Стремление занять новые ниши и прочнее укрепиться в старых имеет для растений два важных следствия. первое - стремление увеличить КПД фотосинтеза приведет к тому, что фотосинтезировать будет большая часть тела. Второе будет следствием первого - для лучшего поступления минеральных веществ из субстрата понадобится проводящая система.
Таким образом верхушечная меристема разделится сначала на два слоя. Наружное кольцо будет производить покровную ткань, а внутренняя часть - проводящую. Однако, это все еще не обеспечивает достаточного КПД фотосинтеза. Часть тела растения будет все еще обращена ко дну и не будет фотосинтезировать. Для этого понадобится сделать некий каркас, чтобы хоть как-то приподнять стебель над океаническим дном. одним из таких способов будет организация спиральной проводящей системы.
Во-первых, это позволит немного приподнять стебель, что позволит "нижней" стороне тоже фотосинтезировать, а во-вторых, снизит энергозатраты на транспорт веществ за счет уменьшение угла подъема. Первые растения, которые "догадаются" до этого, мы назовем спирофитами - "спиральными растениями".
В сезон размножения верхушечный рост будет прекращаться, а меристема начнет усиленно воспроизводить гаметы, которые после слияния образуют зиготу, из которой вырастет гаметофит (бесполое поколение). После созревания он будет образовывать споры, из которых вырастет спорофит (половое поколение).
Другая группа растений сосредоточит проводящую ткань в центре стебля в виде длинной трубки, окруженной полисахаридным слоем, содержащим вещества, схожие с целлюлозой. Наружная покровная ткань упрочнится, организовав кору, а средний слой займет богатая цианофиллом основная ткань.
Это повысит эффективность фотосинтеза, за счет приподнятого стебля, позволяя поглощать больше солнечного света. Верхушечная меристема же начнет в сезон размножения активно расти, образуя на конце стебля спорангий. Поскольку такое строение напоминает знакомые нам мхи, мы назовем эти растения риниоморфами ("мохообразными").
Эти две группы в будущем сыграют важную роль в освоении суши.