Глава ✓ 144
Начало
Продолжение
Честно скажу, у автора открылось второе дыхание в немалой степени благодаря вашей поддержке. Всем донатствующим респект и уважуха!
Тем более, что Автор.Тудей деньги жилит, платить не хочет: нет, мол, нужного количества часов дочиток в день! тююю, проходили ..Так что вторая книга выходит на площадке бесплатно. Велком!
Саранчой налетели на опустошённую Первопрестольную французские солдаты.
Европейцы просвещённые показали себя истинными варварами, коими в сущности и являются, если стереть позолоту и сдуть гонор. Они тащили в свой образ все: парчовые занавесы и бархатные платья моды прошлых веков, одеяла и перины пуховые, фарфоровые сервизы, серебро, еду и женщин. Они не стеснялись вырывать из ушей московских жительниц медные серьги, а всех остальных обирали до нитки.
Страшно и странно было слушать Маше привычную изысканную французскую речь со столь грубым с хамским содержанием. Анна Павловна никогда не позволяла себе оскорблять свою челядь или опускаться до крика. Зачем?
- Голубушка моя, вы не хотите в доме служить? Отчего хозяйка вынуждена ждать вас, и ронять себя перед гостями, - стоило ей спросить тихо и ласково замешкавшуюся служанку дворовую, как та, дрожа, в ножки падала и каялась, кляня свою медлительность. Ещё бы! Быть отосланной на работы из Первопрестольной в Орловское или какое другое имение не хотелось никому.
Таких площадных выражений, кои гремели на улочках московских, затянутых горьким дымом пожарищ, ей и слышать не доводилось. О смысле можно было догадаться по хохочущим товарищам грубияна.
Вот уж неделя, как враг в Москве. Пока была возможность, Марья Яковлевна с домочадцами графини Каменской дома сидела, страшась нос наружу высунуть, тем более, что особняк был сильно закопчён, а верхний, мансардный третий этаж вельми пострадал от носимых ветром горящмх головней, досок и веток. Теперь душа Маши беспокоилась о доме своей покровительницы и подруги. Пройтись по знакомым улицам, оценить масштаб постигшего древнюю столицу бедствия - её буквально магнитом тянуло на улицы. Но стоило выглянуть из окон верхнего, обгорелого этажа, и страх леденящий выползал в сердце оттгепотребств, творимых захватчиками.
Не узнать было тихих покойных улочек: всюду были люди. Кони объедали последние астры на клумбах - теперь она поняла, для чего подожгла уходящая армия провиантские склады и баржи с фуражом. Не менее бесцеремонно по углам обгорелых и уцелевших зданий лазали захватчики, бесцеремонно обшаривая углы и закоулки.
Одевшись прилично, Маша рискнула вместе с наперстницей-кухаркой выйти на улицы, и приходила в ужас от увиденного: вот на драгоценной оттоманке из карельской берёзы и узорчатого лионского шёлка прямо на улице возлежит пьяный в дым французский драгун. Шпоры на его сапогах уже изорвали дорогую ткань, но ему и дела нет. Рядом, прямо на земле, сидит столь же пьяная девушка, задравши юбки, она изучает собственные ноги, покрытые кровью - лишилась девица самого сокровенного, а останется ли жить, зависит от собутыльника.
Её более трезвая подружка не старше 13 лет ещё отбивается, но сорванная с плеч рубаха и разорванная юбка говорят о том, что насильники уже пользовались ею.
Ворчит Митрофановна, кидает вокруг себя гневные взгляды, коршуном охраняет Марью Яковлевну. Но и беспутники не трогают барышню - сразу видно, что дворянка, хоть ни грамма украшений на ней нет, а намётанный глаз мародеров всё подмечает. Если русская дворянка пострадает от рук простого солдата, тут уж ему несдобровать. Свои же офицеры порешат из сословной солидарности. Спрашивается ради чего французы шли на баррикады?! Но мадемуазель лучше не трогать, тут и других, вполне доступных хватает.
Так, шарахаясь и оглядываясь, добрались Мария Яковлевна с поварихой Митрофановной до Нескучного сада.
Дом графини Анны Алексеевны не пострадал, тем более, что охраняем был самими французами. Величественный, красивый, удобный и комфортабельный особняк приглянулся генералу, маркизу Лористону. Он расположил в нём свой штаб!
Вежливый и представительный офицерик, то и дело подкручивая залихватские усы и надувная грудь поведал Маше, что маркиз в курсе, в чьём доме он остановился и к портретам, оставшимся в доме, велено всем относиться с уважением. Впрочем, ежели он посчитает нужным, то ...
Мария Яковлевна Гиммисс, сияя обворожительным взглядом и нежными улыбками убедила Лористона, что фамильные портреты Орловых-Чесменских окажутся в большей безопасности если не в особняке ее подруги, графини Каменской, то в запечатанных подвалах - точно. Вернулась к себе Машенька в сопровождении французов, видно, генералу захотелось убедиться, что особняк покойного фельдмаршала почти пустой, а заодно - покрасоваться перед русской аристократкой, показать свою власть и силу.
Знал бы, перед кем пыжится и хвост распускает - небось не дрогнула бы рука пол пули поставить, как многих.
Портреты ненавистных аристократов екатерининских времён были спрятаны в опустевшие винные подвалы дачи "Голубятня" рядом с Нескучным и Донским монастырём, где в покое и сухости дождались своей хозяйки, забытые и оплаканные Анной Алексеевной.
Парк Нескучного по-прежнему хранит свои тайны. Когда неприятель подошёл к стенам Москвы, многое было спрятано москвичами. Не избежал этого и дом Орловой-Чесменской. Что могли, вывезли, но особняк был полон таких ценностей, что вывезти всё было почти невозможно.
Поговаривали, что один из гротов Нескучного просто...исчез. Кем и что было спрятано - тайна, покрытая мраком и травами газонов парка. Откопано было не всё!Преображенская церковь усадьбы Остров хранит более страшные тайны.
Остров Орловский был воистину островом земли обетованной среди разрухи и бесчинства. Как к истинному острову подкатывали к нему и откатывались волны жадных и голодных французишек и поляков. Да не все смогли уйти: топоры, колья и рогатины останавливали самых алчных.
Доставшийся графине от рачительного родителя имение до войны приносило ежегодно до миллиона рублей ассигнациями дохода. И стоило, по отзывам известных современников, до сорока миллионов рублей ассигнациями. Если присоединить к стоимости доходы с имения, которые получала графиня до продажи его, то в результате окажется, что она имела в своем распоряжении до 65 миллионов рублей ассигнациями.
В этот расчет не включены ее бриллианты, серебро, золото и драгоценные камни на весьма значительную сумму. Ибо сами по себе драгоценности - это пассивный актив: дохода не приносят, урожая от них не дождёшься.
После того опустошения, которому подверглась земля Орловых, трудно пришлось всем. Но крестьяне с ведома своей барыни порешили, что останки неприятельские не будут лежать в их земле. Более 6 000 трупов павших на земле всех Орловых были собраны и сожжены - страшная кара и в посмертии для захватчиков. Им и после кончины запрещено было владеть ипядью русской земли!
Пока пылал погребальный костёр, на каменном полу церкви Преображения Господня босые, в грубых рубахах, коленопреклоненные молились бок о бок о прощении сего деяния людьми православными Марья Яковлевна и Анна Алексеевна. Две подруги, представительницы двух полярных классов: богатейших дворян и свободы не имеющих крепостных, в этом храме во всём равны перед Господом и равно просят о милости.
Каются они. Слёзы горечи смывают ожесточение с душ, а земля, самими крестьянами хранимая, очищается от захватчиков. Мечтающие иметь её, лишились они и самой возможности найти в ней вечный покой. Грех? Господу ведомо.
Утешив подругу, уехала Машенька в Москву. Страшное зрелище предстало перед её глазами. До Пожара более 10 тысяч домов стояло в Первопрестольной, четверть из них - из камня. Остальные - разной степени ухоженности особняки, подворья и хибары. Теперь над руинами кружились вороны и люди разбирали завалы и обгоревшие балки. Впереди зима и даже полусгоревшие брёвна пригодятся людям, ютящимся в собственных подвалах и погребах. Порой можно было найти и уцелевшие в пламени предметы: чугунки в печах и ступки медные в угодьях, оставшихся на месте родного крова.
300 храмов и 24 монастыря сияли золотом куполов летом 1812 года и только треть могла утешить прихожан в ободранных европейскими варварами стенах. Но намоленные стены засияли иконостасами через десяток лет пуще прежнего.
Продолжение следует...