Найти в Дзене
Под звуки аккордеона

Как появился аккордеон?

Добрый день, дорогие читатели! Клавиши, как у фортепиано, для правой руки. 5-6 рядов кнопок для левой руки. Правая и левая часть инструмента соединены мехом. Так выглядят современные аккордеоны. Однако первые инструменты, которые назывались "аккордеонами", выглядели иначе. Хотя был мех, не было фортепианной клавиатуры и нескольких рядов кнопок с басами и аккордами. Потребовался довольно долгий путь, чтобы аккордеон принял современный вид. О том, как это произошло, мы поговорим в этой статье. Аккордеон - это один из инструментов большого музыкального семейства гармоник. Гармоники появились очень давно. Например, такому китайскому инструменту, как шэн, уже несколько тысяч лет: Казалось бы, что у него общего с аккордеоном? Но на самом деле в основе этих инструментов лежат одни и те же принципы. Как у шэна, так и у аккордеона звук создается благодаря потоку воздуха. Этот поток воздуха заставляет вибрировать и звучать металлические язычки - у шэна они находятся внутри трубок, а у аккордеон
Оглавление

Добрый день, дорогие читатели!

Клавиши, как у фортепиано, для правой руки. 5-6 рядов кнопок для левой руки. Правая и левая часть инструмента соединены мехом. Так выглядят современные аккордеоны.

Однако первые инструменты, которые назывались "аккордеонами", выглядели иначе. Хотя был мех, не было фортепианной клавиатуры и нескольких рядов кнопок с басами и аккордами. Потребовался довольно долгий путь, чтобы аккордеон принял современный вид. О том, как это произошло, мы поговорим в этой статье.

От гармоник - к первому "аккордеону" Демьяна

Аккордеон - это один из инструментов большого музыкального семейства гармоник. Гармоники появились очень давно. Например, такому китайскому инструменту, как шэн, уже несколько тысяч лет:

Шэн
Шэн

Казалось бы, что у него общего с аккордеоном? Но на самом деле в основе этих инструментов лежат одни и те же принципы. Как у шэна, так и у аккордеона звук создается благодаря потоку воздуха. Этот поток воздуха заставляет вибрировать и звучать металлические язычки - у шэна они находятся внутри трубок, а у аккордеона - внутри корпуса.

Шэн - это губная гармоника, но у аккордеона были также довольно древние предшественники - ручные гармоники. Примером такой ручной гармоники был средневековый портативный орган, на котором играли правой рукой, а левой рукой накачивали воздух в меха. Вот пример исполнения на таком портативном органе:

Первый инструмент, получивший название "аккордеон", появился чуть менее 200 лет назад, в 1829 году. Его мастером был Кирилл Демьян - выходец из румынских армян, живший в Австрии. Вот так выглядел этот инструмент:

-2

Инструмент был очень небольшим. Он весил гораздо меньше килограмма и на нем было всего пять клавиш. Интересно, что клавиши издавали не отдельные звуки, а целые аккорды - отсюда инструмент по праву и стал называться "аккордеоном". Кроме того, был мех, и при разжиме и сжиме меха инструмент издавал разные аккорды. Таким образом, количество аккордов увеличивалось до 10.

Первый "аккордеон" выполнял функции аккомпанемента. Играть самостоятельную мелодию на нем пока еще было нельзя. Однако он был легким и мобильным. Он быстро привлек внимание, и сразу же начался настоящий бум производства "аккордеонов".

За несколько лет до этого в 1822 г. другой мастер Бушман уже создал "аккордеон" с несколькими клавишами и мехом. Однако исполнять сразу готовые аккорды он еще не мог. До сих спорят по поводу того, кого же считать родоначальником аккордеона - Бушмана или Демьяна. Но в любом случае, оба инструмента очень сильно отличались от современных.

От первого "аккордеона" Демьяна до первых аккордеонов с фортепианной клавиатурой

Вскоре, уже в начале 1830-х гг., появился и обратный аналог аккордеона Демьяна - флютина. На флютине можно было играть только правой рукой. Как и на "аккордеоне" Демьяна, при разжиме и сжиме звучание одной клавиши было разным. Флютина, созданная во Франции около 1831 года, возможно, была одним из первых подобных инструментов, на котором можно было играть мелодию.

-3

Чуть раньше, в конце 1820-х гг., была создана английская концертина Чарльза Уитстона - на ней можно было уже играть двумя руками. Концертина была очень компактной и весила около килограмма.

Одна из первых концертин Уитстона
Одна из первых концертин Уитстона

Производство "аккордеонов" с каждым годом росло в разных странах Европы. Быстро об этом инструменте узнали и в России. Тульские мастера Иван Сизов и Тимофей Воронцов познакомились с ним уже в начале 1830-х гг., и уже через 20 лет фабрики двух мастеров производили около 10 тысяч инструментов в год.

Совершенствовал свои инструменты и сам Демьян. К инструменту добавлялось больше клавиш. Новые модели могли исполнять как мелодию, так и аккордовые звуки.

Возможности первых инструментов- "аккордеонов" стремительно росли. Интересно, что уже через пять лет (!) после создания первого "аккордеона" Демиана была написана школа игры для новых инструментов Адольфа Мюллера. В этой школе уже упоминаются разнообразные модели инструментов того времени. На них можно было уже исполнять достаточно сложную музыку.

Изображения первых моделей "аккордеонов" из школы Адольфа Мюллера
Изображения первых моделей "аккордеонов" из школы Адольфа Мюллера

Совершенствование аккордеонов с фортепианной клавиатурой

Несмотря на стремительное развитие нового музыкального инструмента, потребовалось четверть века от первого "аккордеона" Демьяна до первых аккордеонов с фортепианной клавиатурой. В 1854 г. Маттэус Бауэр на выставке в Мюнхене продемонстрировал гармонифлют - инструмент с фортепианной клавиатурой диапазоном более трех октав. Гармонифлют был достаточно популярным во второй половине 19 века, однако на нем можно было играть только правой рукой.

Один из типичных гармониефлютов (или флют-гармоник)
Один из типичных гармониефлютов (или флют-гармоник)

Вторая половина 19 века пришлась на совершенствование левой клавиатуры. Уже в 1860-х гг. стали появляться инструменты, которые были близки современным аккордеонам - помимо фортепианной клавиатуры добавлялись также басы и аккорды в левой руке. Однако исполнительские возможности в левой руке были ограниченными. Так, например, выглядел один из французских аккордеонов 1860-х гг.:

-7

Только в 1898 году мастер Мариано Даллапе создал инструмент, который стал настоящей революцией. В левой руке было 48 кнопок, включавших хроматический набор басов, мажорных и минорных трезвучий:

-8

Вскоре в левой руке добавился пятый ряд, а вот и фотография примерно 1909 г. аккордеониста Гвидо Дейро - на его аккордеоне в левой руке было уже шесть рядов:

-9

Таким образом, на рубеже 19 и 20 веков, проделав долгий путь, аккордеон принял тот вид, к которому мы привыкли. Этот молодой инструмент продолжает радовать нас своими возможностями.

Памятник Аккордеону в Магнитогорске
Памятник Аккордеону в Магнитогорске