Найти в Дзене
Узоры и орнаменты

Большой войлочный ковёр из Пятого Пазырыкского кургана

В 1949 году археолог С.И. Руденко раскопал Пятый Пазырыкский курган, находки из которого датируются V–III вв. до н. э. В погребальной камере из бревен, наряду с колесницей, лошадьми и упряжью, был найден крупный войлочный ковер — сильно смятый и повреждённый из-за ограниченного пространства. После раскопок ковер отправили в Эрмитаж, где реставратор Н.Н. Семенович в течение года провёл сложную работу по его восстановлению. Ковер изготовлен из белого войлока средней плотности, в основном из овечьего пуха, с добавлением грубых волокон. Можно предположить, что для создания полотна такого размера потребовалась шерсть минимум со 100 овец. Ковёр украшен многокрасочной аппликацией. На однотонный фон пришиты кручёной сухожильной нитью крупные фигуры, более 1 м в вышину, вырезанные из тонкого цветного войлока. Вся поверхность ковра делится на два широких горизонтальных фриза, обрамлённых тремя орнаментальными бордюрами. На каждом фризе представлена одна и та же сцена: всадник, двигаясь справа

В 1949 году археолог С.И. Руденко раскопал Пятый Пазырыкский курган, находки из которого датируются V–III вв. до н. э. В погребальной камере из бревен, наряду с колесницей, лошадьми и упряжью, был найден крупный войлочный ковер — сильно смятый и повреждённый из-за ограниченного пространства. После раскопок ковер отправили в Эрмитаж, где реставратор Н.Н. Семенович в течение года провёл сложную работу по его восстановлению.

-2

Ковер изготовлен из белого войлока средней плотности, в основном из овечьего пуха, с добавлением грубых волокон. Можно предположить, что для создания полотна такого размера потребовалась шерсть минимум со 100 овец.

Ковёр украшен многокрасочной аппликацией. На однотонный фон пришиты кручёной сухожильной нитью крупные фигуры, более 1 м в вышину, вырезанные из тонкого цветного войлока. Вся поверхность ковра делится на два широких горизонтальных фриза, обрамлённых тремя орнаментальными бордюрами. На каждом фризе представлена одна и та же сцена: всадник, двигаясь справа налево, приближается к трону, на котором восседает женщина-богиня с цветущей ветвью в руке.

Композиция на ковре изображает всадника и женщину-богиню. Мужчина показан в профиль, с выраженными чертами лица: орлиный нос, густые брови, тёмный глаз, закрученные усы. Его внешность европеоидного типа, предположительно — потомок древнего переселения на Алтай. Одет он в короткий кафтан с орнаментом, узкие штаны, сапожки, за спиной развивается украшенный плащ. Вооружён коротким скифским луком. Лошадь породистая, ухоженная, в богато украшенной сбруе. Все детали соответствуют культуре древних кочевников Алтая.

-3

Женщина-богиня изображена в длинном, двухцветном платье, с необычным головным убором. Её лицо строгое, с выразительными чертами. Она сидит на резном троне, одной рукой прикрывает рот, в другой держит ветвь Древа жизни, плавно изгибающуюся вверх с декоративными цветами. Сцена наполнена символизмом, изысканностью и утончённой симметрией.

Сцену на ковре трактуют как передачу власти от богини вождю. Женщину считают Великой богиней, матерью всего сущего или богиней плодородия — алтайским образом Митры.

-4

С культом солнечного божества связаны солярные символы, которые включены в три орнаментальных бордюра. В каждом бордюре, в технике аппликации из цветного войлока, помещалось примерно по восемь фигур в виде «лотосовидной розетки», скомпонованной из четырёх бутонов лотоса — символа Мирового дерева. В центре каждой «лотосовидной розетки» имеется квадрат с вогнутыми сторонами с «точкой» в центре. Обычно такой знак интерпретируется как солярный символ.

В орнаментальном бордюре бутоны лотоса чередуются с квадратами, на которых изображены ветвистые стилизованные рога оленя, также являющиеся символом «Древа жизни». Не последнюю роль в оформлении ковра играет цвет. Преобладают красные и синие тона. Красный цвет — символ жизни, крови, солнца, синий — небо, небеса. Таким образом, культ Солнца, Древа жизни, солярная символика, цвет — все эти компоненты вместе звучат как мощная солярная симфония.

Источник: Л.Л. Баркова // Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург.

Реконструкция войлочного ковра Пазырыкской культуры IV - III вв. до н.э. "Наследие кочевников"
Реконструкция войлочного ковра Пазырыкской культуры IV - III вв. до н.э. "Наследие кочевников"

Подписывайтесь на нас в Дзене и узнавайте больше об орнаментах!

Мы Вконтакте: https://vk.com/art_of_ornament

Мы в Телеграм: https://t.me/art_of_ornament