Приветствую постоянных читателей и гостей этого блога!
Сегодня вас ждет не совсем обычная виртуальная экскурсия по Москве, в рамках которой вместо отдельных сооружений и памятников архитектуры мы обратим свое внимание на небольшие детали городской среды, зачастую остающиеся незамеченными, но вместе с тем, несомненно, добавляющие нашей столицей колорит и атмосферность. Ведь общая картина неизменно складывается из деталей, фрагментов и мелочей, а любой город, и Москва здесь не исключение, это не только и не столько сетка улиц и расположенных на них зданий, но и сотни и тысячи историй, как общеизвестных, так и совсем неочевидных и неприметных. Сегодняшняя статья будет посвящена именно им. Прогуляемся по улицам лучшего города Земли и обратим свое внимание на 10 ярких и любопытных деталей.
Отметка уровня воды
Итак, начнем нашу виртуальную экскурсию с Софийской набережной, где можно обнаружить, пожалуй, самую неприметную городскую деталь в сегодняшнем списке, и в плане ее размеров, и с точки зрения слияния с окружающей средой. Речь о памятной табличке, установленной на здании ГЭС №1 по адресу Раушская набережная, дом №10, стр. 2. Сам я, приехав на набережную, потратил на ее поиски не меньше пяти минут, так что для удобства тех читателей, кто так же решит сфотографировать табличку, привожу фотографию с ее точным местонахождением. Установлена она в память о крупнейшем наводнении в истории Москвы, когда уровень воды в Москве-реке поднялся на немыслимые 9 метров. Таких табличек в Москве всего четыре, и на всех приводятся даты 11 и 12 апреля 1908 года, на которые пришелся пик наводнения.
Весеннее наводнение 1908 года было вызвано целым рядом факторов, среди которых и большое количество снега, выпавшего за зиму, и резкое потепление. Под воду тогда ушли более 16 км² территории столицы, около 100 улиц и переулков, множество гражданских строений, заводов и складов. Сильнее всего пострадал район Замоскворечья, где, к слову, и установлены таблички, но изрядно досталось также и историческому центру города. Так, например, стены Кремля в те памятные дни были затоплены в среднем на три аршина (2,3 метра) от уровня мостовой. Ну, а напоминанием о столь масштабном разгуле стихии и служат несколько табличек с отметками об уровне воды.
«Свободен от постоя. Мясниц. час. 3-го кварт.»
Еще одна любопытная историческая деталь украшает въездные ворота красивейшей усадьбы Румянцева-Задунайского на Маросейке, ныне занимаемой белорусским посольством. Этот величественный особняк на стыке барокко и классицизма был построен в 1782 году, во времена, когда постойной повинностью, то есть обязанностью принимать под своей крышей солдат, облагались практически все владельцы недвижимого имущества. Однако, существовала возможность и избежать ее путем выплаты взноса на армейские нужды, например, на строительство казарм. Именно так и поступили владельцы усадьбы, о чем не преминули сообщить прохожим. Ну, а со второй частью таблички все намного проще. Фраза "Мясниц"кая" час"ть" 3-го кварт"ала" представляет собой всего-навсего адресную табличку старого типа, на которой вместо улицы и номера дома по ней указаны название полицейской части и номер квартала. Как правило, в те времена на табличкам указывался еще и номер дома в квартале, но в данном случае он отсутствует. Настолько старая адресная табличка во многом уникальна в масштабах Москвы, но несколько чуть более поздних адресных указателей в столице все же сохранились.
Старая адресная табличка
Адресные таблички в целом являют собой чрезвычайно яркую деталь, которая нередко становится украшением и даже настоящей визиткой того или иного города. Мадрид (особенно!), Париж, Прага и, конечно же, наш Санкт-Петербург – все эти города могут похвастаться прекрасными адресными табличками, а вот московские таблички пусть и удобны, функциональны и современны, но не сказать, что очень уж красивы. То ли дело исторические уличные указатели-домики, устанавливавшиеся в Москве в 1920-х – 1950-х годах. Сегодня таких практически не осталось, а те, что есть, в большинстве своем давно проржавели и деформировались. Но благо, исключения все-таки есть. Так, одна из исторических уличных табличек (на фото выше) украшает чудом сохранившийся частный дом в Зельевом переулке. О нем я рассказывал подробно в статье, посвященной частным домам в советской Москве.
Другую табличку-домик можно увидеть на фасаде музея «Огни Москвы» в Армянском переулке. К слову, помимо таблички, на его территории собрано множество и дореволюционных, и советских артефактов, в первую очередь фонарей уличного освещения. Целая история московского света воссоздана в этом маленьком уютном дворике.
Вывеска Кулинария
Еще одна по-настоящему удивительная, хотя и куда более поздняя деталь городской среды сохранилась на севере Москвы, на Малахитовой улице, получившей свое название в честь сборника сказок Павла Бажова «Малахитовая шкатулка». В глубине улицы, застроенной преимущественно брежневскими жилыми домами 60-х и 70-х годов, на фасаде одного из них можно увидеть старую советскую вывеску «Кулинария». Еще не так давно подобные красовались на многих зданиях, сегодня же они – на вес золота. По крайней мере в Москве они уже давно уступили место современной яркой, кричащей рекламе. Одна из статей на канале посвящена как раз сохранившимся старинным вывескам Москвы. Есть среди них и дореволюционные, и уже советские, чей возраст достигает целого столетия, а культурно-историческая ценность очевидна. А вот такие «Кулинарии», «Ателье» и «Гастрономы» многими пока что совершенно напрасно воспринимаются, как пережиток прошлого, хотя на деле они являют собой бесценные артефакты ушедшей эпохи.
Барельефы дома Бройдо
Пожалуй, самый известный объект в сегодняшнем списке расположен в Плотниковом переулке. Это бывший доходный дом Германа Бройдо, широко известный под названием «Дом с писателями». Чтобы понять, откуда такое название, достаточно просто поднять взгляд на уровень второго этажа здания и присмотреться к фривольным барельефам, украшающим его фасад. Среди фигур здесь можно без труда узнать Пушкина, Гоголя и Толстого, а компанию им составляют Аполлон и музы, прильнувшие друг к другу. Вот только прильнули друг к другу и сами писатели: светила русской поэзии и прозы без всякого зазрения совести обнимаются и целуются на глазах у изумленных прохожих. Как же так вышло? На сей счет есть сразу несколько версий.
Согласно одной из них, барельефы были изначально выполнены для Музея изящных искусств имени Александра III (ныне ГМИИ им. Пушкина), но не прошли конкурсный отбор по причине излишней фривольности, а потому были использованы при строительстве доходного дома. По другой − в здании располагался «дом терпимости». Впрочем, исторические свидетельства тому отсутствуют. Третья версия гласит, что барельефы изначально были задуманы автором, скульптором Синаевым-Бернштейном, в качестве масштабной скульптурной композиции, изображающей шествие деятелей русской культуры навстречу Аполлону, но из-за отмены заказа в конечном итоге были проданы владельцу доходного дома, желавшего столь эксцентричным способом привлечь новых постояльцев. Но, возможно, самый интересный факт, связанный с домом Бройдо, заключается в том, что скульптурное изображение Толстого на фасаде здания, вполне возможно, является единственной дошедшей до нас прижизненной скульптурой писателя. Так или иначе Толстому на момент постройки здания, в 1907 году, было 79 лет.
Дом Скальского: 4 в 1
А вот бывший доходный дом Е.А. Скальского в Кривоколенном переулке уникален сразу по нескольким причинам. Словно играя в лотерею, это великолепное эклектичное здание собрало счастливую выигрышную комбинацию, похвастаться которой едва ли может любое другое историческое строение в столице. Во-первых, фасад здания украшает прекрасная дореволюционная вывеска, за которой скрывается весьма любопытная история. Так, сто с лишним лет тому назад на первом этаже дома размещалась заводско-техническая контора инженера Самуила Фалькевича, изначально специализировавшаяся на ремонте и обслуживании автомобилей, а затем перепрофилировавшаяся на производство сжатого кислорода для технических и медицинских нужд.
Во-вторых, дому повезло сохранить оригинальную входную группу, чрезвычайно изящную и в то же время торжественную. В-третьих, в каждый из двух подъездов дома можно совершенно свободно заглянуть, чтобы полюбоваться оригинальными интерьерами.
И наконец, в-четвертых, если вам вдруг повезет попасть на внутреннюю территорию дома Скальского, там, подняв глаза к небу, вы сможете увидеть отличный двор-колодец нестандартной формы, по красоте ничуть не уступающий петербургским.
Атланты на здании Северного страхового общества
Уверен, что следующий объект в сегодняшнем списке также известен всем без исключения москвичам и даже большинству гостей столицы. Все-таки находится он в самом центре города, буквально в двух шагах от Красной площади, отличается монументальностью и служит настоящим украшением площади Ильинские Ворота. Речь о комплексе зданий Северного страхового общества, построенном в 1911 году. Но вот о существовании одной любопытной детали фасада одного из зданий, рискну предположить, знают немногие. Так, фасад восточного корпуса комплекса, того, что завершается, мощной неоклассической ротондой, украшают, пожалуй, самый миниатюрные и неприметные на всю Москву атланты.
Крошечные атланты и кариатиды на уровне пятого этажа элементарно теряются на фоне значительных размеров комплекса зданий, занимающего целый квартал. И лишь как следует присмотревшись, можно заметить полтора десятка скульптурных изображений мужчин и женщин, преклонивших колено и поддерживающих ротонду. Куда заметнее другая архитектурная деталь данного комплекса зданий, а именно огромные часы на западном корпусе, которым, кстати, посвящена одна из статей в блоге − 24 самые красивые часовые башни Москвы.
Граффити-портрет Марка Захарова
Еще одна городская деталь Москвы из числа появившихся относительно недавно, но тем не менее ставшая весьма примечательной художественной достопримечательностью столицы. Речь о граффити-портрете прославленного советского и российского театрального педагога, режиссера театра и кино Марка Захарова в Настасьинском переулке, аккурат напротив Московского театра имени Ленинского комсомола («Ленком»), художественным руководителем которого Марк Анатольевич являлся без малого полвека, с 1973 года по 2019 годы.
Граффити впервые появилось здесь 1 октября 2019 года, в день похорон прославленного режиссера, но просуществовало менее месяца, после чего было закрашено коммунальными службами. Прошло несколько дней, и граффити восстановили на прежнем месте, но и это был не конец истории. Спустя пару лет профиль Захарова начал выцветать и смываться, а самому зданию, на которое он был нанесен, потребовалась реставрация. В итоге в ходе реставрационных работ обновили и само граффити: переместили его чуть выше, вернули прежнюю яркость, добавили подпись мэтра и даже подсветку, а также внесли изображение в реестр произведений, охраняемых государством. Так что теперь этому необычному способу почтить память прекрасного режиссера, похоже, ничего не грозит.
Звезды на балконах в Малом Власьевском переулке
А вот следующая деталь в сегодняшнем списке как раз и навела меня на мысль о написании данной статьи. Она максимально неприметна, находится в одном их тихих арбатских двориков, и даже оказавшись в непосредственной близости, совсем не факт, что обратишь на нее внимание. Речь о доме №7а по Малому Власьевскому переулку, построенному около 1910 года, а точнее об одной яркой детали данного здания – рельефных звездах на нижней части балконов. Нигде и никогда прежде я не встречал ничего подобного, ни в Москве, ни в России в целом, ни даже за рубежом. Настолько нетривиальной является данная часть здания для какого бы то ни было украшения.
Звезды на балконах этого старинного дома я обнаружил совершенно случайно, во время одной из прогулок по центру Москвы, благо, сам двор является проходным. При этом в самом Малом Власьевском переулке я бывал неоднократно и даже включал отдельные его достопримечательности в более ранние подборки достопримечательностей Москвы. Среди них здесь есть и два старинных деревянных дома, и весьма интересная мемориальная табличка, посвященная творческому дуэту «Миронова и Менакер», участниками которого соответственно были советские артисты Александр Менакер и Мария Миронова, родители Андрея Миронова. Как оказалось, компанию им составляет и дом №7а с его «звездными» балконами.
Двор дома купца Камзолкина
И в завершение. Очередное подтверждение тому, что Москва без всякого преувеличения является настоящей сокровищницей достопримечательностей, включая как очевидные и широко известные, так и потаенные, надежно скрытые от посторонних глаз. Одним только секретам московских двориков можно посвятить полноценную статью и не одну. Ну, а в качестве иллюстрации в данному пункту – внутренний двор дома купца Камзолкина (проспект Мира, 3), одного из самых нарядных с точки зрения внешнего убранства столичных строений. Здание, являющееся стилизаций под раннее французское барокко, было построено на месте каменных палат Евреиновых-Лаптева в 1855 году. Но если вдоволь полюбовавшись его обильной лепниной, львиными маскаронами, грифонами и скульптурами кариатид, заглянуть во двор, то там можно обнаружить воссозданный фасад древних палат XVIII века в духе нарышкинского барокко. Данный пример, кстати, довольно типичен для современной Москвы. Так уж вышло, что множество старинных палат в наши дни оказались спрятаны во дворах более поздних сооружений, но ведь тем и хороша наша столица, что открывается не всем и не сразу, а лишь самым пытливым и любознательным.
И на этом о неприметных деталях Москвы на сегодня все. Спасибо, что дочитали! Надеюсь, было интересно.
Читайте также:
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.