Один умный человек сказал мне, вы только не обижайтесь, что мода делится на функциональную и дисфункциональную, то есть высокую. В первом случае всё, что есть в одежде или обуви, служит для чего-то прагматичного - для защиты, утепления, проветривания, быстрого застёгивания или расстёгивания, опознавания и пр. Отсюда становится понятно, почему, например, байкеры упакованы в кожу и их куртки изобилуют карманами на молниях - просто так удобнее, ибо кожа не продувается, не промокает, защищает, если придётся свалиться на полном ходу и проехаться телом по асфальту. Ну, а что до карманОв, так это и ежу понятно - в одним документы, в другом сигареты, в третьем зажигалка, в четвёртом ключи, а чтобы вода не залилась или что-то не вывалилось - на то есть молния.
И так везде.
Зато дисфункциональная мода - это всё наоборот, когда на человеке может быть надет пенопластовый пиджак с поролоновым воротником высотой в полметра, плюс шорты из кожи налима, но все в дырках, а под ними нет ничего, даже нижнего белья. Согласитесь, круто же, публика в восторге! Хотя ходить в таком кошмаре вряд ли кто-то будет - по крайне мере, если он не под веществами.
В этом смысле штаны ГАЛИФЕ кому-то из поколения, родившегося в XXI веке, могут показаться чем-то иррациональным. Хотя не более, чем штаны-бэгги.
Но всё-таки, для чего и зачем у этих штанов такие странные аномальные выпячивания на бёдрах?
Оказывается, это продиктовано совершенно ясной военной логикой, не сочтите это за оксюморон. Дело в том, что раньше, в начале XIX века кавалеристы носили обтягивающие брюки - лосины, потому что в них, так было принято думать, удобно скакать в седле. На самом деле, если это и было так, то где-то в странах со строго определённым мягким климатом, потому что в других краях зимой в лосинах очень холодно, а летом - очень жарко.
А самое неприятное - обтягивающие штаны при посадке на лошадь могли элементарно порваться, что для гусара, улана или драгуна было позором.
Поэтому в 1871 году, переосмыслив опыт франко-прусской войн и других кампаний, французский генерал Гастон Галифе предложил пожертвовать "лосиной" эстетикой в пользу чистой прагматики. И начал внедрять в кавалерию штаны собственного покроя - с зауженным низом и сильно расширенным верхом, но не так, как у украинцев с их шароварами "шириной с Чёрное море", а по-французски изящно. Получилось довольно удачно: такие штаны можно было быстро надеть, быстро всунуть ноги в сапоги, а также хоть задирать их на высоту лошадиной холки, хоть садиться в шпагат, они всё терпели.
И ещё один момент: говорят, что ГАЛИФЕ позволили унифицировать бойцов, сделав так, что теперь люди с короткими и длинными, толстыми и тонкими, прямыми и кривыми ногами мало отличались друг от друга. Кто-то скажет, что теперь они стали одинаково уродливы, но вы не слушайте, всё наоборот - теперь каждый военнослужащий стал выглядеть... как военнослужащий. А настоящему мужчине военная форма к лицу, как известно! И не только к лицу, но и...
Да, кстати, само название брюк ГАЛИФЕ почему-то прижилось именно в нашей стране. В то время как французы называют их совсем иначе - culotte bouffante, то есть "брюки с напуском". Может, у них не принято набивать карманы, а у нас это дело вполне допускается, особенно если война и надо набрать с собой побольше боеприпасов.
Гастон Александр Огюст де Галифе, он же Галиффе, он же Галлиффе (23 января 1830 - 8 июля 1909) - французский кавалерийский генерал, военный министр, маркиз. Кавалер ордена Почётного легиона и Большого креста ордена Почётного легиона, губернатор Парижа. Один из палачей Парижской Коммуны.
Родился в Париже, в возрасте 18 лет поступил на военную службу и в 1853 году получил звание младшего лейтенанта.
Отличился во время осады Севастополя в 1855 году, затем в Итальянской войне 1859 года и в Алжире в 1860 году. После этого его взяли в личный штаб Наполеона III.
В 1863 году, во время французской интервенции в Мексике, проявил чудеса храбрости, когда его войска осаждали и штурмовали Пуэблу, но был тяжело ранен в живот (впоследствии носил стальную пластину, предохраняющую повреждённое место).
По возвращении во Францию по получил звание шефа эскадрона и через год принял участие в экспедициях против арабов, но потом снова отбыл в Мексику, уже будучи подполковником, и там получил полковника.
Когда началась франко-прусская война 1870–1871 годов, Галифе поступил в Рейнскую армию и дослужился до бригадного генерала. В Седанской битве, где Наполеон III потерпел поражение, он возглавил бригаду африканских егерей в героической атаке кавалерийской дивизии на немецкую пехоту, чем заслужил восхищение старого короля Пруссии кайзера Вильгельма.
После капитуляции французов Галифе попал в плен, а когда вернулся домой, принял участие в подавлении Парижской коммуны 1871 года. Пишут, что он лично отбирал, кого расстрелять, а кого поставить к стенке, не обращая внимания на пол и возраст.
Наряду с Адольфом Тьером его считают одной из самых критикуемых фигур (возможно, поэтому и не хотят поминать лишний раз, надевая штаны, а нам на это как бы начихать).
С другой стороны, утверждают добрые историки, Галифе всего лишь выполнял свой долг, и как суровый непреклонный вояка он просто не мог быть другим.
Кстати, ещё через год после того как Парижская Коммуна была утоплена в крови, тот же Галифе принял командование подразделением Батна в Алжире и возглавил экспедицию против Эль-Голеа, преодолев большие трудности во время стремительного перехода через пустыню и нанеся сокрушительные поражения восставшим племенам. Был бы добрым и мягким - не нанёс бы, а помер на пол-пути.
В дальнейшем ему присвоили звание генерала дивизии и доверили руководство 12-м армейским корпусом в Лиможе. В 1885 году он стал членом Высшего военного совета, руководил кавалерийскими маневрами в течение нескольких лет и приобрёл европейскую известность по всем вопросам, связанным с кавалерией.
Пользуясь большим влиянием, генерал задумал план реорганизации французской кавалерии, много писал о кавалерийской службе, руководил большими кавалерийскими манёврами, им же созданными, и всячески старался подготовить кавалерию к войне. Благодаря его стараниям была улучшена одежда в кавалерии, уменьшена поклажа, целесообразнее устроен набор новобранцев, значительно поднято кавалерийское образование и улучшен корпус офицеров.
Возможно, именно тогда он и решил одеть всех в ГАЛИФЕ.
Но Парижскую Коммуну ему так и не простили.
И кто-то,запутавшись в облачных путах,
вытянул руки к кафе -
и будто по-женски,и нежный как будто,
и будто бы пушки лафет.
Вы думаете - это солнце нежненько
треплет по щечке кафе?
Это опять расстрелять мятежников
грядет генерал Галифе!
Владимир Маяковский, "Облако в штанах"
P.S. Существует версия, что Галифе, будучи кривоногим, как и все кавалеристы, придумал такую форму штанов для того, чтобы маскировать кривизну ног. А есть и другая версия - будто бы так он маскировал мочеприёмник, которым вынужден был пользоваться после ранения в живот.
Не знаю, что до мочеприёмника, а вот две бутылки лимонада, по себе знаю, в галифе можно было спрятать так, что со стороны даже незаметно было.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!