Найти в Дзене
Квант Истории

История создания телевизора: от наскальных рисунков до цифровых экранов

Идея передачи изображений на расстояние сопровождает человечество на протяжении тысячелетий. Само слово «телевидение», образованное от греческого «tele» (далеко) и латинского «visio» (видение), отражает извечное стремление преодолеть барьеры пространства и времени. Хотя современный телевизор — продукт технической революции XX века, его концептуальные корни уходят в глубокую древность, где предпринимались первые попытки визуальной коммуникации. Долгое время считалось, что история телевидения началась в XIX веке. Однако исследования показывают, что потребность в визуальном обмене информацией существовала уже в древних обществах: Таблица: Эволюция методов передачи информации до XIX века Переход от мистики к науке стал возможен благодаря ключевым открытиям: Русский вклад: В 1907 году профессор Борис Розинг запатентовал «Способ электрической передачи изображений», использовав ЭЛТ для приема картинки. 9 мая 1911 года он провел первую в мире телепередачу: на экране трубки появились че
Оглавление

Введение: извечная мечта о «дальновидении»

Идея передачи изображений на расстояние сопровождает человечество на протяжении тысячелетий. Само слово «телевидение», образованное от греческого «tele» (далеко) и латинского «visio» (видение), отражает извечное стремление преодолеть барьеры пространства и времени. Хотя современный телевизор — продукт технической революции XX века, его концептуальные корни уходят в глубокую древность, где предпринимались первые попытки визуальной коммуникации.

Глава 1. Древние прототипы: доэлектронные попытки передачи изображений

Долгое время считалось, что история телевидения началась в XIX веке. Однако исследования показывают, что потребность в визуальном обмене информацией существовала уже в древних обществах:

  • Наскальные коды и петроглифы: В Скандинавии охотники позднего палеолита (12 000 лет до н.э.) использовали наскальные рисунки для передачи данных о миграциях оленей. Петроглифы эпохи неолита, выполненные в условно-символической манере, служили не только магическим целям, но и способом коммуникации, напоминая примитивные системы пикселизации изображения.
Петроглиф
Петроглиф

  • Торговые сети как информационные каналы: В эпоху мезолита (культуры Маглемосе, Эртебёлле) торговля между регионами Скандинавии способствовала обмену технологиями и новостями. Единый древнескандинавский язык и сходство артефактов (луки, лодки-однодревки) свидетельствуют о развитой системе «межплеменного информационного обмена».
  • Оптические эксперименты Античности и Средневековья: Хотя прямых аналогов телевизора не существовало, технологии проекции изображений разрабатывались еще в Древней Греции. Аристотель описывал принцип камеры-обскуры, а в Средневековье монахи использовали «волшебные фонари» для проекции религиозных сюжетов на стены — прообраз слайд-шоу.
Принцип работы камеры-обскура
Принцип работы камеры-обскура
Изображение Нового королевского дворца в Пражском Граде, спроецированное на чердачную стену через отверстие в черепичной крыше
Изображение Нового королевского дворца в Пражском Граде, спроецированное на чердачную стену через отверстие в черепичной крыше

Таблица: Эволюция методов передачи информации до XIX века

-5

Глава 2. Научный фундамент: открытия, без которых не было бы телевизора (XIX — начало XX в.)

Переход от мистики к науке стал возможен благодаря ключевым открытиям:

  • 1843 год: Александр Бейн создает первый факсимильный аппарат, доказавший возможность разложения изображения на элементы для передачи.
Улучшенное факсимиле Бейна 1850 года
Улучшенное факсимиле Бейна 1850 года

  • 1873 год: Уиллоуби Смит открывает фотопроводимость селена — явление, позволяющее преобразовывать свет в электрические сигналы.
Уиллоуби Смит
Уиллоуби Смит
Внутренний фотоэффект
Внутренний фотоэффект

  • 1884 год: Пауль Нипков изобретает «диск Нипкова» — устройство с спирально расположенными отверстиями, механически сканирующее изображение. Хотя сам Нипков не смог реализовать систему, его патент стал основой для первых телевизоров.
Устройство диска Нипкова
Устройство диска Нипкова
Телевизионный приёмник с диском Нипкова в Стокгольмском техническом музее
Телевизионный приёмник с диском Нипкова в Стокгольмском техническом музее

  • 1897 год: Карл Браун создает электронно-лучевую трубку (ЭЛТ), но рассматривает ее лишь как лабораторный инструмент.
Электронно-лучевая трубка Брауна
Электронно-лучевая трубка Брауна

Русский вклад: В 1907 году профессор Борис Розинг запатентовал «Способ электрической передачи изображений», использовав ЭЛТ для приема картинки. 9 мая 1911 года он провел первую в мире телепередачу: на экране трубки появились четыре светлые полосы на темном фоне. Это событие зафиксировано как рождение электронного телевидения.

Борис Розинг и его разработка
Борис Розинг и его разработка
-13

Глава 3. Механическая эра: первые «телевизоры» 1920–1930-х годов

До внедрения электроники доминировали громоздкие механические системы:

  • 1926 год: Шотландец Джон Бэрд представил публике первый работающий телевизор с диском Нипкова. Разрешение — 30 строк, частота — 5 кадров/с. Изображение размером с почтовую марку требовало увеличительной линзы. Его компания Baird Television Development Company выпустила модели в виде «шкафов» с проектором.
Джон Бэрд
Джон Бэрд
Джон Бэрд и его «телевизор», примерно 1925 год.
Джон Бэрд и его «телевизор», примерно 1925 год.
Первая известная фотография изображения, воспроизведённого устройством Бэрда, примерно 1926 год.
Первая известная фотография изображения, воспроизведённого устройством Бэрда, примерно 1926 год.
-17
Джон Бэрд со своим телевизионным оборудованием и манекенами, используемыми для демонстрации передачи лиц (1925 г.)
Джон Бэрд со своим телевизионным оборудованием и манекенами, используемыми для демонстрации передачи лиц (1925 г.)

  • 1928 год: В Ташкенте Борис Грабовский и Иван Белянский провели эксперимент по передаче движущегося изображения через ЭЛТ, но документация была утрачена.
  • 1929 год: Американская Western Television выпустила первый серийный телевизор «Visionette». Цена — $100, но продажи не превысили 300 единиц из-за слабой четкости.
телевизор «Visionette»
телевизор «Visionette»

  • В СССР в 1931 году начались пробные передачи с разложением на 30 строк. Первая публичная трансляция состоялась 1 мая: в эфир вышли сотрудники лаборатории ВЭИ. Для «читаемости» лиц применялся необычный грим — зеленая помада и платья, так как фотоэлементы плохо реагировали на красный спектр.

Глава 4. Электронная революция: от иконоскопа к массовому вещанию

Переломным моментом стал отказ от механики:

  • 1931 год: Владимир Зворыкин (ученик Розинга, эмигрировавший в США) создал иконоскоп— передающую трубку, преобразующую свет в электронные сигналы. Это позволило повысить четкость до 300 строк.
Иконоскоп
Иконоскоп

  • 1936 год: В Германии (Telefunken), США (RCA) и СССР начат выпуск электронных телевизоров. Модель RCA TT-5 с 5-дюймовым экраном стоила $445 (≈$7,500 сегодня).
Telefunken 1936
Telefunken 1936
Телевизор RCA TRK-9 (1939 г.)
Телевизор RCA TRK-9 (1939 г.)
ТВ-приставка Б-2,СССР 1935
ТВ-приставка Б-2,СССР 1935
RCA TT-5
RCA TT-5

  • 1938 год: Запущены первые телецентры в Москве и Ленинграде с разложением на 625 строк — стандарт, актуальный до перехода на цифру.

Интересный факт: В нацистской Германии к 1939 году выпустили 1,600 телевизоров, а в СССР серийное производство прервала война. Лишь к 1949 году появился массовый «КВН-49» с линзой для увеличения 10-см экрана

КВН-49
КВН-49

Глава 5. Золотой век телевидения: цвет, пульты и спутники (1950–1990-е)

Послевоенный буль принес ключевые инновации:

  • Цветное изображение: В 1953 году RCA внедрила систему NTSC. Первый цветной телевизор CT-100 ($1,000) показывал картинку через чередование красного, синего и зеленого фильтров. В СССР цветное вещание началось в 1967 году с трансляций с Останкинской башни.
RCA CT-100
RCA CT-100
Останкинская башня
Останкинская башня

  • Пульты ДУ: В 1955 году Zenith выпустила беспроводной пульт Flashmatic, использующий световые импульсы. В 1974-м Grundig и Magnavox представили ИК-пульты, ставшие стандартом.
беспроводной пульт Flashmatic
беспроводной пульт Flashmatic

  • Глобализация эфира: Запуск советского спутника «Молния-1» (1965) позволил создать систему «Орбита», доставлявшую программы в Сибирь и на Дальний Восток. К 1980 году ТВ смотрели 230 млн советских зрителей.

Глава 6. Цифровая трансформация: от плазмы до Smart TV (1990-е — 2020-е)

Эра кинескопов завершилась с появлением плоских экранов:

  • Плазменные панели: Изобретены Дональдом Битцером в 1964 году, но коммерциализированы лишь в 1992-м. Пик популярности пришелся на 2000-е, но к 2014 году производство свернули из-за дороговизны.
Дональд Битцер
Дональд Битцер

  • ЖК-технологии: Первые ЖК-телевизоры Casio (1983) имели скромные параметры. Прорыв случился с переходом на LED-подсветку и матрицы IPS, обеспечившие яркость и углы обзора.
Портативный телевизор CASIO TV-10,1983
Портативный телевизор CASIO TV-10,1983

  • Конвергенция с интернетом: В 1997 году Loewe выпустила телевизор с выходом в интернет. Эра Smart TV началась с интеграции стриминга (Netflix, 2010), голосовых помощников и разрешения 8K.
Телевизор с разрешением 8к
Телевизор с разрешением 8к

Глава 7. Социокультурное влияние: от «окна в мир» к цифровому океану

Телевидение перестроило общественную жизнь:

  • Функции ТВ в СССР: Средство информации, пропаганды, просвещения (лекции, концерты) и досуга. К 1975 году аудитория достигла 195 млн человек.
  • Коммерциализация: После 1991 года рост каналов (в РФ — 322 к 2015 году) привел к доминированию рейтинговой гонки. Доля негативных новостей в эфире достигла 90%, а реклама заняла до 25% эфира.
  • Баланс традиций и инноваций: Телеканал «Культура» (Россия К), оставаясь некоммерческим, доказал востребованность качественного контента: его рейтинги в 2015 году уступали лишь НТВ и «Первому каналу».

Заключение: от петроглифов к пикселям

История телевизора — это путь от примитивных попыток визуализации до технологий, стирающих границы между реальным и цифровым. Если древние скандинавы высекали на камне маршруты миграции оленей, а средневековые монахи проецировали «адское пламя» на стены соборов, то современный OLED-экран с 8K разрешением стал универсальным порталом в мир знаний, искусства и коммуникаций. Однако суть осталась неизменной: как и тысячи лет назад, человек стремится не только узнать, но и увидеть то, что находится за горизонтом его пещеры, города или планеты.

«Будущее телевидения — в ликвидации разницы между телевидением и интернетом» (Кеваль Десаи, Google). Но возможно, оно кроется и в возврате к «освещенному камню» — экрану, объединяющему людей вокруг смыслов, а не развлекающего их в одиночку.