Найти в Дзене
Театр To Go

Том Хиддлстон уходит по-английски. «Жизнь Чака» – самый нежный фильм по Кингу

Фильм «Жизнь Чака» (The Life of Chuck), снятый по одноимённой повести Стивена Кинга, стал, пожалуй, одной из самых нетипичных экранизаций автора, чье имя по умолчанию ассоциируется с кровавыми кошмарами, зловещими тварями и тенями прошлого, обитающими в шкафах и подвалах. Здесь же – ни монстров, ни ужасов в привычном смысле. Только человек, его жизнь и смерть. И удивительно личная, почти камерная история о прощании. Фильм, как и книга, начинается с конца. Мир рушится – сначала буквально: исчезает интернет, электричество, с неба падают спутники. А затем – метафизически. Люди, словно подхваченные волной странной безнадёжности, начинают исчезать, умирать, сдаваться. Апокалипсис здесь тихий, нестерпимо печальный, но, как ни странно, красивый. И на его фоне – город, в котором появляются загадочные билборды: «Чарльз Кранц. 39 прекрасных лет! Спасибо, Чак!» Чак – это и есть сердце фильма. Его жизнь, поданная в обратном хронологическом порядке, становится рассказом о человеке, которого никто о

Фильм «Жизнь Чака» (The Life of Chuck), снятый по одноимённой повести Стивена Кинга, стал, пожалуй, одной из самых нетипичных экранизаций автора, чье имя по умолчанию ассоциируется с кровавыми кошмарами, зловещими тварями и тенями прошлого, обитающими в шкафах и подвалах. Здесь же – ни монстров, ни ужасов в привычном смысле. Только человек, его жизнь и смерть. И удивительно личная, почти камерная история о прощании.

   Источник фото: kinorium.com Источник фото: Театр To Go
Источник фото: kinorium.com Источник фото: Театр To Go

Фильм, как и книга, начинается с конца. Мир рушится – сначала буквально: исчезает интернет, электричество, с неба падают спутники. А затем – метафизически. Люди, словно подхваченные волной странной безнадёжности, начинают исчезать, умирать, сдаваться. Апокалипсис здесь тихий, нестерпимо печальный, но, как ни странно, красивый. И на его фоне – город, в котором появляются загадочные билборды: «Чарльз Кранц. 39 прекрасных лет! Спасибо, Чак!»

Чак – это и есть сердце фильма. Его жизнь, поданная в обратном хронологическом порядке, становится рассказом о человеке, которого никто особенно не знал, но который был частью каждого. В школьном классе, в семейной гостиной, на больничной койке, в воспоминаниях. Этот подход напоминает о «Бенджамине Баттоне» или даже «Вечном сиянии чистого разума» – исторях, где важен не столько сюжет, сколько ощущение. «Жизнь Чака» разворачивается, как альбом с выцветшими фотографиями, листаемый в обратную сторону. Мы видим, как человек умирает, потом – как живёт, потом – как мечтает. Сцена за сценой, акт за актом, фильм собирает мозаичный портрет мужчины, который вроде бы не спасал мир, не творил великих дел, но стал чьим-то центром вселенной.

   Источник фото: kinorium.com Источник фото: Театр To Go
Источник фото: kinorium.com Источник фото: Театр To Go

Сколь непривычен зрителю такой Стивен Кинг, столь же удивительна и режиссура Майка Флэнагана («Призрак дома на холме», «Полуночная месса», «Доктор Сон»). Здесь она удивительно мягкая, лишенная саспенса. В ней много воздуха, воспоминаний, взгляда на то, что кажется простым: на прощание с любимыми, на детскую улыбку, на шорох старой пластинки в пустом доме. Режиссер словно сознательно отказывается от эффектов – и вместо них предлагает эмоции. Он работает с пустотой, тишиной, дрожью между словами, и не боится пауз. Наоборот, в этих паузах – и главная музыка, и главная боль.

Вопреки маркетинговой кампании, Том Хиддлстон появляется на экране всего на тридцать минут из двух возможных часов. Его Чак – больше символ, идея, чем полноценный экранный герой. Он проявляется сквозь чужую память, утраты и моменты счастья. Те, кто шел в кино ради него одного, могут почувствовать себя обманутыми. Но для тех, кто готов просто слушать историю без громких лиц и драматургических выкрутасов, – это находка.

   Источник фото: kinorium.com Источник фото: Театр To Go
Источник фото: kinorium.com Источник фото: Театр To Go

Сложно назвать этот фильм «сюжетным» – у него нет чёткой структуры, кульминации, развязки в привычном понимании. Он скорее напоминает прощальное письмо, написанное дрожащей рукой. Или, может быть, сон, в котором прошлое и будущее сплетаются в один единственный день. «Жизнь Чака» – это фильм не про смерть, а про то, как мы живём, зная, что умрём. Как оставляем после себя отпечатки – в чужих жестах, в чьих-то воспоминаниях, в мелких добрых делах. И как иногда даже тихая, незаметная жизнь оказывается достойной благодарности.

Кинга редко читают, чтобы поплакать. Но, посмотрев этот фильм, понимаешь: даже мастер ужасов умеет быть нежным. Только делает это по-своему – через трещины в реальности, через трещины в сердце.