Найти в Дзене
Астро Сова

Хроматизм в самодельном телескопе-рефракторе! Причины, исправление.

Собрали свой первый телескоп-рефрактор, а он выдаёт хроматизм и вы не понимаете причины? В этой статье я всё расскажу! Информация, частично, может быть применима и к заводским инструментам. Итак, прежде всего начнём с того, что такое хроматизм. Хроматизм (хроматическая аберрация) - искажение, вносимое линзами при преломлении света, характеризующаяся цветными ореолами вокруг контуров предметов при наблюдении их в телескоп/бинокль/подзорную трубу. 1. Слишком большое относительное отверстие. Относительное отверстие - отношение апертуры к фокусному расстоянию объектива. К примеру апертура равна 70мм, а фокусное расстояние - 700, в таком случае относительное отверстие 1/10. Чем больше относительное отверстие, тем, разумеется, ярче картинка, но с её яркостью может проявляться и хроматизм. К примеру, если рефрактор-ахромат имеет относительное отверстие 1/6. то на увеличениях близких к 100х (примерно), будут заметно проявляться цветные ореолы по полю зрения картинки. Что уж говорить про "Лу

Собрали свой первый телескоп-рефрактор, а он выдаёт хроматизм и вы не понимаете причины? В этой статье я всё расскажу! Информация, частично, может быть применима и к заводским инструментам.

Итак, прежде всего начнём с того, что такое хроматизм. Хроматизм (хроматическая аберрация) - искажение, вносимое линзами при преломлении света, характеризующаяся цветными ореолами вокруг контуров предметов при наблюдении их в телескоп/бинокль/подзорную трубу.

Образование хроматизма. Свет, как бы, распадается на множество цветов.
Образование хроматизма. Свет, как бы, распадается на множество цветов.
Примерно так выглядит хроматизм. Обратите внимание - оранжевый ореол по краям диска Луны.
Примерно так выглядит хроматизм. Обратите внимание - оранжевый ореол по краям диска Луны.

Причины хроматизма в рефракторе

1. Слишком большое относительное отверстие. Относительное отверстие - отношение апертуры к фокусному расстоянию объектива. К примеру апертура равна 70мм, а фокусное расстояние - 700, в таком случае относительное отверстие 1/10. Чем больше относительное отверстие, тем, разумеется, ярче картинка, но с её яркостью может проявляться и хроматизм. К примеру, если рефрактор-ахромат имеет относительное отверстие 1/6. то на увеличениях близких к 100х (примерно), будут заметно проявляться цветные ореолы по полю зрения картинки. Что уж говорить про "Лупоскопы", из линзы от лупы в качестве объектива, зачастую ещё с и диаметром 60+ миллиметров, и фокусном расстоянии, в лучшем случае, полметра... (Да даже такую лупу тяжело откопать), который вам покажет шоу разноцветных фонарей вместо качественной картинки. Как же решать этот вопрос? Ответ простой - диафрагма. Она состоит из картонного/жестяного/фанерного или любого другого колпачка, с отверстием нужного диаметра ровно посередине, надевающегося на объектив телескопа, предназначенная для уменьшения апертуры, и, как следствие, уменьшения относительного отверстия, что подубавит хроматизм. В некоторых покупных телескопах диафрагма идёт в комплекте. Подбирать нужный диаметр диафрагмы для конкретных целей, увеличения, типа телескопа и относительного отверстия следует экспериментально, чтобы хроматизм был несущественен, но и чтобы картинка не была слишком тёмной. Также разумным вариантом может быть покупка специального фильтра для обрезания хроматической аберрации в телескопе (их полно на маркетплейсах). Следует упомянуть, что ахроматы и апохроматы выдают хроматизма куда меньше, чем телескопы с одиночной линзой в качестве объектива. Но и последние могут дать фору в том случае. если вы уменьшите относительное отверстие до необходимого показателя.

Самодельный 60/600 ахромат и вид Луны в него на увеличении в 100х. Хроматизм сведён до минимума.
Самодельный 60/600 ахромат и вид Луны в него на увеличении в 100х. Хроматизм сведён до минимума.
Простейшая диафрагма в трубе самодельного телескопа.
Простейшая диафрагма в трубе самодельного телескопа.

2. Сбитая оптическая ось. При постройке самодельного телескопа-рефрактора стоит с максимальной серьёзностью отнестись к тому, чтобы все линзы были друг другу полностью параллельны. В том случае. если какие-то линзы будут под наклоном, находятся в трубе не под углом 90 градусов по отношению к её стенкам, если окулярная трубка не параллельна объективной и т.п, то различные аберрации при взгляде в такой телескоп будут кратно увеличиваться, среди них и хроматизм. Правильный подбор относительного отверстия и хорошее качество центрировки линз надо проверять наблюдая наземные, хорошо освещённые объекты. Они должны быть с гладкими краями и сведёнными к минимальной величине аберрациями.

3. Атмосферные искажения. Цветные ореолы вокруг диска планет и Луны могут быть причиной не плохого качества инструмента, а атмосферы. Дело в том, что изображение космических объектов, проходя через атмосферу, несколько теряет в качестве и размывается. Поэтому, кстати, современные телескопы отправляют в космос - чтобы атмосфера не портила качество картинки! Особенно это заметно, когда наблюдаемый вами объект находится близ горизонта - дело в том, что в районе горизонта воздух плотнее, чем в более высоких точках неба, следовательно и колебания воздуха, размытие изображения видны куда сильнее. В некоторые. даже ясные, и, казалось бы, подходящие для наблюдений ночи, атмосфера может быть неблагоприятной сама по себе (полупрозрачное небо/дымка), Ввиду этого чёткость и качество изображения тоже падает, и также может проявляться небольшой цветной ореол вокруг дисков планет, Луны, других объектов. Бороться можно уменьшением увеличения с которым ведутся наблюдения в моменты неблагоприятного качества атмосферы (это повысит яркость картинки, следовательно частично "смоет" плохое качество атмосферы) либо же, если вы более опытный, можно это решить корректорами атмосферной дисперсии.

Друзья, конечно, это не все причины хроматизма, и не все методы решения этой проблемы, но я собрал всё, что на данный момент знаю сам. И мне будет приятно, если вы поддержите эту статью лайком и оставите комментарий. Всем добра!