Найти в Дзене
СВО - баланс сил

Blue Arrow – украинско-американский стартап, специализирующийся на разработке ПО для автономности миссий дронов

Оглавление

В конце 2023 года украинская компания Sensorama запартнёрилась с американской KEF Robotics. Основанная в 2016 году Sensorama с хедофисом в Киеве занимается разработкой приложений с использованием иммерсивных технологий, 3D-моделированием и созданием видео 360. KEF Robotics расположена в США, была основана в 2018 году и занимается визуальной автономией для летательных аппаратов.

В результате партнёрства был создан Blue Arrow, специализирующийся на разработке ПО для дронов для автономности миссий. Хедофис Blue Arrow находится в США, но R&D – на Украине.

AIN пообщался с Director of Partnerships and Operations Blue Arrow Мариной Тимченко о технологии компании, сотрудничестве с KEF Robotics и планах по привлечению инвестиций.

Что такое Blue Arrow?

Мы разрабатываем программное обеспечение для дронов, позволяющее достичь полной автономности миссий. Что это значит? Что дрон может самостоятельно и с минимальным вовлечением человека находить цель и долетать до нее. То есть достичь полной автономизации в операциях дронов.

Все фото предоставлены Blue Arrow
Все фото предоставлены Blue Arrow

Сейчас на один дрон требуется один пилот. Поскольку они руководствуются человеком, сложно существенно нарастить количество БПЛА. Пилотов нужно обучать, а их ресурс ограничен. Поэтому мы решили работать над решением, когда один человек может управлять многими дронами. Для этого миссии должны быть максимально автономными. Есть разные составляющие автономости: визуальная навигация, распознавание, донаведение и т.д. Мы хотим это получить в комплекте, создавать не отдельные элементы, а полноценный продукт.

В настоящее время все составляющие находятся на разных уровнях готовности разработки. На самом высоком уровне готовности визуальная навигация: у нас уже есть модули, которые можно устанавливать на дроны. На низшем уровне – распознавание и донаведение. Конечная цель – получить ПО, которое сделает миссию полностью автономной.

Когда и почему вы решили создать Blue Arrow?

Мы начали думать о проекте еще в 2024 году, когда поняли, что на фронте может вообще не быть GPS. Поэтому решили искать компании на рынке и нашли KEF Robotics, которая занимается разработкой программного обеспечения для визуальной навигации для БПЛА, в частности, для армии США.

Далее в феврале прошлого года KEF Robotics приехали в Украину и сделали первые тестирования с военными и интеграции с производителями БПЛА. Мы поняли, что визуальная навигация чрезвычайно важна для фронта, но это не единственный компонент, необходимый для миссий дронов. Поэтому со стороны Sensorama мы начали работать над распознаванием и разработкой симулятора для тестирования и улучшения алгоритмов ПО для дронов. У нас как украинской компании уже была экспертиза в этом направлении, поскольку Sensorama Lab занимается созданием цифровых двойников, разработкой XR-тренажеров и симуляторов для обучения.

Впоследствии мы приняли участие в хакатоне Automated Visual Guidance в Польше, который проходил в рамках Форума оборонных инноваторов НАТО-Украина. Мы заняли первое место. Мы запартнёрились и работаем вместе уже полтора года. Собственно, Blue Arrow стала логическим продолжением этого сотрудничества.

Приоритетные рынки для нас – Украина и страны-члены НАТО. Страны НАТО, в частности поставляющие вооружение Украине, также нуждаются в схожих решениях для повышения стабильности и автономности беспилотников.

Основная причина запуска в США – поиск финансирования. Регистрация в США позволяет привлекать деньги от американских инвесторов. Несмотря на то, что хедофис расположен в Штатах, R&D — в Украине. Во-первых, это связано с денежными средствами. Потому что объективно нанять талантливого инженера на Украине дешевле, чем в Штатах. Кроме того, на Украине можно быстро испытывать технологию и сразу же получать обратную связь от конечных пользователей.

Прежде всего, мы будем нанимать инженеров для увеличения количества производимых модулей и лучшего тестирования. Разработку такого ПО трудно сравнить с работой над привычными приложениями. Это программа, которая устанавливается на модуле, цепляющемся на висящий в воздухе дрон, на него действует сила ветра, влияют погодные условия, а картинка в камере постоянно меняется. На работу влияет множество факторов одновременно. И все составляющие должны нормально работать между собой.

В настоящее время в Blue Arrow работают 11 человек. Мы всё финансируем за свой счет. Сейчас рассматриваем предложения по внешнему финансированию.

Мы активно ищем необходимую сумму - $3 млн. Сейчас в процессе переговоров с несколькими иностранными фондами, которые заинтересованы инвестировать в компанию. Пока Blue Arrow еще не вышел на рынок и мы находимся на стадии подготовки к этому.

Как работает разработка?

Когда речь идет о визуальной навигации, то здесь есть два алгоритма. Первый – виузально-инерционная одометрия? Второй — Terrain Relative Navigaton или, если проще, Map Matching.

Визуально-инерционная одометрия (VIO) действует как второй GPS. Камера, расположенная внизу дрона, считывает изменения в ландшафте и сравнивает полученные изображения, а инерционные сенсоры отслеживают изменение положения дрона. Это позволяет рассчитать приблизительное местонахождение дрона даже при отсутствии GPS.

Алгоритм Terrain Relative Navigation основан на визуально-инерционной одометрии, но дополнительно использует загруженные карты местности для большей точности позиционирования. Дрон не просто анализирует изображение с камеры, а сопоставляет его с загруженной в систему картой местности, что дает возможность ориентироваться на местности и осуществлять миссии с большей точностью.

В принципе, мы не используем GPS, поэтому дроны с нашей разработкой устойчивы для средств РЭБ. Идея в том, что РЭБ на нас не влияет вообще, ведь пилот не управляет дроном. БпЛА сам летит по миссии, используя модуль визуальной навигации. Поэтому при неблагоприятных условиях, таких как спуфинг или джэмминг (преднамеренные радиочастотные помехи) сигнала GPS, он может прилететь с погрешностью. Влияют такие факторы, как погодные условия.

В целом по алгоритму VIO мы оцениваем возможную погрешность примерно в 2%. Map Matching позволяет получать меньшую погрешность – до 10 метров, независимо от пройденной дистанции.

Какие моменты еще нуждаются в доработке?

Основной риск — возможность реверс-инжиниринга технологии, то есть ее расшифровка. Мы не хотим, чтобы разработка оказалась в руках у врага, поэтому сейчас критически важно работать над ее защищённостью, что мы, собственно, и делаем.

Какие планы дальше?

Практические приложения. Мы уже интегрировались с более чем 20 производителями дронов, контактируем с разными военными подразделениями и тестируем миссии на полигонах. Все результаты и параметры записываем на видео и делимся с партнерами.

Из основных планов — боевые применения на фронте. Мы сделали решение из максимально дешевых и доступных компнонентов и тестируем модули на конкретных миссиях.

Наше решение позволит одновременно управлять десятками или даже сотнями дронов за минимальную себестоимость. В этом отношении мы уже работаем в партнерстве со Swarmer . Они разрабатывают систему управления роем дронов, которое невозможно без визуальной навигации.

Но в общем, если говорить о конкурентах, то, пожалуй, нашим крупнейшим конкурентом является DJI. Они производят дроны с автономной навигацией, алгоритмами распознавания целей и простотой использования. Но мы хотим создать систему, которая сможет интегрироваться в любые типы БПЛА.

Источник: 20.05.2025 https://ain.ua/2025/05/20/blic-zi-startapom-blue-arrow/

Примечание. В июне 2025года министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров на своей странице в Facebook рассказал о разработке системы навигации от Blue Arrow.