Найти в Дзене
Страницы истории

Царевна Софья и второй стрелецкий бунт. Изощренное наказание сестры Петром I. Софья в Новодевичьем монастыре

Семь лет царевна Софья Алексеевна была фактически правительницей России, будучи регентшей при двух младших братьях – царях Иване и Петре. Но братья росли, и в 1689 году подросший царь Петр сверг сестру. Стрельцы большей частью перешли на сторону Петра, фаворит Василий Голицын удалился в свое имение, отстранившись от Софьи, а верного дьяка Федора Шакловитого ей пришлось самой выдать Петру. Софья осталась одна, без поддержки, и ждала решения повзрослевшего брата о своей участи. Вскоре пришло указание - отправиться Софье в Путивльский Свято-Духовский монастырь (Сумская область современной Украины). Софья подчинилась. Но прошло немного времени, и Петр решил, что сестрицу-бунтарку лучше держать поближе – так проще за ней приглядывать. И велел перевезти ее в Москву, в Новодевичий монастырь. Новодевичий монастырь - любимая резиденция Софьи Возможно, при выборе нового места заточения сестры юный царь учел пожелание самой Софьи – ведь Новодевичий монастырь был ее любимой загородной резиденцией

Семь лет царевна Софья Алексеевна была фактически правительницей России, будучи регентшей при двух младших братьях – царях Иване и Петре. Но братья росли, и в 1689 году подросший царь Петр сверг сестру. Стрельцы большей частью перешли на сторону Петра, фаворит Василий Голицын удалился в свое имение, отстранившись от Софьи, а верного дьяка Федора Шакловитого ей пришлось самой выдать Петру.

Софья осталась одна, без поддержки, и ждала решения повзрослевшего брата о своей участи. Вскоре пришло указание - отправиться Софье в Путивльский Свято-Духовский монастырь (Сумская область современной Украины). Софья подчинилась. Но прошло немного времени, и Петр решил, что сестрицу-бунтарку лучше держать поближе – так проще за ней приглядывать. И велел перевезти ее в Москву, в Новодевичий монастырь.

Арест царевны Софьи Алексеевны. Художник К. Вершилов
Арест царевны Софьи Алексеевны. Художник К. Вершилов

Новодевичий монастырь - любимая резиденция Софьи

Возможно, при выборе нового места заточения сестры юный царь учел пожелание самой Софьи – ведь Новодевичий монастырь был ее любимой загородной резиденцией, где за время своего правления по ее повелению возводили новые богатые храмы и палаты, закупали церковную утварь. Так, для Смоленского собора, главного храма монастыря, по ее заказу был изготовлен позолоченный иконостас, для которого иконы писали ведущие мастера - Симон Ушаков и Федор Зубов. Храмовой иконой придела по желанию царевны стал образ святой Софии с дочерями-мученицами. На щедрые вклады царевны были приобретены лампады, купель, церковные ризы.

Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Фото автора
Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Фото автора

Софья часто приезжала в Новодевичий монастырь на богомолье, жила здесь по несколько дней. Но сейчас ей предстояло провести в нем несколько лет.

Как ни старались ведущие расследование на допросах сторонников царевны добиться признания того, что Софья хотела убить Петра или членов его семьи, сделать они это не смогли. Поэтому Петр сестру сильно не притеснял.

Пострижения с Софьи не требовалось, она могла свободно передвигаться по территории, у нее был свой штат прислуги, с которыми она занимала несколько келий. Каждый день с царской кухни для нее присылали разнообразную и обильную еду: хлеб, рыбу, мед, пиво, водку, а также различные лакомства. К ней допускались посетители - царь Петр позволил другим царевнам посещать сестру. Правда, покидать территорию стен монастыря ей категорически было запрещено, ей не разрешили даже присутствовать на погребении брата Ивана, который умер в 1696 году. Теперь весь ее мир был ограничен периметром стен монастыря в 638 метров.

Для молодой, а Софье еще не было и 30 лет, и деятельной женщины такое ограничение свободы было пыткой. Ее энергия требовала выхода, и она активно занялась благоустройством монастыря. К тому же, она могла свободно распоряжаться своими денежными средствами, и она продолжила делать вклады в обитель. Благодаря ее участию и пожертвованиям в период нахождения Софьи были построены основные строения Новодевичьего монастыря: две надвратные церкви - Преображения Господня и Покрова Богородицы.

Преображенская надвратная церковь Новодевичьего монастыря. Фото автора
Преображенская надвратная церковь Новодевичьего монастыря. Фото автора

А также большая трапезная с Успенской церковью.

Успенская церковь Новодевичьего монастыря. Фото автора
Успенская церковь Новодевичьего монастыря. Фото автора

В 1690 году благодаря Софье было сооружено самое высокое и самое известное здание монастыря – колокольня высотой 72 метра в стиле московского барокко. Колокольня шести ярусная, внутри нее два храма: Варлаама и Иоасафа и Иоанна Богослова. Колокольня очень красива, она сделана из красного кирпича и вся украшена белокаменным кружевом. Она считается одним из лучших произведений русской архитектуры XVII века, недаром ее называли

«самой выдающейся из всех московских колоколен».

Колокольня Новодевичьего монастыря. Фото автора
Колокольня Новодевичьего монастыря. Фото автора

Царевна также много читала, переписывала церковные книги, много писала сама. Историк Карамзин говорил о ней:

«Царевна могла бы сравниться с лучшими писательницами всех времен, если бы просвещенный вкус управлял ее воображением».

И, конечно, она ревностно молилась, постилась и соблюдала церковные обряды.

Второе восстание стрельцов

В марте 1697 года царь Петр Алексеевич отправился с посольством в Европу. Управление государством он доверил своему дяде - главе Посольского приказа Льву Кирилловичу Нарышкину, о котором современники отзывались как о человеке недалекого ума, и другим ближним боярам. Во время отсутствия царя в стране опять стало зреть недовольство стрельцов.

Стрельцы. Худ. С. Иванов
Стрельцы. Худ. С. Иванов

В соответствии с установленным порядком, московские стрельцы на службе в приграничных крепостях находились в течение одного года, а затем возвращались в Москву. Но в конце XVII века стрельцам пришлось оставаться на службе дольше обычного. Сначала они принимали участие в обоих Азовских походах Петра (1695–1696 годы). После победы их не отпустили по домам, а оставили в Азове для строительства укреплений. У стрельцов это вызвало бурю возмущений. Они надеялись, что после тяжелой службы в Азове их, наконец, вернут в Москву, но был получен новый приказ - четыре стрелецких полка отправляли без захода в Москву к литовской границе.

К тому же, положение стрельцов сильно ухудшилось, а условия службы становились все тяжелее. Им не выплачивали своевременно жалованье, сократили средства на довольствие, многие стрельцы голодали и даже вынуждены были просить милостыню. А еще большое недовольство вызывал произвол офицеров, и особенно – иностранцев. Все это вызывало возмущение среди стрельцов, которое требовало разрешения кризиса.

По пути к литовской границе 175 стрельцов сбежали и направились в Москву. Они прибыли в марте и направились к главе Стрелецкого приказа И.Б. Троекурову, чтобы «бить челом» на «утеснения и неправды». И действительно, челобитная была принята, им было выплачено удержанное жалованье и предписано покинуть Москву. Правда, из-за начавшегося паводка и бездорожья они задержались в Москве на несколько дней.

А Москва тоже бурлила. От царя Петра давно не было известий, и по столице ходили слухи, что «государя в живых более нет», и что теперь

«Лефорт со своей немецкой братией народ душить будет».

Стрельцы вернулись в свои полки и рассказали о слышанных ими слухах. А стрельцы Артемий Маслов и Василий Тума даже зачитали перед полками письмо, якобы написанное царевной Софьей, будто царевна призывала стрельцов идти на Москву и даже вступить в бой с войсками, если те не пропустят их в Москву.

Царевна Софья в Новодевичьем монастыре. Худ. И. Репин
Царевна Софья в Новодевичьем монастыре. Худ. И. Репин

Четыре стрелецких полка (около 2200 человек) двинулись к Москве. 17 июня близ Истры им преградили дорогу Преображенский и Семеновский полки, командовали которыми генералы Патрик Гордон и Алексей Шеин. Стрельцы потерпели поражение. После проведенного следствия было казнено 130 человек.

Возвращение Петра и новое расследование

Узнав о новом стрелецком бунте, Петр срочно отправился в Москву и прибыл в столицу 25 августа. Он начал новое, свое расследование, в ходе которого были допрошены все стрельцы участвующих в мятеже полков - более 1700 из оставшихся в живых. Он стремился узнать, была ли причастна к мятежу Софья. Стрельцы под пытками признавались, что собирались

«…бить челом царевне Софье Алексеевне, чтобы взяла в свои руки правление государством».

Также были допрошены родственники стрельцов, прислуга царевны Софьи. Сестру царь допрашивал лично – для этого он впервые за 10 лет посетил ее в монастыре. Софья, как и следовало ожидать, вину свою не признала, а никаких компрометирующих ее документов обнаружено не было.

Петр, несмотря на свою уверенность в причастности сестры к развязыванию нового бунта, казнить ее не решился. Но придумал для нее изощренное наказание.

В монашестве

21 октября 1698 года царевна Софья была пострижена в монахини под именем Сусанна. Окна ее кельи выходили площадь перед стенами Новодевичьего монастыря. 28 октября на этой площади по приказу царя были воздвигнуты виселицы. На них были повешены двести тридцать стрельцов, а в их руки были вложены челобитные, которыми они, якобы, приглашали Софью на царство. Трупы не убирали пять месяцев, чтобы они вызывали у Софьи угрызения совести.

Стрелецкая казнь. Худ. В. Суриков
Стрелецкая казнь. Худ. В. Суриков

Всего царь велел казнить более тысячи стрельцов, причем, сам лично принимал участие в казнях. Около 600 стрельцов были наказаны кнутом, их клеймили и сослали в Сибирь. Женам и детям мятежных стрельцов было велено покинуть Москву. Было запрещено брать их на работу или подавать им милостыню. Фактически, они были обречены на голодную смерть.

Содержание Софьи, точнее, инокини Сусанны, было ужесточено. Ее поместили в стрелецкую караульню при Напрудной башне.

Стрелецкая караульная при Напрудной башне. Новодевичий монастырь, фото автора
Стрелецкая караульная при Напрудной башне. Новодевичий монастырь, фото автора
Помщение, где содержалась царевна Софья. Новодевичий монастырь, фото автора
Помщение, где содержалась царевна Софья. Новодевичий монастырь, фото автора

Везде стояла охрана из преображенцев. Сестрам-царевнам запрещено было навещать ее в монастыре – только 2 раза в год по церковным праздникам. Петр опасался, что они опять начнут плести интриги против него. Также, что интересно, он приказал не пускать в монастырь певчих. Видимо, Петр верил ходившим слухам, что Софья из певчих выбирала себе любовников.

Что касается охраны, то Петр и здесь распорядился, чтобы стояли

«…у тех врат караульщики старые, а не молодые люди безотходно, и мужеска полу никого в монастырь никогда, ни во время святаго пения, отнюдь не пущать».

Еще почти пять лет прожила инокиня Сусанна в монастыре. Незадолго до кончины она приняла схиму, вернув себе прежнее имя – Софья. Поэтому на ее надгробии выгравировано ее прежнее имя – Софья. Тем самым, она не позволила Петру стереть из памяти потомков ненавистное ему имя.

Умерла Софья 3 (14) июля 1704 года, ей было 46 лет. Похоронена в южной части Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Ее надгробие представляет собой простой белый камень с надписью.

Надгробие над могилой царевны Софьи
Надгробие над могилой царевны Софьи

В народе царевну Софью любили, и в ее смерть не верили. Ходили слухи, будто она бежала из монастыря в сопровождении 12 верных стрельцов и укрылась у старообрядцев скита Шарпан (современная Нижегородская область). На сохранившимся кладбище показывают могилу «схимницы Прасковьи», которую окружают 12 безымянных могил. Староверы называют ее «царицына могила».

Ориентация - Запад

Царевна Софья Алексеевна вознеслась на вершину власти в патриархальной стране, опередив свое время. Публичная деятельность для женщины в то время была немыслима, а Софья 7 лет была правительницей крупного государства. При ее правлении шло сближение России с Западом, которое началось еще при правлении брата Федора. Не Петр начал это движение, а его старшие брат и сестра. Петр только увеличил скорость этого движения, устремленного на Запад. Возможно, европеизация страны при Софье прошла бы несравненно более мягко, чем она осуществлялась Петром I.

Различие Петра и Софьи с Федором состояло также в том, что у них были разные образцы для ориентации. Для Федора и Софьи это была католическая Польша, для Петра - протестантская Голландия.

Другие статьи, связанные с правлением царевны Софьи: