Найти в Дзене
Ерунда с утра

Сказочник, заметивший дракона.

Евгений Шварц — яркий пример автора, который сумел соединить сказку и глубокую философию. Его произведения, на первый взгляд легкие и волшебные, скрывают под собой размышления о свободе, ответственности, добре и зле. Они актуальны и сегодня, вдохновляя читателей и зрителей по всему миру. Дети, чаще всего, очень смешливы и готовы смеяться по всякому поводу. А взрослого рассмешить гораздо сложнее. Что такое юмор до сих пор точно неизвестно. Удачная шутка – это, как правило, открытие необычного в обычном, неожиданный, но верный взгляд на вещи. За это мы и любим сказки. Они меняют нашу будничную жизнь, мир поворачивается к нам удивительной стороной. Самые обычные вещи в сказке могут жить совершенно другой жизнью. Для Шварца сказка- «Это путь в глубину жизни и рассказывается она для того, чтобы сказать во весь голос то, что думаешь». Шварц считал, что сказки не только развлекают, но и помогают взглянуть на жизнь глубже. Через сказки можно говорить о вещах, которые трудно или невозможно в
Евгений Львович Шварц (1896, Казань, Российская империя — 1958, Ленинград, СССР)        Любите, любите друг друга, да и всех нас заодно, не остывайте, не отступайте — и вы будете так счастливы, что это просто чудо! © Евгений Шварц .
Евгений Львович Шварц (1896, Казань, Российская империя — 1958, Ленинград, СССР) Любите, любите друг друга, да и всех нас заодно, не остывайте, не отступайте — и вы будете так счастливы, что это просто чудо! © Евгений Шварц .

Евгений Шварц — яркий пример автора, который сумел соединить сказку и глубокую философию. Его произведения, на первый взгляд легкие и волшебные, скрывают под собой размышления о свободе, ответственности, добре и зле. Они актуальны и сегодня, вдохновляя читателей и зрителей по всему миру. Дети, чаще всего, очень смешливы и готовы смеяться по всякому поводу. А взрослого рассмешить гораздо сложнее. Что такое юмор до сих пор точно неизвестно. Удачная шутка – это, как правило, открытие необычного в обычном, неожиданный, но верный взгляд на вещи. За это мы и любим сказки. Они меняют нашу будничную жизнь, мир поворачивается к нам удивительной стороной. Самые обычные вещи в сказке могут жить совершенно другой жизнью. Для Шварца сказка- «Это путь в глубину жизни и рассказывается она для того, чтобы сказать во весь голос то, что думаешь».

Первый признак талантливого человека: он радуется чужому успеху. Он понимает, что каждая удача не отнимает, а дарит. © Евгений Шварц .
Первый признак талантливого человека: он радуется чужому успеху. Он понимает, что каждая удача не отнимает, а дарит. © Евгений Шварц .

Шварц считал, что сказки не только развлекают, но и помогают взглянуть на жизнь глубже. Через сказки можно говорить о вещах, которые трудно или невозможно выразить в обычной жизни. Это способ сказать то, что скрыто, то, что хочется высказать, но боишься или стесняешься. Сказка – это не просто история, а метафора, через которую можно понять, что происходит внутри человека и в мире вокруг. Она помогает открыть глаза на реальность и понять, что может быть очень важно высказать то, что думаешь, чтобы изменить что-то к лучшему. Его произведения имеют удивительное свойство оставаться актуальными при любом политическом строе, но не каждый строй этому рад. При жизни драматурга его пьесы перелицовывались, запрещались, спектакли снимались перед премьерой…Несмотря на запрет произведений, сам писатель никогда не подвергался репрессиям. Он заведовал литературной частью и состоял в худсовете ленинградского Театра Комедии, был награждён орденом Трудового Красного Знамени, выходили сборники его произведений, а детские пьесы шли во многих театрах. Своим лучшим творением Шварц называл пьесу «Одна ночь» — драматическую историю блокадного Ленинграда, но его имя в историю вписали сказки, в том числе и те, которые были изданы, поставлены и экранизированы только через 20 лет.

Евгений Львович Шварц появился на свет 21 октября 1896 года в Казани. Его отец был хирургом, а мать занималась воспитанием детей. Эта интеллигентная атмосфера сформировала его интерес к образованию и искусству. Еще в школьные годы Евгений увлекся чтением и театральными постановками, что позже определило его жизненный путь. В молодости, в первую мировую войну, Шварц был мобилизован на фронт, где служил в артиллерийском подразделении. Этот опыт сформировал его стойкость и умение преодолевать трудности. В 1916 году, во время службы в армии, он получил тяжелую контузию, позже проблемы со здоровьем помешали ему записаться в ополчение во время Великой Отечественной. После Шварц поступил на юридический факультет Московского университета, но учебу так и не завершил. Его больше привлекала литература и театр. После окончания учебы Евгений начал работать актёром в провинциальных театрах. Этот опыт помог ему лучше понять природу сценического искусства. Начал писать в 1920-е годы.

Литературный путь Шварца начался с публикации небольших рассказов. Постепенно он перешел к написанию пьес, которые сделали его знаменитым. Мастер сказочной драматургии. Шварц стал известен благодаря своим пьесам-сказкам, таким как «Дракон», «Тень» и «Обыкновенное чудо». Эти произведения поднимают философские вопросы через волшебные сюжеты. Писал сценарии для кино. Он также работал в кинематографе. Среди его самых известных сценариев — «Золушка» и «Дон Кихот», которые стали классикой советского кино. Многие произведения Шварца подвергались цензуре. Некоторые его пьесы запрещали ставить на сцене из-за политической метафоричности. Евгений поддерживал тесные отношения с такими авторами, как Корней Чуковский и Михаил Зощенко. Эти дружеские связи вдохновляли его на новые литературные эксперименты. Шварц был убежденным гуманистом.

Он верил в добро и справедливость, что нашло отражение в его произведениях. Всего за свою жизнь Шварц написал 22 пьесы, 12 сценариев к фильмам и множество произведений в стихах и прозе. Часть большого литературного наследия автора издавалась неоднократно, но некоторые повести увидели свет только один раз или вообще осели в архивах. Сказочник Шварц умел в своих пьесах совместить детский взгляд на мир со сложными и взрослыми рассуждениями о счастье, справедливости, добре и зле. Первой из таких стала пьеса «Голый король». Драматургу удалось еще одно чудо: не превратить сказки в обычные сатирические фельетоны или бытовые пародии. Он работал в самых разных жанрах, шутя, что «пишет всё, кроме доносов». Но в мировой литературе его имя неизменно связано со сказками. Стремление смешивать чудо и обыденность, как в детстве, Шварц пронес сквозь все свое творчество.

Евгений Львович Шварц был художником во многих отношениях единственным в своем роде. Больше всего он писал для театра. Он писал и для взрослых, и для детей. Однако во всех случаях, когда он обращался к детям, к нему внимательно прислушивались взрослые. В свою очередь, все, что он писал для взрослых, оказывалось, несмотря на свою глубину, доступным детскому пониманию. Все его большие и малые психологические открытия были рождены его никогда не старевшим интересом к людям. Он был одним из самых жизнелюбивых писателей своего времени. Кто сразу угадывал в нем доброго волшебника — так это дети. Они ходили за ним толпой. Он мог бы, как сказочный крысолов, повести их куда угодно. Но он не был злым крысоловом. Он был действительно добрым волшебником, который воевал только с людоедами, ведьмами и чертями. Чтобы сохранить в себе и пронести до конца жизни эту праздничность нужны богатырские силы. Ведь «очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь», как говорила Фея в «Золушке». Можно пасть духом, разочароваться и даже озлобиться. Что же позволило ему выстоять и победить в жизненных неурядицах? Да те самые прекрасные свойства души: верность, благородство, умение любить- «Обожаю, обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придёт конец»! (монолог короля в «Золушке»).

Для Шварца литература была жизненно необходимой, даже ведя дневники, он оттачивал умение просто и ясно рассказывать о себе и своих современниках, создавая портрет эпохи и образы людей, с которыми сводила жизнь. Его произведения не теряют актуальности, в них каждый находит что-то свое: волшебную сказку, аллегории на современность, притчи на вечные темы. Но неизменен почерк автора и его желание рассказать о мире, который может стать лучше, добрее, человечнее. В этом — весь Шварц: мастер сказочного слова, которое толкает к реальным действиям в мире обыкновенных чудес и побежденных драконов.

-8