Селезневой говорит не ее голосом. На экранах фильм прошел незаметно, но с него началось знакомство актрисы с поэтом и его творчеством. "Мы с Володей не раз встречались. Я часто ходила на спектакли Театра на Таганке, мы оказывались в одно время на отдыхе в санатории "Актер". Он с охотой брал в руки гитару, пел… Популярность Володю не испортила – страна сходила от его песен с ума, а он оставался потрясающим, настоящим мужиком", – вспоминает Селезнева.

Кабачок "13 стульев" (1966-1980)

Юрий Волынцев (пан Спортсмен) и Наталья Селезнева (пани Катарина). Кадр из телепередачи "Кабачок 13 стульев", 1966-1980 гг., режиссеры Георгий Зелинский, Надежда Марусалова, Сергей Евлахишвили, сценаристы Рустем Губайдулин, Анатолий Корешков, Алла Радзинская, композиторы Анатолий Быканов, Арто Заргарян (скриншот)
Юрий Волынцев (пан Спортсмен) и Наталья Селезнева (пани Катарина). Кадр из телепередачи "Кабачок 13 стульев", 1966-1980 гг., режиссеры Георгий Зелинский, Надежда Марусалова, Сергей Евлахишвили, сценаристы Рустем Губайдулин, Анатолий Корешков, Алла Радзинская, композиторы Анатолий Быканов, Арто Заргарян (скриншот)

После окончания Щукинского училища Наталью Селезневу пригласили в Театр Сатиры. Прежде чем принять приглашение, она посоветовалась с Леонидом Гайдаем. Он одобрил: "Иди, это твой театр". И оказался прав.

В труппу актрису зачислили 20 июня 1966 года. Сразу после оформления трудовой книжки к ней подошел завтруппой Георгий Зелинский и предложил роль пани Катарины в телепрограмме "Кабачок "13 стульев". Передача шла на телевидении почти 15 лет. За это время в ней появились все ведущие актеры Театра Сатиры. Наталья Игоревна вошла в основной костяк из 13 человек, которые снимались постоянно. "И для нас это была не такая уж легкая работа: почти каждый день или репетиция, или съемка", – рассказывает она.

Иван Васильевич меняет профессию (1973)

Леонид Гайдай и Наталья Селезнева на съемках фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Фото: kino-teatr.ru
Леонид Гайдай и Наталья Селезнева на съемках фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Фото: kino-teatr.ru

"Кабачок "13 стульев" принес невероятную популярность всем актерам, постоянно в нем появлявшимся. Однако была и другая сторона медали. Наталья Игоревна вспоминает: "Когда режиссеры приглашали меня на пробы, то потом часто говорили: "Нет, не пойдет. Зритель будет думать про пани Катарину". Актриса благодарна Леониду Гайдаю, что в это период дал роль в картине "Иван Васильевич меняет профессию" и считал ее "игроком своей команды".

Юрий Яковлев (Иван Грозный) и Наталья Селезнева (Зина Тимофеева). Кадр из кинофильма "Иван Васильевич меняет профессию", 1973 г., режиссер Леонид Гайдай, сценаристы Владлен Бахнов, Леонид Гайдай, композитор Александр Зацепин (скриншот)
Юрий Яковлев (Иван Грозный) и Наталья Селезнева (Зина Тимофеева). Кадр из кинофильма "Иван Васильевич меняет профессию", 1973 г., режиссер Леонид Гайдай, сценаристы Владлен Бахнов, Леонид Гайдай, композитор Александр Зацепин (скриншот)

На съемках картины Наталья Селезнева встретилась с Юрием Яковлевым, своим давним кумиром, из-за которого выбрала Щукинское училище. На пробах она составляла компанию нескольким претендентам на роли Ивана Грозного и управдома Бунши, но мечтала, чтобы утвердили именно Юрия Васильевича.

Не так давно в интервью Наталья Игоревна назвала фразу, которую Яковлев-Грозный шептал на ушко ее героине. "Наташка, у меня 10 минут, я опаздываю на спектакль!" Я понимала, что такое опоздать на спектакль, но при этом мне надо было безудержно кокетничать и хохотать!" – поделилась актриса.

Друзья, присоединяйтесь к поздравлениям и смотрите на телеканале "Мосфильм. Золотая коллекция" фильмы с участием Натальи Селезневой: "Не может быть!", "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "По улицам комод водили…" и "Аленка". Ссылка на программу здесь.

Читайте "Мосфильм. Золотая коллекция" в Telegram.

Читайте и другие статьи:

Спасибо за внимание, друзья! Подписывайтесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция "Мосфильма" огромнаяркое найдется для каждого.