Найти в Дзене
Беспорядочные путешествия

10 интереснейших городских деталей Москвы, на которые вы наверняка не обращали внимания

Приветствую постоянных читателей и гостей этого блога! Сегодня вас ждет не совсем обычная виртуальная экскурсия по Москве, в рамках которой вместо отдельных сооружений и памятников архитектуры мы обратим свое внимание на небольшие детали городской среды, зачастую остающиеся незамеченными, но вместе с тем, несомненно, добавляющие нашей столицей колорит и атмосферность. Ведь общая картина неизменно складывается из деталей, фрагментов и мелочей, а любой город, и Москва здесь не исключение, это не только и не столько сетка улиц и расположенных на них зданий, но и сотни и тысячи историй, как общеизвестных, так и совсем неочевидных и неприметных. Сегодняшняя статья будет посвящена именно им. Прогуляемся по улицам лучшего города Земли и обратим свое внимание на 10 ярких и любопытных деталей. Итак, начнем нашу виртуальную экскурсию с Софийской набережной, где можно обнаружить, пожалуй, самую неприметную городскую деталь в сегодняшнем списке, и в плане ее размеров, и с точки зрения слияния с ок
Оглавление

Приветствую постоянных читателей и гостей этого блога!

Сегодня вас ждет не совсем обычная виртуальная экскурсия по Москве, в рамках которой вместо отдельных сооружений и памятников архитектуры мы обратим свое внимание на небольшие детали городской среды, зачастую остающиеся незамеченными, но вместе с тем, несомненно, добавляющие нашей столицей колорит и атмосферность. Ведь общая картина неизменно складывается из деталей, фрагментов и мелочей, а любой город, и Москва здесь не исключение, это не только и не столько сетка улиц и расположенных на них зданий, но и сотни и тысячи историй, как общеизвестных, так и совсем неочевидных и неприметных. Сегодняшняя статья будет посвящена именно им. Прогуляемся по улицам лучшего города Земли и обратим свое внимание на 10 ярких и любопытных деталей.

Отметка уровня воды

Итак, начнем нашу виртуальную экскурсию с Софийской набережной, где можно обнаружить, пожалуй, самую неприметную городскую деталь в сегодняшнем списке, и в плане ее размеров, и с точки зрения слияния с окружающей средой. Речь о памятной табличке, установленной на здании ГЭС №1 по адресу Раушская набережная, дом №10, стр. 2. Сам я, приехав на набережную, потратил на ее поиски не меньше пяти минут, так что для удобства тех читателей, кто так же решит сфотографировать табличку, привожу фотографию с ее точным местонахождением. Установлена она в память о крупнейшем наводнении в истории Москвы, когда уровень воды в Москве-реке поднялся на немыслимые 9 метров. Таких табличек в Москве всего четыре, и на всех приводятся даты 11 и 12 апреля 1908 года, на которые пришелся пик наводнения.

-2

Весеннее наводнение 1908 года было вызвано целым рядом факторов, среди которых и большое количество снега, выпавшего за зиму, и резкое потепление. Под воду тогда ушли более 16 км² территории столицы, около 100 улиц и переулков, множество гражданских строений, заводов и складов. Сильнее всего пострадал район Замоскворечья, где, к слову, и установлены таблички, но изрядно досталось также и историческому центру города. Так, например, стены Кремля в те памятные дни были затоплены в среднем на три аршина (2,3 метра) от уровня мостовой. Ну, а напоминанием о столь масштабном разгуле стихии и служат несколько табличек с отметками об уровне воды.

«Свободен от постоя. Мясниц. час. 3-го кварт.»

-3

Еще одна любопытная историческая деталь украшает въездные ворота красивейшей усадьбы Румянцева-Задунайского на Маросейке, ныне занимаемой белорусским посольством. Этот величественный особняк на стыке барокко и классицизма был построен в 1782 году, во времена, когда постойной повинностью, то есть обязанностью принимать под своей крышей солдат, облагались практически все владельцы недвижимого имущества. Однако, существовала возможность и избежать ее путем выплаты взноса на армейские нужды, например, на строительство казарм. Именно так и поступили владельцы усадьбы, о чем не преминули сообщить прохожим. Ну, а со второй частью таблички все намного проще. Фраза "Мясниц"кая" час"ть" 3-го кварт"ала" представляет собой всего-навсего адресную табличку старого типа, на которой вместо улицы и номера дома по ней указаны название полицейской части и номер квартала. Как правило, в те времена на табличкам указывался еще и номер дома в квартале, но в данном случае он отсутствует. Настолько старая адресная табличка во многом уникальна в масштабах Москвы, но несколько чуть более поздних адресных указателей в столице все же сохранились.

Старая адресная табличка

-4

Адресные таблички в целом являют собой чрезвычайно яркую деталь, которая нередко становится украшением и даже настоящей визиткой того или иного города. Мадрид (особенно!), Париж, Прага и, конечно же, наш Санкт-Петербург – все эти города могут похвастаться прекрасными адресными табличками, а вот московские таблички пусть и удобны, функциональны и современны, но не сказать, что очень уж красивы. То ли дело исторические уличные указатели-домики, устанавливавшиеся в Москве в 1920-х – 1950-х годах. Сегодня таких практически не осталось, а те, что есть, в большинстве своем давно проржавели и деформировались. Но благо, исключения все-таки есть. Так, одна из исторических уличных табличек (на фото выше) украшает чудом сохранившийся частный дом в Зельевом переулке. О нем я рассказывал подробно в статье, посвященной частным домам в советской Москве.

-5

Другую табличку-домик можно увидеть на фасаде музея «Огни Москвы» в Армянском переулке. К слову, помимо таблички, на его территории собрано множество и дореволюционных, и советских артефактов, в первую очередь фонарей уличного освещения. Целая история московского света воссоздана в этом маленьком уютном дворике.

Вывеска Кулинария

-6

Еще одна по-настоящему удивительная, хотя и куда более поздняя деталь городской среды сохранилась на севере Москвы, на Малахитовой улице, получившей свое название в честь сборника сказок Павла Бажова «Малахитовая шкатулка». В глубине улицы, застроенной преимущественно брежневскими жилыми домами 60-х и 70-х годов, на фасаде одного из них можно увидеть старую советскую вывеску «Кулинария». Еще не так давно подобные красовались на многих зданиях, сегодня же они – на вес золота. По крайней мере в Москве они уже давно уступили место современной яркой, кричащей рекламе. Одна из статей на канале посвящена как раз сохранившимся старинным вывескам Москвы. Есть среди них и дореволюционные, и уже советские, чей возраст достигает целого столетия, а культурно-историческая ценность очевидна. А вот такие «Кулинарии», «Ателье» и «Гастрономы» многими пока что совершенно напрасно воспринимаются, как пережиток прошлого, хотя на деле они являют собой бесценные артефакты ушедшей эпохи.

Барельефы дома Бройдо

-7

Пожалуй, самый известный объект в сегодняшнем списке расположен в Плотниковом переулке. Это бывший доходный дом Германа Бройдо, широко известный под названием «Дом с писателями». Чтобы понять, откуда такое название, достаточно просто поднять взгляд на уровень второго этажа здания и присмотреться к фривольным барельефам, украшающим его фасад. Среди фигур здесь можно без труда узнать Пушкина, Гоголя и Толстого, а компанию им составляют Аполлон и музы, прильнувшие друг к другу. Вот только прильнули друг к другу и сами писатели: светила русской поэзии и прозы без всякого зазрения совести обнимаются и целуются на глазах у изумленных прохожих. Как же так вышло? На сей счет есть сразу несколько версий.

-8

Согласно одной из них, барельефы были изначально выполнены для Музея изящных искусств имени Александра III (ныне ГМИИ им. Пушкина), но не прошли конкурсный отбор по причине излишней фривольности, а потому были использованы при строительстве доходного дома. По другой − в здании располагался «дом терпимости». Впрочем, исторические свидетельства тому отсутствуют. Третья версия гласит, что барельефы изначально были задуманы автором, скульптором Синаевым-Бернштейном, в качестве масштабной скульптурной композиции, изображающей шествие деятелей русской культуры навстречу Аполлону, но из-за отмены заказа в конечном итоге были проданы владельцу доходного дома, желавшего столь эксцентричным способом привлечь новых постояльцев. Но, возможно, самый интересный факт, связанный с домом Бройдо, заключается в том, что скульптурное изображение Толстого на фасаде здания, вполне возможно, является единственной дошедшей до нас прижизненной скульптурой писателя. Так или иначе Толстому на момент постройки здания, в 1907 году, было 79 лет.

Дом Скальского: 4 в 1

-9

А вот бывший доходный дом Е.А. Скальского в Кривоколенном переулке уникален сразу по нескольким причинам. Словно играя в лотерею, это великолепное эклектичное здание собрало счастливую выигрышную комбинацию, похвастаться которой едва ли может любое другое историческое строение в столице. Во-первых, фасад здания украшает прекрасная дореволюционная вывеска, за которой скрывается весьма любопытная история. Так, сто с лишним лет тому назад на первом этаже дома размещалась заводско-техническая контора инженера Самуила Фалькевича, изначально специализировавшаяся на ремонте и обслуживании автомобилей, а затем перепрофилировавшаяся на производство сжатого кислорода для технических и медицинских нужд.

-10

Во-вторых, дому повезло сохранить оригинальную входную группу, чрезвычайно изящную и в то же время торжественную. В-третьих, в каждый из двух подъездов дома можно совершенно свободно заглянуть, чтобы полюбоваться оригинальными интерьерами.

-11

И наконец, в-четвертых, если вам вдруг повезет попасть на внутреннюю территорию дома Скальского, там, подняв глаза к небу, вы сможете увидеть отличный двор-колодец нестандартной формы, по красоте ничуть не уступающий петербургским.

Атланты на здании Северного страхового общества

-12

Уверен, что следующий объект в сегодняшнем списке также известен всем без исключения москвичам и даже большинству гостей столицы. Все-таки находится он в самом центре города, буквально в двух шагах от Красной площади, отличается монументальностью и служит настоящим украшением площади Ильинские Ворота. Речь о комплексе зданий Северного страхового общества, построенном в 1911 году. Но вот о существовании одной любопытной детали фасада одного из зданий, рискну предположить, знают немногие. Так, фасад восточного корпуса комплекса, того, что завершается, мощной неоклассической ротондой, украшают, пожалуй, самый миниатюрные и неприметные на всю Москву атланты.

-13

Крошечные атланты и кариатиды на уровне пятого этажа элементарно теряются на фоне значительных размеров комплекса зданий, занимающего целый квартал. И лишь как следует присмотревшись, можно заметить полтора десятка скульптурных изображений мужчин и женщин, преклонивших колено и поддерживающих ротонду. Куда заметнее другая архитектурная деталь данного комплекса зданий, а именно огромные часы на западном корпусе, которым, кстати, посвящена одна из статей в блоге − 24 самые красивые часовые башни Москвы.

Граффити-портрет Марка Захарова

-14

Еще одна городская деталь Москвы из числа появившихся относительно недавно, но тем не менее ставшая весьма примечательной художественной достопримечательностью столицы. Речь о граффити-портрете прославленного советского и российского театрального педагога, режиссера театра и кино Марка Захарова в Настасьинском переулке, аккурат напротив Московского театра имени Ленинского комсомола («Ленком»), художественным руководителем которого Марк Анатольевич являлся без малого полвека, с 1973 года по 2019 годы.

-15

Граффити впервые появилось здесь 1 октября 2019 года, в день похорон прославленного режиссера, но просуществовало менее месяца, после чего было закрашено коммунальными службами. Прошло несколько дней, и граффити восстановили на прежнем месте, но и это был не конец истории. Спустя пару лет профиль Захарова начал выцветать и смываться, а самому зданию, на которое он был нанесен, потребовалась реставрация. В итоге в ходе реставрационных работ обновили и само граффити: переместили его чуть выше, вернули прежнюю яркость, добавили подпись мэтра и даже подсветку, а также внесли изображение в реестр произведений, охраняемых государством. Так что теперь этому необычному способу почтить память прекрасного режиссера, похоже, ничего не грозит.

Звезды на балконах в Малом Власьевском переулке

-16

А вот следующая деталь в сегодняшнем списке как раз и навела меня на мысль о написании данной статьи. Она максимально неприметна, находится в одном их тихих арбатских двориков, и даже оказавшись в непосредственной близости, совсем не факт, что обратишь на нее внимание. Речь о доме №7а по Малому Власьевскому переулку, построенному около 1910 года, а точнее об одной яркой детали данного здания – рельефных звездах на нижней части балконов. Нигде и никогда прежде я не встречал ничего подобного, ни в Москве, ни в России в целом, ни даже за рубежом. Настолько нетривиальной является данная часть здания для какого бы то ни было украшения.

-17

Звезды на балконах этого старинного дома я обнаружил совершенно случайно, во время одной из прогулок по центру Москвы, благо, сам двор является проходным. При этом в самом Малом Власьевском переулке я бывал неоднократно и даже включал отдельные его достопримечательности в более ранние подборки достопримечательностей Москвы. Среди них здесь есть и два старинных деревянных дома, и весьма интересная мемориальная табличка, посвященная творческому дуэту «Миронова и Менакер», участниками которого соответственно были советские артисты Александр Менакер и Мария Миронова, родители Андрея Миронова. Как оказалось, компанию им составляет и дом №7а с его «звездными» балконами.

Двор дома купца Камзолкина

-18

И в завершение. Очередное подтверждение тому, что Москва без всякого преувеличения является настоящей сокровищницей достопримечательностей, включая как очевидные и широко известные, так и потаенные, надежно скрытые от посторонних глаз. Одним только секретам московских двориков можно посвятить полноценную статью и не одну. Ну, а в качестве иллюстрации в данному пункту – внутренний двор дома купца Камзолкина (проспект Мира, 3), одного из самых нарядных с точки зрения внешнего убранства столичных строений. Здание, являющееся стилизаций под раннее французское барокко, было построено на месте каменных палат Евреиновых-Лаптева в 1855 году. Но если вдоволь полюбовавшись его обильной лепниной, львиными маскаронами, грифонами и скульптурами кариатид, заглянуть во двор, то там можно обнаружить воссозданный фасад древних палат XVIII века в духе нарышкинского барокко. Данный пример, кстати, довольно типичен для современной Москвы. Так уж вышло, что множество старинных палат в наши дни оказались спрятаны во дворах более поздних сооружений, но ведь тем и хороша наша столица, что открывается не всем и не сразу, а лишь самым пытливым и любознательным.

И на этом о неприметных деталях Москвы на сегодня все. Спасибо, что дочитали! Надеюсь, было интересно.

Читайте также:

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.