Найти в Дзене

Поэзия и актёры: предательство или союз? Разбираем спорное исполнение стихов

Сначала в этом выпуске хочу поблагодарить всех, кто следит за рубрикой, читает мои материалы, делает репосты и оставляет комментарии. Ваша обратная связь для меня чрезвычайно важна — даже если наши оценки не совпадают, мы вводим в повестку дня важные темы. Одна из них, стихийно возникшая в последних публикациях — возвращение поэзии в общественное пространство. Да, настоящая поэзия всегда будет уделом немногих. Да, стихи пишутся и воспринимаются в одиночестве — поэзия самый интимный вид искусства. Но отсвет поэзии должен присутствовать в коммуникациях между людьми. Её важно не только писать и читать, но и обсуждать, включать в художественные и социальные практики. Только тогда её высокий (и даже элитарный) статус останется незыблемым.
Если поэзия — царица, то социальность — её трон, держава и скипетр. Именно изгнание поэзии в элитарное гетто в 90-е, если вдуматься, подорвало её значение. Сегодня хочу затронуть ещё одну проблему, связанную с социальностью поэтического слова — актёрское
Оглавление
Когда-то декламация стихов пользовалась большим успехом...
Когда-то декламация стихов пользовалась большим успехом...

Сначала в этом выпуске хочу поблагодарить всех, кто следит за рубрикой, читает мои материалы, делает репосты и оставляет комментарии. Ваша обратная связь для меня чрезвычайно важна — даже если наши оценки не совпадают, мы вводим в повестку дня важные темы.

Одна из них, стихийно возникшая в последних публикацияхвозвращение поэзии в общественное пространство. Да, настоящая поэзия всегда будет уделом немногих. Да, стихи пишутся и воспринимаются в одиночестве — поэзия самый интимный вид искусства.

Но отсвет поэзии должен присутствовать в коммуникациях между людьми. Её важно не только писать и читать, но и обсуждать, включать в художественные и социальные практики. Только тогда её высокий (и даже элитарный) статус останется незыблемым.

Если поэзия —
царица, то социальность — её трон, держава и скипетр. Именно изгнание поэзии в элитарное гетто в 90-е, если вдуматься, подорвало её значение.

Актёрское чтение стихов: святотатство или искусство?

Сегодня хочу затронуть ещё одну проблему, связанную с социальностью поэтического словаактёрское исполнение стихов. Многие читатели (и даже поэты) предпочитают монотонную декламацию «правильному» актёрскому прочтению.

Это можно сравнить со священнодействием: в православном храме Евангелие читают ровно, без эмоций, чтобы люди в разном настроении могли одинаково глубоко воспринять текст. Чрезмерная театральность звучала бы неуместно. Так и поэтическое слово в устах автора обретает оттенок сакральности.

Вот характерный пример авторского исполнения:

Но с актёрами — беда. Вениамин Смехов вспоминал, как в 1957 году Бориса Пастернака пригласили на репетицию «Марии Стюарт» во МХАТ (пьесу ставили в его переводе). После просмотра актёры спросили его мнение. Легендарный ответ Пастернака: «Неплохо, неплохо. Но, видит Бог, нельзя же так плохо читать стихи!»

Эксперимент: три прочтения одного стихотворения

Давайте заострим вопрос. Перед вами — три варианта исполнения одного стихотворения Пушкина разными актёрами. Послушайте и ответьте:

  1. Все три — «в топку»?
  2. Кому-то можно дать шанс?

(Не обращайте внимание на музыку — она тут часто ужасна, но актёры не виноваты.)

Пишите в комментариях:

  • Кто из чтецов вам понравился/не понравился?
  • Почему?

Что интересно, вопрос о недопустимости актёрского чтения возник совсем недавно. Раньше участие актёров в литературе считалось нормой и даже преимуществом.

Георгий Цеплаков, специально для Издательства «СТиХИ»
Георгий Цеплаков, специально для Издательства «СТиХИ»

Моё мнение?

Я не считаю, что доверять стихи актёрам — предательство поэзии. Но прочтение прочтению рознь. В следующем выпуске попробую сформулировать критерии допустимого актёрского исполнения.

P.S. Авторское прочтение — всегда лучшее.