Найти в Дзене
Святые места

Вот зачем Господь посылает деменцию в старости

Вопрос:

«Почему Господь попускает слабоумие в старости?»

Протоиерей Александр Никольский:

Для смирения.

Мы не знаем, как духовная жизнь идет и как смиряется человек в этом состоянии. Может быть, по-другому ему бы свою душу не спасти, потому что он бы не справился с гордостью. Человек образован и много чего в жизни сделал, всё у него хорошо. У него образовалось через это мнение о себе, что он не такой, как все, не как прочие прелюбодеи и грешники. И вдруг у него в старости такое состояние нехорошее. Он волей-неволей должен смириться, когда не помнит, как детей зовут.

У меня был один знакомый дьякон, благочестивый, но с характером непростым, как у нас у всех бывает. И у него в старости как раз была деменция, он ничего не помнил, но он мог часами говорить о Боге. Приходили к нему люди, он даже не помнил, что это друзья, с которыми он дружил 30-40 лет. А они приходили, и он часами мог с ними о Боге говорить.

Такое слабоумие очень благодатное. Нам бы всем чуть-чуть слабоумными стать, чтобы какие-то вещи от нас отошли бы, мы бы их забыли, а зато о Боге помнили. Он был человек с непростым характером, но очень благочестивый, очень ревностный дьякон. И вот Господь ему дал такое, может быть, благодатное состояние через болезнь.

Поэтому тут есть промысел Божий. Господь просто так ничего не делает. Он всё делает для спасения души — у Него других целей нет. Нам это бывает не всегда понятно, даже то же самое слабоумие, но мы должны Богу доверять.

Как врачи говорят на своём птичьем языке, свои термины, мы их не понимаем, потом к нам обращаются: «Ну всё, мы тут поговорили, давайте маску на нос, будем вас резать». Мы: «Да-да-да, давайте-давайте-давайте. Неприятно, но что делать? Мы вам доверяем».

А тут Бог — наш небесный врач. Надо доверять.

У меня десятый ребёнок с синдромом Дауна. И понятно, что это не считается болезнью, это данность. Но там уровень интеллекта намного ниже, чем у обычных детей. Ребёнку 12 лет, а у него ум как у трёхлетнего. И много сложностей. Но вы знаете, у нас даже дети говорили, что то, что такой ребёнок родился у нас, это большое благо для нас, через это мы стали добрее.

Мы должны за ним ухаживать до сих пор, надо смотреть за ним, потому что он и газ может открыть, начать готовить. Он подражает, но у него не всегда хватает, как у маленького ребёнка, соображения, чтобы сделать по-взрослому безопасно. И требуется такое постоянное внимание. С одной стороны, это напряжение, а с другой стороны, это любовь. И мои дети, ещё когда были маленькие, подростки, не взрослые люди, уже тогда это осознали и сказали.

Поэтому такие вещи, как старческое слабоумие, это то, что в нас воспитывает любовь. Рождение ребёнка, воспитание его, введение его в жизнь — это требует от нас любви, любовь в нас развивается. Так и старик со слабоумием тоже требует любви. Не зря есть такое выражение: «Старый что малый». И мы таким образом начинаем любить своего родителя, как он нас любил, когда мы были маленькими, совсем младенцами.

Текст основан на видео с канала Экзегет.ру. Читайте ещё: