Символ @, получивший в русскоязычной среде меткое прозвище «собака», обладает богатой и загадочной историей, корни которой теряются в глубине веков. Лингвисты и историки письменности до сих пор ведут дискуссии о его истинном происхождении. Наиболее убедительная гипотеза возводит этот знак к практике средневековых переписчиков, использовавших его как лигатуру для латинского предлога «ad» («к», «на», «по направлению»).
Американский палеограф Бертольд Уллман в своих исследованиях подтверждает, что подобные сокращения были характерны для монастырских скрипториев эпохи Каролингов.
Альтернативная версия, выдвинутая итальянским исследователем Джорджио Стабиле, связывает появление символа с торговой практикой Средиземноморья. В архивах Венецианской республики обнаружены документы 1500 года, где @ обозначал стандартную меру объема - амфору. Еще более ранние свидетельства приводит испанский историк Хорхе Романсе, обнаруживший этот символ в арагонских таможенных записях 1448 года, где он обозначал меру веса «арроба» (около 12,5 кг), происходящую от арабского «ар-руб» («четверть»).
В англоязычной деловой переписке символ @ закрепился как «коммерческое at», используемое для указания цены за единицу товара. Эта практика обусловила его включение в клавиатуры первых печатных машинок Remington в 1880-х годах, что предопределило его дальнейшую судьбу в цифровую эпоху.
До компьютерной революции в Советском Союзе символ @ оставался малоизвестной диковинкой. Его триумфальное шествие началось с развитием цифровых технологий. Поворотным моментом стало решение Рэя Томлинсона, инженера компании BBN, использовать этот знак в 1971 году как разделитель в системе электронной почты ARPANET. По воспоминаниям пионера интернета, он искал символ, который не встречался бы в именах и мог однозначно идентифицировать местоположение пользователя в формате «пользователь@хост». Такой символ помог безопасно разделить и стал современным стандартом.
В 1980-х годах советские пользователи первых ЭВМ серии ДВК столкнулись с особенностью отображения символа @ на алфавитно-цифровых мониторах - короткий «хвостик» делал его похожим на схематичное изображение собаки. Опять же, все зависит от используемых шрифтов.
Альтернативное объяснение связывает происхождение названия с культовой текстовой игрой Adventure, где @ обозначал собаку-компаньона главного героя.
В период становления русскоязычного интернета в 1990-х годах возникали различные народные названия символа: «ухо», «бублик», «лягушка», «змейка» но именно «собака» продемонстрировала удивительную жизнеспособность, вытеснив конкурентов. Многие называют данный символ просто буквой «А» за схожесть.
Визуально-ассоциативная теория акцентирует схожесть символа со свернувшейся собакой, особенно в ранних компьютерных шрифтах.
Особый интерес представляет связь с Фидонетом - глобальной любительской сетью 1990-х. Логотип системы изображал собаку, а в ASCII-графике @ часто использовался как нос животного. Это могло закрепить ассоциацию в сознании первых русскоязычных сетевых энтузиастов.
В XXI веке сфера применения символа @ значительно расширилась. Помимо основной функции в email-адреса, он стал:
- Универсальным оператором упоминания в социальных сетях и мессенджерах. Особенно удобно видеть собачку в групповых чатах там, где вас отметили;
- Синтаксическим элементом в языках программирования (декораторы в Python, аннотации в Java, заглушка ошибок функций в PHP);
- Графическим маркером интернет-кафе на картах;
- Официальным символом в азбуке Морзе;
- В Windows команда @echo off означает, что нужно выполнить команду без вывода на экран;
- В дизайне: на основе этого символа разработаны тысячи логотипов.
Примечательно, что в 2010 году Нью-Йоркский музей современного искусства включил @ в свою постоянную коллекцию, признав его шедевром дизайна. Кураторы отметили удивительную способность символа сохранять узнаваемость при минималистичной форме и адаптироваться к технологическим изменениям.
Лайкнем собачку?) И как называете вы? Я вот собачкой не называю, а называю именно буквой «А»