Интересно представить архитектуру великолепного Ар-деко, , и в этом нам поможет воплощение эмансипации и идей модернизма, Флёр Форсайт.
"Дом на Саут-сквер, в Вестминстере, где поселились молодые Монты два года назад, после медового месяца, проведенного в Испании, можно было назвать «эмансипированным». Его строил архитектор, который мечтал создать новый дом — абсолютно старинный, и старый дом — абсолютно современный. Поэтому дом не был выдержан в определенном стиле, не отвечал традициям и был свободен от архитектурных предрассудков. Но он с такой необычайной быстротой впитывал копоть столицы, что его стены уже приобрели почтенное сходство со старинными особняками, построенными еще Рэном".
Ар-деко в Великобритании в 1920-х - 1930-х годах переживает расцвет. В этом стиле строятся общественные здания для развлечения и социальной жизни - кинотеатры, театры, библиотеки, универмаги, спортивные стадионы, кафедральные соборы. Этот стиль, элегантный, роскошный при кажущейся простоте, обращался и к инженерным находкам прошлого столетия, и к образам древности. Но нас в данном случае интересует прежде всего жилая архитектура.
Мы видим, что жилая архитектура напоминает виллы Средиземноморья, Греции, Италии и Испании, создавая для обитателей особняка уют и гармонию. Посмотрим на дом Флёр:
"Окна и двери были сверху слегка закруглены. Острая крыша мягкого пепельно-розового цвета была почти что датской, и два «премиленьких окошечка» глядели сверху, создавая впечатление, будто там, наверху, живут очень рослые слуги. Комнаты были расположены по обе стороны парадной двери — широкой, обрамленной лавровыми деревьями в черных с золотом кадках. Дом был очень глубок, и лестница, широкая и целомудренно-простая, начиналась в дальнем конце холла, в котором было достаточно места для целой массы шляп, пальто и визитных карточек. В доме было четыре ванных — и никакого подвального помещения, даже погреба. Приобретению этого дома помогло форсайтское чутье на недвижимое имущество. Сомс нашел его для дочери в тот психологический момент, когда пузырь инфляции был проколот и воздух выходил из воздушного шара мировой торговли. Однако Флер немедленно вошла в контакт с архитектором — сам Сомс так и не примирился с этой категорией людей — и решила, что в доме будут только три стиля: китайский, испанский и ее собственный".
Итак, с Испанией понятно, стиль дома напоминал Монтам медовый месяц и соответствовал моде, собственный вкус Флёр, безусловно, требовал индивидуальный подход архитектора, а как с этим сочетается китайский? В тяготении к Востоку мы тоже видим модные тенденции, причём многих веков, и стремление выделить область коллекционирования, отличную от отца.
В интерьере ар-деко сочетаются лаконичные формы, к которым тяготеет и Восток, и дорогие материалы. При этом ясная геометрия пространства легко окутывает и модернистскую скульптуру, и вычурную китайскую шкатулку.
"Комната налево от парадной двери, проходившая во всю глубину дома, была китайской: панели слоновой кости, медный пол, центральное отопление и хрустальные люстры. На стенах висели четыре картины, все китайские — единственная школа, которой еще не занимался ее отец. Широкий открытый камин украшали китайские собаки на китайских изразцах. Шелка были преимущественно изумрудно-зеленые. Два чудесных черных старинных шкафа были куплены Сомсом у Джобсона, и не дешево. Рояля не было, отчасти потому, что рояль — вещь неоспоримо западная, отчасти потому, что он занял бы слишком много места. Флер нужен был простор — ведь она коллекционировала скорее людей, чем мебель и безделушки.
Этот интерьер написан намного раньше описываемых событий, но свет, по-моему, вполне китайский. И атмосфера тоже, учитывая, что художница - англичанка викторианской эпохи, жена Лоренса Альма-Тадемы. Это мир, на который Сомс-коллекционер не успел обратить внимание.
Свет, падавший через окна с двух противоположных сторон, не был, к сожалению, китайским. Флер часто стояла посреди комнаты, обдумывая, как «подобрать» гостей, как сделать эту комнату еще более китайской, не жертвуя уютом; как казаться знатоком литературы и политики, как принимать подарки отца, не давая ему почувствовать, что его вкусы устарели; как удержать Сибли Суона, новую литературную звезду, и заполучить Гэрдона Минхо — старую знаменитость. Она думала о том, что Уилфрид Дезерт слишком серьезно увлекся ею; о том, в каком стиле ей, собственно, надо одеваться, о том, почему У Майкла такие смешные уши; а иногда она стояла, просто ни о чем не думая, а так, чуть-чуть тоскуя.
Когда трое мужчин вошли, она сидела у красного лакированного чайного стола, допивая чай со всякими вкусными вещами. Она обычно просила подавать себе чай пораньше, чтобы можно было как следует «угоститься» на свободе: ведь ей еще не было двадцати одного года, и в этот час она вспоминала о своей молодости. Рядом с ней, на задних лапах, стоял Тинг-а-Линг, поставив рыжие передние лапки на китайскую скамеечку и подняв курносую черно-рыжую мордочку к объектам своего философического созерцания".
Цит. по:
Голсуорси Дж. Белая обезьяна
Источник:
Элейн Харвуд. Ар-деко Британии: здания межвоенных лет. 2019