Когда ты уверен, что говоришь умно… но нет
Ты сидишь в кофейне, в наушниках — новый демо-трек. И вдруг кто-то из друзей спрашивает:
— Ты теперь кто, продюсер или саунддизайнер?
Ты делаешь серьёзное лицо:
— Ну... скорее саундпродюсер. Со стороны даунтемпо и пост-лоуфай вайба.
И пока все кивают, ты судорожно гуглишь: “пост-лоуфай вайб — это вообще что?”
Да. Мы живём в мире, где музыкальные слова — это как заклинания: звучат красиво, но что означают — не знает никто. А иногда... знают, но используют неправильно. Именно поэтому этот глоссарий существует. Чтобы мы, дорогие музыканты, перестали выглядеть как шарлатаны с MIDI-клавой.
Саунддизайнер — герой или заговорщик?
❌ Что думают: это тот, кто крутит ручки в Ableton и скачивает сэмплы из Splice.
✅ Что на самом деле: это человек, который САМ СОЗДАЁТ звуки. Иногда — из скрипов двери. Иногда — из гудка паровоза. Иногда — из собственного кашля.
"Если ты скачал драм-кит, вставил в FL и назвал себя саунддизайнером — где-то один Виталик из Беларуси открыл окно и громко вздохнул."
📝 Пример: саунддизайнеры создают атмосферу в кино, играх и даже на сцене. Без них любой хоррор звучал бы, как мультик.
Мастеринг — это не "просто сделать погромче"
❌ Что думают: это когда накидываешь лимитер и выкручиваешь громкость на максимум. Всё, ты мастеринг-инженер.
✅ Что на самом деле: это финальная обработка, где трек доводится до нужной громкости, баланса, стерео и звучания для всех платформ. Почти как отполировать алмаз. Или, если честно, обнять раненого трекача и сказать: "Всё будет звучать".
"Если ты мастеришь в наушниках с Ашана — это не мастеринг. Это симуляция глухоты."
Аккорд — это больше, чем просто три ноты
❌ Что думают: три звука одновременно — и ты Бах.
✅ Что на самом деле: это звучание хотя бы двух нот, но главное — их функция в контексте. Один и тот же аккорд может быть грустным, драматичным или дерзким, в зависимости от положения и окружения.
"Если ты в каждом звуке слышишь аккорд — проверь слух. Или... начни писать эмбиент."
🎵 Пример: аккорд Cmaj7 звучит как "я счастлив, но с ноткой сожаления". То есть — как финал любой романтической комедии.
Луп — это не просто кусочек песни, который заел
❌ Что думают: взял припев, повторил 8 раз — луп готов.
✅ Что на самом деле: это музыкальная фраза или ритмическая структура, которая повторяется. И да — это искусство. Потому что хороший луп — как хорошая шутка. Слушаешь 40 раз и всё равно смешно (или качает).
"Если твой луп повторяется так, что даже попугай в шоке — ты уже близко."
🎧 Пример: драм-луп из "Billie Jean" — вечен, как любовь и налоговая.
Импровизация — не равно “не выучил партию”
❌ Что думают: накосячил на сцене, но сделал вид, что это джаз.
✅ Что на самом деле: осознанное музыкальное творчество в моменте. Импровизировать — это как варить суп без рецепта, но так, чтобы все захотели добавки.
"Если ты импровизируешь каждую репетицию — ты не импровизатор. Ты просто не учишься."
🎷 Пример: соло Колтрейна — это когда импровизация становится искусством. А не просто оправданием фальши.
Джем — это не варенье из аккордов
❌ Что думают: все играют, кто во что горазд — это и есть джем.
✅ Что на самом деле: совместная музыкальная импровизация, основанная на взаимодействии, слушании и ритме. Когда ты не лезешь вперёд — а играешь вместе.
"Если после джема все молчат — это был не джем. Это была групповая терапия с инструментами."
Тональность — это не громкость
❌ Что думают: "У него мощная тональность!"
✅ Что на самом деле: это система звуков и связей между ними, на которых строится композиция. Если проще — это дом, где каждая нота знает своё место.
"Если ты сменил тональность, потому что в старой не пелось — поздравляю, ты композитор по наитию."
🎶 Пример: тональность До мажор — как утро воскресенья. Ля минор — как вечер перед понедельником.
Партия — не политическая, музыкальная!
❌ Что думают: «Я сыграл всю песню, значит — партия»
✅ Что на самом деле: отдельная линия для каждого инструмента. И да — это может быть одна нота на три минуты. Но нужная.
"Если у тебя партия — но она мешает всему треку, это не партия. Это музыкальный саботаж."
Бит — это не всегда барабаны
❌ Что думают: "Бит — это когда бочка. И чтобы качало."
✅ Что на самом деле: это основа ритмического рисунка, может быть и минималистичной, и сложной. Главное — чтобы держал.
"Если ты называешь каждую драм-партию битом — ты либо битмейкер, либо уставший диджей."
🎵 Пример: бит из "Lose Yourself" — прост, но держит за горло. Как хороший драматург.
Бонус: Как не опозориться на тусовке музыкантов
- Если не знаешь — лучше спроси. Мы все когда-то путали гармонию с гарниром.
- Если услышал слово, но не понял — запиши и загугли. Не повторяй как заклинание.
- Не всё, что звучит умно, помогает звучать хорошо.
Заключение — Слова не кусаются. Особенно музыкальные.
Мы все любим бросаться терминами. Это весело. Это даёт ощущение причастности. Но настоящая магия — не в словах, а в звуке, который ты создаёшь.
Говори проще. Играй глубже. И пиши в комменты:
— Какое музыкальное слово ты сам(а) долго понимал(а) неправильно?
А ещё — подписывайся, если хочешь ещё таких разборов. Или если ты, как и мы, однажды называл компрессор “магической коробкой” и не пожалел.
Мои авторские музыкальные таблицы на 👉 моем сайте 👈
Читайте другие мои рубрики на похожие темы 👇
■□■□■□■□■□■□■□
🤩 Risha Manis - музыкант, композитор, музыкальный педагог
Об авторе 👉 https://www.rishamanis.com/
Мои музыкальные курсы 👉 https://musatlas.ru/courses
Услуги 👉 https://musatlas.ru/uslugi
■□■□■□■□■□■□■□