Согласно данным спутникового слежения, вокруг Земли кружатся 9822 активных спутника, а также 2770 неактивных, уже выполнивших свою миссию или вышедших из строя аппаратов. Эта информация немного устаревшая и относится к началу прошлого года, а это значит, что сегодня спутников должно быть ещё больше.
Многие из них уже видно невооруженным глазом. Посмотрите как-нибудь на небо без светового загрязнения. То, что когда-то мы считали падающей звездой или кометой, сегодня в 95% случаев оказывается обычным спутником. А видели ли вы, как выходили на орбиту спутники Илона Маска? Мне довелось наблюдать это зрелище, поскольку я как раз оказался за городом. Они расцветали как букет и отстреливались один за другим. Всё это было похоже на какое-то космическое явление. Но интересно тут другое... Как так получается, что среди тысяч спутников не происходит пересечение их траекторий и они не сталкиваются друг с другом?
Неужели всё это рассчитывается? Да! Именно так.
Секрет кроется в сложной системе космического трафик-контроля, сочетающей в себе передовые технологии, тщательное планирование и международное сотрудничество.
Прежде чем запустить спутник, инженеры тщательно рассчитывают его орбиту, учитывая множество факторов, таких как высота, наклон, форма орбиты и влияние гравитации Солнца и Луны. Спутники намеренно располагаются на разных орбитах или в разных “слотах” на геостационарной орбите, чтобы избежать пересечений траекторий. Эти “парковочные места” распределяются в соответствии с международными соглашениями, обеспечивая упорядоченное движение в космосе.
Ключевую роль в предотвращении столкновений играет система отслеживания космического мусора и активных спутников. Специальные наземные радары и оптические телескопы, расположенные по всему миру, постоянно сканируют околоземное пространство, регистрируя положение объектов размером от нескольких сантиметров и больше. Эти данные передаются в центры управления полетами, где проводится анализ траекторий и выявляются потенциально опасные сближения.
Если анализ показывает, что два объекта могут сблизиться на опасное расстояние (обычно несколько километров), операторы спутников получают предупреждение о сближении. В зависимости от степени риска, операторы могут принять решение о проведении небольшого изменения орбиты спутника, чтобы избежать столкновения. Эти маневры требуют точных расчетов и координации между различными космическими агентствами.
В последние годы все больше спутников оснащаются автоматизированными системами предотвращения столкновений, которые самостоятельно отслеживают положение других объектов и выполняют маневры. Эти системы используют GPS-навигацию и данные от наземных радаров, чтобы принимать решения в режиме реального времени.
Космические агентства разных стран обмениваются данными о положении спутников и космического мусора, разрабатывают общие стандарты и протоколы безопасности. Организация Объединенных Наций играет важную роль в координации этой деятельности и разработке международных договоров, регулирующих использование космического пространства.
Несмотря на существующую систему космического трафик-контроля, проблема предотвращения столкновений остается актуальной. Количество спутников на орбите постоянно растет, увеличивая риск столкновений. Кроме того, существует проблема космического мусора, который представляет собой серьезную угрозу для действующих спутников.
Необходимо разрабатывать новые технологии для удаления космического мусора и совершенствовать системы отслеживания, чтобы обеспечить безопасное и устойчивое использование космического пространства в будущем.
Не забывайте ставить лайки 👍 и подписываться на канал ✔️, если материал понравился! Так вы увидите больше интересных статей, а моему каналу это поможет развиваться.