Найти в Дзене
Олег Платонов

Шоу на миллионы. Чем удивит казанский цирк в своей первой татарской программе?

80 артистов, 200 костюмов, яркое оформление, настоящие лошади. Все это задействовано в первом национальном спектакле-фэнтези «Мирас» («Наследие»), премьера которого состоялась накануне в казанском государственном цирке. По некоторым данным, на спектакль было потрачено около ста миллионов рублей. Для шоу закупили впервые в России огненную стену, сшили часть костюмов с помощью 3D - принтера и все это только для того, чтобы удивить. Возвращаемся с антракта. Казанский цирк, наконец-то научился ярко и красочно ставить свои постановки. В данном шоу огромное внимание было уделено костюмам. - Самое сложное было изучить максимально весь материал. Конечно, было интересно погрузиться в прекрасную богатую культуру Татарстана, но было довольно мало времени на это. Сложно было деликатно подать традиции, орнаменты, которые есть в татарской одежде, сделать все так, чтобы это было корректно, красиво, фантазийно и самое главное, чтобы артистам было удобно и безопасно выполнять свои номера, - признаетс
Оглавление

80 артистов, 200 костюмов, яркое оформление, настоящие лошади. Все это задействовано в первом национальном спектакле-фэнтези «Мирас» («Наследие»), премьера которого состоялась накануне в казанском государственном цирке. По некоторым данным, на спектакль было потрачено около ста миллионов рублей. Для шоу закупили впервые в России огненную стену, сшили часть костюмов с помощью 3D - принтера и все это только для того, чтобы удивить.

ТАТАРСТАНСКИЕ КОСТюМЫ С 3D ВСТАВКАМИ

Возвращаемся с антракта.

Казанский цирк, наконец-то научился ярко и красочно ставить свои постановки. В данном шоу огромное внимание было уделено костюмам.

- Самое сложное было изучить максимально весь материал. Конечно, было интересно погрузиться в прекрасную богатую культуру Татарстана, но было довольно мало времени на это.

-2

Сложно было деликатно подать традиции, орнаменты, которые есть в татарской одежде, сделать все так, чтобы это было корректно, красиво, фантазийно и самое главное, чтобы артистам было удобно и безопасно выполнять свои номера, - признается художник-постановщик Надежда Русс. - Было использовано огромное количество камней для оформления, отчего некоторые костюмы весят 15 килограмм.

-3

Надежда Русс поставила перед собой задачу проложить мост между прошлым и будущим. Поэтому некоторые традиционные костюмы дополнялись элементами, распечатанными на 3D-принтере.

- Нам очень хотелось, чтобы зритель пришёл и увидел что-то родное и близкое, вспомнил песни, мифы, чтобы дети узнали что-то новое. А взрослые окунулись в своё детство. И как говорил ваш писатель Муса Джалиль, - «Жизнь-это всегда давать себя народу». И мы отдавали себя вашему народу.

«Воздушные турники «Перезвоны» под руководством Андрея Комарова – номер, завоевавший «серебро» на 14-м международном фестивале в Ижевске.
«Воздушные турники «Перезвоны» под руководством Андрея Комарова – номер, завоевавший «серебро» на 14-м международном фестивале в Ижевске.

Костюмы все в Татарстане не шили, часть из них изготавливалась в специальных цирковых мастерских Москвы и Тулы, у которых есть опыт создания именно цирковых костюмов. Ведь артисту нужно не просто красиво выглядеть на арене, но и работать по своему амплуа.

ОГНЕННАЯ СТЕНА НЕ ВПЕЧАТЛИЛА, А ВОТ МУЗЫКА...

В «Мирасе» использован уникальный спецэффект «Огненная стена» – впервые в России! Казанский цирк закупил оборудование для огненных барьеров, которые включаются во время номера, посвященного образу Зиланта. Лично у меня эта опция вау-эффект не вызвала.

Огненные хранители Зиланта. Жонглеры под руководством Романа Романова
Огненные хранители Зиланта. Жонглеры под руководством Романа Романова

- За 25 лет моей профессиональной работы, это самый сложный проект, - говорит директор казанского цирка Эльмира Булатова. – Было непросто решиться на это, потому что большая ответственность перед зрителями, большие вложения, труд и до нас этого в республике никто никогда не делал. Это с нуля сделанная программа, и мы очень переживали, как воспримут люди такое прочтение Татарстана через цирк. Но кажется, нам удалось.

Огненные хранители Зиланта. Жонглеры под руководством Романа Романова
Огненные хранители Зиланта. Жонглеры под руководством Романа Романова

Ну и конечно, музыка…Народная татарская музыка и знаковые произведения татарских композиторов прозвучали в спектакле-фэнтези в свежем воплощении, с новой аранжировкой. Кроме того, композитор-аранжировщик проекта Дмитрий Кузнецов написал оригинальные стилизованные композиции для некоторых номеров. Так как мелодии на слуху, они быстро западают в память и держатся в голове потом еще очень долго. Мне вообще показалось, что можно было бы выпустить отдельный сборник с этими мелодиями. Настолько они мне понравились.

Консультантом по музыкальной части «Мираса» выступила певица Айгуль Зайнуллина, лауреат международных конкурсов пианистов и вокалистов, продюсер и солистка трио «Болгар кызлары». Тексты двух песен на татарском языке написала Гелюса Батталова – поэт, прозаик, драматург, член Союза писателей Татарстана.

-7

А в сотрудничестве с Белорусским государственным цирком специально для «Мираса» Казанский цирк впервые в своей истории создал совместный номер «Наездники на лошадях» под руководством Андрея Астафьева. Про это будет отдельный текст

ЦИРК КАК ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

- Самое сложное это было нехватка времени, признается режиссер Московского цирка на Цветном бульваре Евгений Шевцов. – У нас было 2 месяца на сборку программы.

Иногда чувствовались некоторые шероховатости в исполнении номеров.

Сабантуй - самый красочный номер цирка МИРАС. Акробатическая дорожка под руководством Марса Олейника
Сабантуй - самый красочный номер цирка МИРАС. Акробатическая дорожка под руководством Марса Олейника

- Медведи вчера вышли после овечек на новом ковре, им нужно привыкать, другой запах. Овечки вышли на новом ковре, - растерялись, им нужно привыкать, чтобы успокоиться и делать свою работу. И так много в чем.

Сабантуй - самый красочный номер цирка МИРАС. Акробатическая дорожка под руководством Марса Олейника
Сабантуй - самый красочный номер цирка МИРАС. Акробатическая дорожка под руководством Марса Олейника

Зрители Казанского цирка смогут смотреть национальный спектакль-фэнтези до конца лета. Затем планируется отправить «Мирас» на гастроли – с татарской культурой будут знакомиться зрители в регионах РФ, а также за рубежом.

По сути, это должно стать визитной карточкой Татарстана. Татары – вторая по численности нация, населяющая Российскую Федерацию, однако, их богатая культура, традиции и эпос до сих пор не были представлены в рамках циркового искусства. И именно цирк – самое массовое и доступное всем искусство, способно максимально ёмко и целостно отразить культурный код целого народа.

Родной язык. Соло-эквилибр Иван Гребёнкин. Очень интересный номер, о нем расскажу чуть попозже.
Родной язык. Соло-эквилибр Иван Гребёнкин. Очень интересный номер, о нем расскажу чуть попозже.

На вопрос, как долго просуществует «Мирас» - шоу, дороже ста миллионов рублей, Эльмира Булатова призналась, что все будет зависеть от самого цирка, насколько он сможет продвинуть эту идею. Ну и от зрителей, насколько ему понравится этот проект.

-11

Лично мне программа понравилась. Она, конечноЮ, будет тяжеловата для детей 3-хлетнего возраста, но в остальном – яркая и прекрасная. Не хватило животных – но похоже, казанский цирк сознательно движется больше к шоу, а не издевательств над братьями нашими меньшими. То, что есть перекос татарского – ну так это национальное шоу.

-12

Эльмира Булатова, кстати, вдохновлялась проектом цирка Юрия Никулина. Над «Матрешкой» также работала та же творческая группа, что и над «Мирасом» в Татарстане.

Читайте также

Лайкайте, подписывайтесь и поддерживайте автора.

Как вам идея сделать из цирка национальное шоу?