Очень часто люди, мечтающие открыть свой бизнес, не знают – с чего начать? Как подступиться к реализации своей мечты? Где найти инвестиции на открытие собственного дела?
Давайте разберемся. В статье дам пошаговое руководство – с чего начинать, что необходимо учесть, как действовать.
О том, насколько легко сегодня регистрировать свой бизнес мы с вами говорили на нашем канале «БК. Лаборатория Бизнес-Идей» в Дзене тут:
Но еще до регистрации бизнеса есть множество моментов, которые будущему предпринимателю необходимо продумать заранее.
Первое. Направление деятельности.
Чем вы будете заниматься? Производством (изготовлением) товаров? Продажей товаров? Оказанием услуг?
Каких именно товаров и услуг? Что это за ассортимент? Чем ваши товары и услуги отличаются от аналогичных товаров и услуг, представленных на рынке?
Какие дополнительные товары и услуги вы готовы предложить потребителям? (Например, если вы оказываете услуги парикмахера, вы можете дополнительно предлагать клиенту товары для ухода за волосами).
Второе. Целевая аудитория.
Для кого вы предлагаете свои товары и услуги?
Не ограничивайтесь общими фразами: «для всех», «для молодежи».
Опишите целевую аудиторию максимально подробно, используя характеристики: пол, возраст, уровень дохода, место проживания, предпочтения, какие потребности целевой аудитории вы решаете, предлагая им свои товары и услуги и т.д.
Если вы предполагаете поставлять свои товары / оказывать услуги для бизнеса, используйте характеристики: направления деятельности потребителя, размер бизнеса, место расположения, проблемы бизнеса, которые вы решаете, предлагая ему свои товары / услуги.
Чем подробнее пропишите целевую аудиторию, ее проблемы и предпочтения – тем понятнее для вас будет – где искать потенциальных потребителей и как строить рекламные акции и продвижение своих товаров и услуг.
Третье. Локация.
Где вы будете продавать свои товары или оказывать услуги? На каких площадях? В собственном доме / квартире, или придется арендовать помещение? А может отдадите процесс производства на аутсорсинг, а сами займетесь только продажей под собственным брендом? Во сколько вам обойдется аренда или услуги аутсорсинга?
Четвертое. Организация.
Что вы будете делать самостоятельно, а на какие операции вам придется нанимать сотрудников или отдавать операции на аутсорсинг?
Каким образом будете нанимать сотрудников – принимать в штат? Заключать договор ГПХ? Заключать договор с самозанятыми или ИП?
Обратите внимание! Для некоторых видов деятельности может понадобится лицензия! Чтобы избежать проблем с контрольными и надзорными органами в дальнейшем, лицензию необходимо будет получить после регистрации бизнеса, до начала деятельности! Внимательно заранее изучите требования, предъявляемые к получателю лицензии! Вы должны будете подтвердить их соблюдение.
Пятое. Поставщики.
Кто будет поставлять вам сырье и материалы для производства товаров или услуг? По каким ценам? Будет ли организована доставка сырья и материалов, с какой частотой и в каком объеме?
Шестое. План производства (оказания услуг).
Проанализируйте свою целевую аудиторию и свои возможности и прикиньте – сколько сможете продавать товаров, принимать клиентов для оказания услуг в день / месяц.
Например, если вы планируете открывать косметологический салон – рассчитайте сколько клиентов в день вы сможете обслужить и какие услуги сможете оказать. Допустим: два клиента в день на биоревитализацию, три клиента на массаж лица, два клиента на чистку лица.
Учитывайте, что рабочий день длится 8 часов и вам необходим перерыв на отдых и обед!
Седьмое. Рынок и конкуренты.
Проанализируйте конкурентное окружение – кто еще кроме вас готов продавать аналогичные товары и оказывать аналогичные услуги. Подумайте – чем вы отличаетесь от ваших конкурентов и почему целевая аудитория должна обратиться именно к вам, а не к вашему конкуренту.
О том, как анализировать конкурентов можно почитать на нашем канале «БК. Лаборатория Бизнес-Идей» в Дзене тут:
и тут:
Проанализируйте доступную информацию о ценах ваших конкурентов, определите – по какой цене вы готовы предложить свои товары и услуги целевой аудитории.
Восьмое. Реклама и продвижение.
Как будете продавать свои товары и услуги: магазин, он-лайн торговля через собственный сайт, через маркетплейсы?
Будете вкладывать средства в рекламу и в какую именно или понадеетесь на т.н. «сарафанное радио»? С какой периодичностью планируете рекламировать свои товары и услуги?
Оцените затраты на те или иные каналы сбыта и на рекламу.
Девятое. Инвестиционные затраты
Оцените какое оборудование вам понадобится и сколько оно стоит.
Торговля продовольственными товарами в магазине? Нужны прилавки, касса, морозильные лари, холодильники и т.д.
Услуги косметолога? Нужны кушетки, специальные аппараты, светильники.
Производство товаров? Нужно, как правило, специализированное оборудование для обработки сырья и материалов (зависит от выбранного вида деятельности).
Предполагаете получить оборудование в лизинг? Уточните возможный график ежемесячных лизинговых платежей.
Предполагаете купить помещение в собственность? Учтите и эти затраты.
Необходимо учесть все затраты капитального характера – то, что будет включаться в себестоимость товаров или услуг частями.
О том, чем отличаются и как учитываются в финансовой модели текущие и капитальные затраты можно почитать на нашем канале «БК. Лаборатория Бизнес-Идей» в Дзене по ссылке тут:
Десятое. Оцифровка данных.
Оцифруйте ваши предполагаемые доходы, сопоставьте с оцифрованными затратами, не забывая про капитальные затраты.
Получили плюс? Отлично! Можно переходить к поиску источников финансирования!
Вышли в минус? Не расстраивайтесь. Вернитесь к первому шагу и еще раз уточните все позиции. Возможно, вам достаточно будет увеличить цену на свои товары и услуги. Или вложить больше средств в рекламу, чтобы расширить целевую аудиторию.
Оформили все это в документ с расчетами?
Поздравляем! У вас на руках – полноценный бизнес-план! Можно отправляться за поиском финансирования!
Кстати, провести первичную оценку рынка и расчет предварительного бизнес-плана, даже если у вас пока еще нет зарегистрированного бизнеса, можно на сайте МСП.РФ. Для этого необходимо будет авторизироваться на сайте через Госуслуги как физическое лицо.
Подробнее – как использовать сервис МСП.РФ «Оценка рынка и расчет бизнес-плана» - можно почитать на нашем канале «БК. Лаборатория бизнес-идей» в Дзене в подборке «Открываем собственный бизнес» тут:
и тут:
Что касается финансирования нового бизнеса – есть несколько вариантов:
1) Обратиться за кредитом в банк. Конечно, под сегодняшние ставки в банках (от 23% годовых!) кредитоваться не имеет смысла. Оставим этот вариант до лучших времен :-).
2) Займ у близких, знакомых. Вполне нормальная практика. Многие бизнесы начинались именно с таких займов. Только учтите – от вас могут попросить либо проценты за пользование заемными средствами либо долю в бизнесе. В любом случае – во избежание недоразумений в дальнейшем – оформляйте все взаимоотношения документально!
3) Государственная поддержка. Самый удобный и доступный вариант. Во многих регионах есть гранты для открытия собственного бизнеса – от 300 тыс.руб. и выше в зависимости от финансовых возможностей региона. Для получения гранта на открытие собственного бизнеса необходимо обратиться в специализированную структуру вашего региона – «Мой бизнес» или «Агентство по поддержке малого и среднего бизнеса». Если таких структур в вашем регионе нет – можно обратиться напрямую в администрацию региона. Они подскажут – какие конкретно меры государственной поддержки, действующие в вашем регионе, могут вам подойти.
Сомневаетесь в самостоятельно разработанном бизнес-плане? Требуется профессиональный подход? Хотите получить не «формальный» документ, а документ, отражающий специфику именно вашего бизнеса, получить работающую финансовую модель вашего бизнеса, - обращайтесь к профессионалам!
Первичная консультация – бесплатно!
Наши контакты есть в подборке: «Знакомство. Как с нами связаться» на нашем канале «БК. Лаборатория бизнес-идей» в Дзене тут:
Удачи и процветания вашему бизнесу!