Фильм "Веселые ребята" режиссера Григория Александрова - это забавная история о маленьком любовном треугольнике и о том, что все хорошо кончается. Треугольник состоял из пастуха Кости (Леонид Утесов), домработницы Анюты (Любовь Орлова) и столичной модной "штучки" Лены (Мария Стрелкова).
По сюжету, сначала Костя полюбил Лену, потом Анюту, а в конце все похождения музыкального пастуха закончились как нельзя лучше. Костя стал настоящим дирижером, его подруга певицей, а расчетливая Лена осталась "на бобах".
По легенде, картина создавалась чуть ли не по личному указанию Иосифа Виссарионовича. Но легенды легендами, а музыкальные комедии в начале 1930-х были действительно желанными гостями в кинозалах.
Журнал "Смена" писал в мае 1934 года:
"Жизнь хороша, и жить хорошо!" Эти слова В. Маяковского как нельзя лучше характеризуют оптимистическое и бодрое отношение трудящихся Страны советов к жизни. Уже давно зрители требуют от кино создания таких фильмов, которые в веселой и занимательной форме отражали бы их жизнерадостность, давали бы зрителю зарядку веселья и смеха..."
И "Веселые ребята" попали в "яблочко". Зрители, критика, и даже зарубежные кинофестивали приняли фильм восторженно.
Что самое ценное, картина стала настоящей классикой советского кино. Устарел сюжет, стали непонятными шутки, кажутся нелепыми наряды, но осталось что-то гораздо большее. На экране мы видим жизнь страны, какой она была во времена молодости наших бабушек.
Как писала та же "Смена",
Без всяких "выкрутасов", в понятной, веселой и легкой форме режиссер картины стремится показать, что в условиях напряженной работы, в которых ведется социалистическое строительство, живется весело и бодро...
...Это комедия положений, целиком построенная на советском материале, в условиях советской действительности.
Но действительность была очень разная, как и советское общество не состояло из одних только строителей коммунизма. Поэтому в кадре появляются не только Костя с кнутом, в окружении крупной и мелкой живности, или Анюта с тряпкой и ведром, но и обитатели роскошной виллы - места отдыха "неорганизованных курортников".
Если строителям коммунизма полагались бесплатные путевки в санатории и дома отдыха, то виллы вывеской "Пансион" наполнялись совсем другими гражданами.
Как раз из таких красотка Лена, вместе со своей беспокойной мамашей. В титрах она указана как "Дитя Торгсина".
Если о пастухах и домработницах нынешнее поколение зрителей имеет представление, то о том, что за птица такая - дитя Торгсина, мало кто догадывается.
Кстати, у актрисы Марии Стрелковой роль получилась великолепно. Дочь крестьян из глухой сибирской деревни, она великолепно сыграла холеную, взбалмошную и меркантильную барышню.
Пастух Костя недаром влюбился в Лену с первого взгляда. Еще бы! Девушка - точная копия голливудской звезды 1920-х Глории Свенсон. Подражательницы кинодивы во всем мире старались нарисовать глаза как можно больше, а ротик уменьшить до размера булавочной головки. И у Лены это получается просто замечательно!
Что касается сногсшибательных нарядов Лены, то они не отличаются от курортных одежд модниц где-то на французской Ривьере образца 1932 года.
Мало кому из простых советских девушек удалось бы зайти в ближайший универмаг и приобрести модную шляпку с полями, соблазнительный купальник или изящные туфельки для пляжа.
Для такой роскоши существовал Торгсин - "Торговля с иностранцами". В магазинах системы Торгсин советские граждане, особенно обеспеченные и из "бывших", меняли ценности на товары ширпотреба, и дефицитные дорогие продукты.
Торгсин появился в середине 1930 года по постановлению Наркомата торговли СССР. По первоначальному названию - "Специальная контора по торговле с иностранцами на территории СССР" понятно, что сфера работы "Торгсина" была не слишком широка.
На первых порах не только советские граждане, но и не все иностранцы имели право покупать в "Торгсине". Система обслуживала только интуристов, иностранных моряков в портах и транзитных иностранных пассажиров. Ассортимент был ограниченным - антиквариат, сувениры, ковры, меха, филателия, винно-водочные изделия, деликатесы, в соответствии с запросами контингента покупателей. Легальным средством платежа были рубли валютного происхождения и валютные чеки.
Однако жесткие правила Наркомфина постепенно смягчались.
С июня 1931 года Торгсин разрешил приобретать товары за царский золотой чекан, и в счет переводов валюты из-за границы советским гражданам. Через несколько месяцев в этот список добавилось право обмена на бытовое золото. А затем Торгсин стал принимать от населения серебро, платину, драгоценные камни и произведения искусства. В обмен на сданные ценности желающие приобретали дефицитные товары.
Процедура была нехитрой: клиент сдает ценности, получает квитанцию, товарный ордер Торгсина, или товарные книжки, и пользуется ими для обмена на товары.
Далее валютные ценности направлялись на финансирование действующих или строящихся предприятий, либо на закупку импортного оборудования. Можно сказать, население и государство вместе решали вопросы индустриализации.
Все бы ничего, однако незамедлительно появились новые виды преступлений.
Квитанции крали, подделывали. Активизировались спекулянты, которые скупали у населения ценности и сбывали их в Торгсине уже по другой цене. Правда, Наркомфин отреагировал и ввел именные товарные книжки с отрывными талонами, что обеспечивало дополнительную защиту от подделок. Но спекулянтов никакие препоны не останавливали.
А кроме того, открывались безграничные возможности для нечистых на руку работников Торгсина. Как ни старалась советская власть воспитывать общество созидания, потребление по-прежнему для многих было идолом.
Так появился "блат", особенно хорошо знакомый последнему советскому поколению. Купить в Торгсине стало называться "достать по блату", а дети торговых работников, "дети Торгсина" стали теми, кого в наше время называют "мажорами". В 1936 году Торгсин закрыли, но привычка к "блату" так и сохранилась.
И представьте себе, если не авторы комедии "Веселые ребята", мы бы даже не догадывались об этой стороне жизни в СССР начала 1930-х.
А лицом этой "красивой жизни в тени пятилеток" стала красотка Лена - дитя Торгсина.