Мода сосредоточена на мимолетном мгновении, она суть времени. Одежда разных эпох несет в себе все особенности социальных взаимоотношений, которые общество переживает, и отражает перемены, происходящие в жизни людей.
История моды — это социальная история. Различные стили и направления, популярные тенденции отражают социальные микрокосмы каждой эпохи.
20-й век для культуры Китая был эпохой чередования старого и нового, быстрого развития и блестящих достижений. Культура одежды Китая и Запада сошлись и дали толчок для модернизации и создания современного костюма. Секреты, стоящие за историей изменений в китайской моде, можно понять через ключевые исторические события прошлого века считает Ян Чжэньчжэнь коллекционер старинной одежды, историк моды и видеоблогер.
В первом десятилетии 20 века женщины-хань продолжали следовать традиционному стилю топов и юбок. Женская одежда в конце династии Цин, как правило, была простой по крою, но сложной в исполнении – украшена великолепной вышивкой и многослойными инкрустациями по краям.
Западная женская одежда в этот период находилась под сильным влиянием "движения ар-нуово": тонкая талия, плоский живот и пухлые ягодицы, демонстрирующие красивый и плавный S-образный изгиб - сформировал отличительные черты стиля женской одежды этого периода. Женское тело было окутано водопадообразной длинной юбкой. Обтягивающая блузка подчеркивала элегантность осанки. Высокий вырез, рукава-фонарики, сложные шляпы и изысканные сумочки были самыми популярными модными нарядами для прекрасных дам в то время.
Династия Цин рухнула, и родилась Китайская Республика. Революционеры принесли с собой стиль Востока, но не отказались от заимствования западной одежды. Стиль ранней Китайской Республики — это узкие и длинные юбки с простыми и элегантными цветами, высоким воротником, рукавами сужеными и укороченными, чтобы открывать кружевные манжеты рубашки. Волосы зачесаны в японский пучок и перехвачены лентой. Из украшения - жемчуг, что подчеркивает элегантность и великолепие. Фасон юбки был максимально упрощен, к ней одевали туфли западного образца, обязательно на каблуке. Такое смешение западного и традиционного формировало новый модный стиль - «реформирования старого и установления нового».
После начала Первой мировой войны в 1914 году женская одежда ознаменовала эпохальные изменения.
В 1920-х годах чеонгсам (шёлкового платья-халата, с воротником-стоечкой и запахнутой на одну сторону полой) вошел в китайскую моду. В конце 1920-х годов модные женские чеонгсамы стали европеизированными: широкие манжеты, открытые руки и короткие подолы до колен, в сочетании с белыми чулками и западной танцевальной обувью. Прически - пучки с жемчужными или цветочными заколками. Аксессуары - длинные серьги, перьевые веера, сумочки с кисточками. В одежде смело использовали западные образцы декоративного искусства и их интегрировали с традиционными элементами, что придавало китайскому стилю современный темперамент.
После тягот Первой мировой войны люди стремились вести максимально роскошную жизнь, чтобы избавиться от тени войны. В обществе укрепилась идея равноправия мужчин и женщин. А значит женские платья претерпели изменения: талия женской одежды стала занижена, в крое преобладали свободные прямые силуэты. Женщины освободились от ограничений одежды, и женская мода сделала большой шаг к модернизации. Бунтарский стиль флэпперовь пропагандировал плоские фигуры, похожие на девчонок-сорванцов, короткие волосы, прямые юбки с колокольчиками и танцевальные туфли на шнуровке. Кокетливые девушки покачивали бедрами и танцевали «чарльстон», чтобы выразить свой бунт против старых времен.
1930-е годы были золотым веком чонсама. Детали стиля менялись вместе с модными тенденциями, а затем стабилизировались. Высокий воротник, короткие рукава, длина почти до пола и разрезы выше колен. «Кружевное движение» так называлась традиция украшать подолы широким кружевом, и она была популярна. Романтичная волнистая завивка волос в сочетании с серьгами в стиле ар-деко была на пике моды. Чонсам дополняли перчатками и геометрические сумочками. Наряд чонсама в то время создавал классический образ современной китайской девушки.
Знаменитая «теория длины юбки» гласит, что чем короче юбка, тем лучше экономика; чем длиннее юбка, тем сложнее экономика страны. Великая депрессия пробудила западную культуру уйти от декадентских мечтаний. В моду вернулся естественный элегантный женственный стиль. Стали появляться тонкие юбки. Драпированная и тонкая белая газовая юбка косого кроя в паре с жакетом с рукавами-фонариками подчеркивала женственные изгибы. Небольшая шляпа, которую кокетливо носили на один бок, газовые перчатки и сумочки с золотыми заклепками являлись самыми актуальными аксессуарами 1930-х годов. И каждая деталь источала очаровательную женственность.
1940-е годы. Началась война с Японией. Чонсам стал проще: укорочен, воротник опущен, что бы было очень удобно двигаться и работать. Стали использоваться квадратные и широкие подплечники, которые несли отсылку к голливудским звездам, а также символизировали социальную значимость «женской силы». Круглый воротник сочетался со скрытой наплечной планкой с внутренними пуговицами и узкими длинными рукавами. Яркий красный цвет добавил немного дымки войны.
Вторая мировая война вступила в самую жестокую стадию с нехваткой припасов и тканей. Женщины повсеместно привлекались к работе на производствах и юбки стали короче. В женские костюмы стали включать большое количество элементов мужской одежды. Повседневная женская одежда превратилась в современную одежду, которая была практичной и функциональной. Люди восхищались могучей и героической осанкой солдат, и женская одежда в стиле милитари, подчеркивающая широкие плечи и тонкую талию, стала популярной. Юбки с подбитыми плечами и узкой талией образовывали перевернутый треугольный силуэт для женщин. В сочетании с культовыми победными локонами 1940-х годов они показывали независимый и воодушевленный дух женщин второй мировой войны.
1950-е годы стали переломным моментом в развитии моды в Китае. Основание Китайской Народной Республики открыло прелюдию к революции в одежде. Западные модные тенденции постепенно переместились из материкового Китая в Гонконг и Тайвань. Женщины в Гонконге и Тайване по-прежнему предпочитают чонсам в качестве основной одежды. Под влиянием западного силуэта и стиля даже дорогие чонсам стали упрощенными. Они подчеркивали силуэт «песочные часы»: «бюстгальтер-пуля» заострял грудь и создавал иллюзию тонкой талии. Это в точности соответствовало западной моде.
Основанно на материалах с сайта: https://www.cls.cn/detail/775071