Найти в Дзене
Духовный бисер. Светоч веры

«Коля, вот тебе мое последнее слово: без венца замуж не пойду». Что тут началось!

А мама из верующей семьи была. Отец строгий у неё, сказал, что без венца никого из дочерей замуж не отдаст», – говорит Галина Васильевна. А ведь это было в то время, когда закрывали последние храмы, сажали и расстреливали священников. Но вера жила в сердцах многих чистопольцев, а традиции – во многих семьях. «В дни Святок мама предлагает жениху своему: давай на Красную горку-то и повенчаемся. Он как понес: и буржуазные замашки у тебя, и родители твои тупые, ничего в современной жизни не понимают. А ведь он еще не муж, думает мама, как же мы с ним жить-то будем?», – продолжает моя собеседница. У её мамы Евдокии была крестная, такая же, как отец: ревностная, молитвенница. «Душка, – говорит девушке крестная, – у тебя что же, веры нет совсем? Ты молись святителю Николаю Чудотворцу, проси, чтобы правильно поступить, по совести, чтобы не мучила она тебя потом. Сходи к нашим матушкам, поговори». Две матушки – сестры разоренной большевиками Успенской обители – жили у крестной в пристрое. А

«Мама моя собралась в 1941 году замуж. С Николаем, выходцем из её родного села, они дружили три года. И всё вроде хорошо, но только был он безбожник: смеялся над Богом, над Церковью.

А мама из верующей семьи была. Отец строгий у неё, сказал, что без венца никого из дочерей замуж не отдаст», – говорит Галина Васильевна.

Матушки дали девушке тот же совет: молись святителю Николаю Чудотворцу
Матушки дали девушке тот же совет: молись святителю Николаю Чудотворцу

А ведь это было в то время, когда закрывали последние храмы, сажали и расстреливали священников. Но вера жила в сердцах многих чистопольцев, а традиции – во многих семьях. «В дни Святок мама предлагает жениху своему: давай на Красную горку-то и повенчаемся. Он как понес: и буржуазные замашки у тебя, и родители твои тупые, ничего в современной жизни не понимают. А ведь он еще не муж, думает мама, как же мы с ним жить-то будем?», – продолжает моя собеседница.

У её мамы Евдокии была крестная, такая же, как отец: ревностная, молитвенница. «Душка, – говорит девушке крестная, – у тебя что же, веры нет совсем? Ты молись святителю Николаю Чудотворцу, проси, чтобы правильно поступить, по совести, чтобы не мучила она тебя потом. Сходи к нашим матушкам, поговори».

Две матушки – сестры разоренной большевиками Успенской обители – жили у крестной в пристрое. А надо сказать, что монахинь очень уважали в Чистополе, старались помочь, чем могли. Сколько задушевных бесед они вели, сколько слез отерли, особенно в годы войны, за скольких людей молились, только Господь знает. Их тихое служение оставило такой след в истории города, что и по сей день чистопольцы в поминальные дни стараются посетить могилы матушек на городском кладбище наряду с могилами своих родственников. А переписанные от руки молитвословы и церковные песнопения благоговейно хранят в архиве Казанского храма г. Чистополя.

Матушки дали девушке тот же совет: молись святителю Николаю Чудотворцу. Евдокия пошла в Свято-Троицкий храм с. Чистопольские Выселки, заказала молебен святителю. «Мама хорошо запомнила, что на молебне было в тот день три человека. И каждого батюшка спросил: о чём их молитва? И мама честно сказала: “Замуж хочу выходить, а жених венчаться не хочет”. И услышала в ответ: “Доченька, за этого человека замуж выходить категорически нельзя, счастья не будет”. То же повторил и после молебна, когда мама крест целовала».

Евдокия летела домой как на крыльях, всем сердцем приняв волю Божию. При встрече сказала: «Коля, вот тебе мое последнее слово: без венца замуж не пойду». Что тут началось! Ругался он пуще прежнего, поносил и храм и священников. И девушка поняла: это была их последняя встреча. Плакала она в этот день так, что подушка от слез мокрая была, а ночью во сне увидела старичка в неотмирном саду. Увидела два яблочка на одной ветке, хотела сорвать, но старичок не позволил, сказал – не твое.

Крестная с утра и говорит: «Что же непонятно? Сад – вечная жизнь, на древе жизни два плода – это вы с Колей. Но вместе вам быть не надо. А старичок – святитель Николай, которому ты вчера молилась». То же и матушки сказали.

Евдокия успокоилась, а на следующий день Николай пришел к ней на работу с её подругой и объявил, что скоро свадьба у них. На Красную горку, 27 апреля, как и собирался, Николай сыграл свадьбу, но уже с другой. Конечно, без венца. А 22 июня началась война, его призвали в армию. И не дождавшись от него ни одного письма, близкие вскоре получили на Николая похоронку.

А Евдокия позже встретила верующего человека, который приехал в Чистополь из Тамбова. Был Василий человеком добрым, верующим, ответственным за семью и детей. И всегда шутил: «Вот ведь только по Своему великому Промыслу свел Господь тамбовского волка и смиренную чистопольскую овечку».

До последних дней жизни Евдокия со слезами читала акафист святителю Николаю Чудотворцу. И когда удивленные дочери спросили, почему она плачет, это же акафист, не панихида, она ответила: «Да как же мне не плакать? Вы же родились благодаря его молитвам!» «Вот такая вера у людей была, такая молитва, – завершает Галина Васильевна. – А главное доверие Богу и Его Промыслу о каждом из нас».

Удивительная история Галины Васильевны Кузнецовой, которая произошла с её мамой.