Найти в Дзене

Музей романтической жизни в Париже

Приглашаю посетить "Музей романтической жизни" в Париже (Musee de la vie romantique). Скрытый во внутреннем дворике музей находится по адресу: Отель Шаффер-Ренан, 16 ул. Шапталь 75009 Париж (9 округ). Посетить его можно совершенно бесплатно, что мы с радостью сейчас и сделаем. Открыт он был в 1983 году и с тех пор претерпел множество изменений, превратившись из музея, посвященного владельцу дома, в музей эпохи романтизма. Сам дом принадлежал голландско-французскому художнику Ари Шефферу (1795-1858). Живописец работал в стиле романтизма, был известен полотнами на литературные, исторические и религиозные сюжеты, а также своими пятничными вечерними салонами, привлекавшими творческую элиту столицы. В доме художника гостили такие знаменитости как: Жорж Санд, Фредерик Шопен, Эжен Делакруа, Жан-Огюст-Доминик Энгр, Альфонс де Ламартин, Ференц Лист, Джоаккино Россини, Полина Виардо, Чарльз Диккенс, Иван Тургенев, Шарль Гуно и другие. Их вещи, портреты, скульптура и мебель и составляют основу по

Приглашаю посетить "Музей романтической жизни" в Париже (Musee de la vie romantique). Скрытый во внутреннем дворике музей находится по адресу: Отель Шаффер-Ренан, 16 ул. Шапталь 75009 Париж (9 округ). Посетить его можно совершенно бесплатно, что мы с радостью сейчас и сделаем.

Здание музея - особняк художника Ари Шеффера «Отель Шеффер-Ренан».
Здание музея - особняк художника Ари Шеффера «Отель Шеффер-Ренан».

Открыт он был в 1983 году и с тех пор претерпел множество изменений, превратившись из музея, посвященного владельцу дома, в музей эпохи романтизма. Сам дом принадлежал голландско-французскому художнику Ари Шефферу (1795-1858).

Живописец работал в стиле романтизма, был известен полотнами на литературные, исторические и религиозные сюжеты, а также своими пятничными вечерними салонами, привлекавшими творческую элиту столицы. В доме художника гостили такие знаменитости как: Жорж Санд, Фредерик Шопен, Эжен Делакруа, Жан-Огюст-Доминик Энгр, Альфонс де Ламартин, Ференц Лист, Джоаккино Россини, Полина Виардо, Чарльз Диккенс, Иван Тургенев, Шарль Гуно и другие.

Их вещи, портреты, скульптура и мебель и составляют основу постоянной коллекции музея, немалая часть которой посвящена писательнице Жорж Санд.

Зал, посвященный Жорж Санд. Над камином - самый известный ее портрет работы Огюста Шарпантье, справа от него - портрет бабушки писательницы - Марии-Авроры Саксонской, внебрачной дочери маршала Франции.
Зал, посвященный Жорж Санд. Над камином - самый известный ее портрет работы Огюста Шарпантье, справа от него - портрет бабушки писательницы - Марии-Авроры Саксонской, внебрачной дочери маршала Франции.

Писательница Жорж Санд (настоящее имя Амандина Аврора Люсиль Дюпен) (1804 – 1876) не только писала романы, но также занималась рисованием. Она разработала дендритный метод, состоящий в отпечатывании на бумагу акварели предварительно нанесенной на твердую поверхность. Пятна образовывали случайный узор, напоминающий очертания ветвей растений или рисунок на срезе горных пород. «При помощи воображения я вижу леса, рощи или озёра и подчёркиваю неясные формы, возникающие случайно», — писала Жорж Санд. Она превращала оттиск в пейзажи, иногда дорисовывая силуэты своих внучек и их собаки.

Рядом экспонируется слепок руки Фредерика Шопена, безнадежно влюбленного в Жорж Санд, и медальоны скульптора Давида д'Анже и некоторых других авторов.

Пьер Жан Давид, известный как Давид д'Анже (Анже, 1788 – Париж, 1856), – автор около пятисот медальонов. Эти изображения, созданные в период с 1815 по 1854 год, включают портреты писателей, художников, композиторов, политиков, журналистов и учёных. Лица, как правило, выполнены в виде рельефа в профиль. Каждая работа была отлита в трех экземплярах: одна из копий дарилась модели, вторая (из коллекции автора) – теперь хранится в Лувре, третья – в музее имени скульптора в Анже.

Следующий зал посвящен общей подруге хозяина дома и писательницы, оперной певице испанского происхождения Полине Виардо (1821 – 1910), в девичестве Гарсиа. Ее родители с тремя детьми переехала в Париж из Неаполя. Полина была ученицей композитора Ференца Листа, дружившего и переписывающегося с Жорж Санд. Ее сестра Мария Малибран, оперная певица с мировой славой, неожиданно скончалась в возрасте 28 лет во время гастролей. Затем слава пришла и к Полин.

Зал Виардо. Слева направо: 1) Портрет Полины Виардо кисти Ари Шеффера, 1840; 2) Портрет Корнелии, дочери Ари Шеффера, работы Ари Шеффера, 1854; 3) Портерт Марии Малибран в образе Дездемоны работы Франсуа Бушо, ок. 1830; 4) Портрет Полины Виардо работы Ари Шеффера, 1851.
Зал Виардо. Слева направо: 1) Портрет Полины Виардо кисти Ари Шеффера, 1840; 2) Портрет Корнелии, дочери Ари Шеффера, работы Ари Шеффера, 1854; 3) Портерт Марии Малибран в образе Дездемоны работы Франсуа Бушо, ок. 1830; 4) Портрет Полины Виардо работы Ари Шеффера, 1851.

Она исполняла драматические партии великих композиторов своего времени: Россини, Беллини, Берлиоза, Мейербера и Массне. Она также писала песни и оперетты, участвовала в создании оперы «Сапфо» совместно с Шарлем Гуно. Комическая опера «Золушка», премьера которой состоялась в 1904 году, стала её последним крупным произведением.

Портрет Виардо, исполненный в манере религиозной живописи, представляет собой аллегорию музыки. Певица изображена в образе Святой Цецилии, римской мученицы и покровительницы музыкантов. Этот портрет украшал салонный орган Полины Виардо, созданный Аристидом Квайе-Коллем (автором органа Большого зала Московской консерватории и множества органов в соборах и церквях Парижа), который можно увидеть на рисунках в иллюстрированном журнале «Universel». В своем доме на улице Дуэ певица давала частные концерты для друзей, представляя свои новые композиции и произведения своих учеников. Здесь в 1860 г. Вагнер презентовал свою оперу «Тристан и Изольда», а в 1886 г. состоялась премьера сюиты Камиля Сен-Санса «Карнавал животных».

Следующий зал посвящен герцогам Орлеанским, которые покровительствовали художнику. В 1811 г. три брата Ари, Арнольд и Генри Шеффер приехали с матерью в Париж из Дордрехта (Нидерланды). Художник Франсуа Жерар познакомил 27-летнего Ари Шеффера с герцогом Орлеанским, будущим королем Луи-Филиппом, который искал учителя рисования для своих детей. Молодой художник был образованным человеком, свободно говорил на нескольких языках и совпадал в политических взглядах с герцогом. С 1822 г. он начал учить его детей: Фердинанда-Филиппа, Луизу и Марию, которые проявляли большой интерес к искусству. Под его руководством Мария Орлеанская стала умелым скульптором, однако преждевременно скончалась в возрасте 25 лет от туберкулеза. Семья Орлеанов часто заказывала художнику множество картин, включая портреты дочерей, принцесс Луизы и Марии, а также парадный портрет принцессы де Жуанвиль, жены третьего сына Луи-Филиппа. Спустя четверть века, после первой встречи с Орлеанами, Ари Шеффер написал портрет королевы Марии Амели во время её изгнания в Англию.

Следующий зал называется «Вдохновение литературой». Здесь представлены работы художников и скульпторов эпохи романтизма на популярные в то время литературные сюжеты. Самыми читаемыми авторами в то время были: Шекспир, Гёте, Байрон, Вальтер Скотт.

Скульптор Жан-Жак Фешер за работу «Сатана» был награждён медалью второго класса на Салоне 1834 года.

На полотне «Миранда и Фердинанд играют в шахматы» художник изображает сцену из четвёртого акта пьесы Уильяма Шекспира «Буря». Юные влюблённые Миранда и Фердинанд играют в шахматы. Миранда шутливо обвиняет Фердинанда в обмане, но в ответ он признается ей в любви. На заднем плане их отцы – герцог Милана Просперо и король Неаполя Алонсо, некогда враждовавшие, примиряются. Алонсо, считавший своего сына погибшим, изумляется, видя его живым. Картина предвещает искусство романтизма.

Бюст Эрне́ста Рена́на (1823-1892), религиоведа, Рене де Сен-Марсо (1845-1915), патинированный гипс, 1883, куплен в 2002 г.
Бюст Эрне́ста Рена́на (1823-1892), религиоведа, Рене де Сен-Марсо (1845-1915), патинированный гипс, 1883, куплен в 2002 г.

Эрнест Ренан, философ, религиовед, в 1856 г. женился на Корнелии Шеффер, дочери художника Анри Шеффера, брата Ари Шеффера, т.е. племяннице знаменитого художника. Его самые известные труды: «История происхождения христианства» (1863–1881), «Жизнь Иисуса» (1863), «Буддизм» (1884), «История народа Израиля» (5 томов, 1887–1893), «Что такое нация?» (1882). В 1878 году он был принят во Французскую академию. Эрнест был частым гостем отеля «Шеффер» на улице Шапталь. У Эрнеста и Корнелии было двое детей: Ари Ренан (1857–1900), художник и путешественник, нареченный в честь дяди, и Ноэми Психари (1862–1943). Ари Ренан стал художником-символистом, дружил с Гюставом Моро (1826-1898), в 1890-х годах путешествовал по Италии (Венеция, Неаполь, Искья) и по Востоку (Алжир, Тунис, Сирия), участвовал в защите Альфреда Дрейфуса.

«Сапфо» Ари Ренан (1857-1900), сын философа-богослова Эрнеста Ренана, внук брата Ари Шеффера, 1894.
«Сапфо» Ари Ренан (1857-1900), сын философа-богослова Эрнеста Ренана, внук брата Ари Шеффера, 1894.

Ноэми (в замужестве Психари) унаследовала особняк в 1898 году после смерти своей тёти Корнелии, дочери Ари Шеффера. В этом доме она жила с мужем и четырьмя детьми. Затем дом перешел в наследство ее младшей дочери Корри Сиохан, которая договорилась со своей старшей сестрой Анриеттой в 1956 г. передать дом государству, для того, чтобы сделать его музеем семьи, где в 1983 г. он и открылся впервые, а в 1987 г. был реконструирован и стал "музеем романтической жизни".

Читайте также:

© Денис Штаев, писатель, преподаватель, ТГ-канал автора.

© Литературное объединение ISPRAVLYAY

Музеи
137 тыс интересуются