- В первом крупном Стратегическом оборонном обзоре(Strategic Defence Review — SDR), премьер-министр Великобритании Кир Стармер в том числе пообещал, начиная с конца 2030-х годов, построить до 12 ПЛА (атомных подводных лодок) для замены семи британских субмарин класса «Эстьют», находящихся на вооружении Королевского флота.
В первом крупном Стратегическом оборонном обзоре(Strategic Defence Review — SDR), премьер-министр Великобритании Кир Стармер в том числе пообещал, начиная с конца 2030-х годов, построить до 12 ПЛА (атомных подводных лодок) для замены семи британских субмарин класса «Эстьют», находящихся на вооружении Королевского флота.
Выступая на верфи BAE в Говане (Глазго), Стармер — на фоне строящихся двух новых фрегатов типа 26 Королевского флота — заявил, что Великобритания «не может игнорировать угрозу, которую представляет Россия».
Главная цель — подготовить Великобританию к войне против России в Европе и Атлантике. В SDR открыто говорится, что это предполагает ядерный конфликт.
В администрация Кира Стармера считают, что это стремление безусловно является отличной новостью и абсолютно правильным выбором приоритетной инвестиции в военно-морские силы, при условии успешной реализации программы строительства этих подводных лодок. Несмотря на развитие беспилотных подводных аппаратов и технологий подводного наблюдения, атомная ударная подводная лодка остается главным морским охотником и будет оставаться ключевой платформой ВМС еще несколько десятилетий вперед. Хотя она и не решает всех проблем, подготовка к потенциальному конфликту с другими государствами показывает, что АПЛ являются важнейшими традиционными активами Великобритании, которые можно развернуть.
Подводные лодки умножают боевую мощь флота и позволяют создать условия необходимые для обеспечения контроля над морем, позволяя эффективно использовать другие виды сил. Одного лишь факта угрозы наличия подводной лодки достаточно, чтобы повлиять на действия противника — они представляют собой мощный инструмент сдерживания. В полномасштабном океанском конфликте именно подводные лодки лучше всего подходят для уничтожения кораблей и других субмарин, будучи чрезвычайно сложными объектами для обнаружения и противодействия при грамотном управлении ими. Подлодки способны длительное время поддерживать блокаду, лишая врага поставок и разрушая торговлю. Настоящая угроза подводной атаки становится главной головной болью любого командующего флотской оперативной группой.
Новое поколение подводных лодок типа SSN-AUKUS оснащено крылатыми ракетами морского базирования (КРМБ), позволяющими скрытно наносить высокоточные удары по сухопутным целям. Способность подводной лодки проникать сквозь так называемые зоны ограничения и воспрещения доступа (A2/AD), ставшие смертельно опасными для надводного флота, пожалуй, одна из областей, где её преимущество возросло наиболее значительно. Субмарина также способна незаметно высаживать спецназ на побережье и во времена мира или менее интенсивных конфликтов представляет собой идеальную платформу сбора разведданных, способную прослушивать, следить и фиксировать действия противников.
Промышленность, инфраструктура и кадры
Министерство обороны заявило следующее: «поддержка программы SSN-AUKUS приведет к значительному расширению производственных возможностей на верфи Барроу и Рэнсвэй, Дерби, с возможностью постройки новой подводной лодки каждые 18 месяцев в будущем».
Текущая программа доставки АПЛ и текущее состояние боеготовности не внушают большого доверия. Сейчас пять подводных лодок класса «Эстьют» находятся в строю, ещё две ожидают ввода в эксплуатацию. В лучшем случае одновременно два корабля этого класса могут находиться в море, хотя были периоды, когда королевский флот вообще не мог отправить ни одной подводной лодки в плавание. Из пяти действующих подлодок, «HMS Ambush» и «HMS Artful» уже почти три года не выходили на боевые задания. Для начала ремонта корпуса «HMS Audacious» пришлось ждать целых полтора года, пока в Девонпорте освободится сухой док.
Первоначальная конструкция подводных лодок класса «Эстьют» недостаточно учитывала потребности поддержки жизненного цикла, что осложняет их поддержание в эксплуатации. Предполагается, что проект SSN-AUKUS устранит эту проблему, серьёзно повлиявшую на низкую готовность флота.
Строительство серии «Эстьют» затянулось на долгие годы и обошлось намного дороже запланированного бюджета. Шестая и седьмая лодки остаются вне боевой готовности спустя пятнадцать лет после введения первой единицы в строй. Основные причины этой задержки частично решены, восстановлены утраченные ранее конструкторские и производственные возможности, позволившие завершить работы по созданию новых проектов. Опытный персонал и инфраструктурные ресурсы, созданные для проекта стратегических подводных лодок «Дредноут», позволят строить корабли типа SSN-AUKUS гораздо эффективнее, чем предыдущие лодки.
Однако, строительство каждой субмарины серии «Эстьют» заняло около десяти лет / 120 месяцев от закладки до спуска на воду, тогда как срок изготовления каждой стратегической атомной подводной лодки «Дредноут» составит примерно семь-восемь лет. Ускорение темпов производства станет серьезным вызовом для всей промышленности поставщиков, поскольку нужно одновременно удовлетворять спрос Австралии на новые корабли. Но, как считают в администрации Стартера, это отличная новость для британской экономики и промышленного сектора особенно северных регионов страны, но успех зависит от привлечения и подготовки нового поколения инженеров, техников и рабочих.
Для британского флота постоянная проблема заключается в наборе и удержании кадров среди подводников. Даже при дальнейшем развитии автоматизации увеличение численности флота потребует большего числа людей, что само по себе создает дополнительное препятствие для формирования флота из двенадцати лодок.
Ещё одним важным фактором низкой доступности подводных лодок класса «Эстьют» стало отсутствие достаточной портовой инфраструктуры. Уже начато масштабное инвестирование в модернизацию Девонпортских сухих доков, однако для расширения потенциала флота критически важно обеспечить финансирование программы Project EUSTON, предусматривающей приобретение двух плавучих сухих доков для Фаслейна. Рассматриваются альтернативные площадки для демонтажа списанных ядерных подводных лодок (возможно, на реке Тис), чтобы ускорить процесс утилизации старых корпусов и освободить место в портах Девонпорта.
Если британскому флоту удастся ввести в строй 12 подводных лодок, это существенно повысит потенциал и увеличит эффект сдерживания. Однако вопрос в том, сможет ли страна позволить себе такое расширение без разрушения остального флота. Великобритания давно не справлялась с поставкой подводных лодок такими быстрыми темпами, как это было в начале 1980-х годов.
- Все изображения в публикации взяты из открытых источников.
Спасибо, что уделили время. Если вам было интересно, подписывайтесь, поддержите лайками.Всем удачи!
От мест отойти!