Найти в Дзене

Випассана, нейрофизиология невербального восприятия и природа ума

Представь, что ты смотришь на море, слышишь плеск волн, ощущаешь свежесть утреннего воздуха — и при этом не называешь это “морем”, “волнами”, “влажностью”. Ты просто знаешь, что это происходит. Без слов. Без мыслей о том, что это. Только прямое переживание. Именно в это пространство, до ярлыков, до понятий, до внутреннего комментатора и приглашает нас медитативная практика невербального внимания. Прежде чем погрузиться, стоит сказать, что это объёмная статья. Она потребует вашего времени и внимания, но именно это делает её по-настоящему ценной. Здесь нет поверхностных обобщений или быстрых рецептов. Это медленное, глубинное исследование. Возможно, оно будет идти не за один присест и это нормально. Зато вы получите не просто информацию, а переживание, которое можно распаковывать снова и снова. В этой статье я разберу, что такое прямое невербальное видение в контексте випассаны, нейронауки и традиций дзогчена. Что значит “видеть” дыхание или звук без мыслей о нём, и почему это может стат
Оглавление

Представь, что ты смотришь на море, слышишь плеск волн, ощущаешь свежесть утреннего воздуха — и при этом не называешь это “морем”, “волнами”, “влажностью”. Ты просто знаешь, что это происходит. Без слов. Без мыслей о том, что это. Только прямое переживание. Именно в это пространство, до ярлыков, до понятий, до внутреннего комментатора и приглашает нас медитативная практика невербального внимания.

Прежде чем погрузиться, стоит сказать, что это объёмная статья. Она потребует вашего времени и внимания, но именно это делает её по-настоящему ценной. Здесь нет поверхностных обобщений или быстрых рецептов. Это медленное, глубинное исследование. Возможно, оно будет идти не за один присест и это нормально. Зато вы получите не просто информацию, а переживание, которое можно распаковывать снова и снова.

В этой статье я разберу, что такое прямое невербальное видение в контексте випассаны, нейронауки и традиций дзогчена. Что значит “видеть” дыхание или звук без мыслей о нём, и почему это может стать входом в распознавание природы ума. Мы поговорим о тонких ловушках практики, о том, как работает мозг в такие моменты, и как шаг за шагом ум переходит от анализа к чистому присутствию.

Эта статья будет особенно полезна тем, кто уже знаком с практикой медитации и хочет углубить своё понимание. Тем, кто интуитивно чувствует, что за пределами слов и ментального анализа существует более тонкий способ восприятия. Тем, кто исследует природу сознания, интересуется випассаной, дзогченом, нейронаукой и хочет соединить духовную практику с научным взглядом на работу ума.

Здесь мы поговорим о том, что такое невербальное мышление и чистое восприятие в медитативной практике. Разберём, как выглядит этот феномен на уровне опыта и что происходит в мозге, когда ум переходит от концептуального мышления к прямому переживанию. Мы свяжем медитацию с актуальными нейрофизиологическими данными и покажем, как на практике разворачивается переход от внутреннего комментатора к пространству ясности, где восприятие становится живым и необозначенным.

Невербальная ментализация и прямое восприятие

Когда говорят о «думать об объекте медитации невербально», имеют в виду такое удержание внимания, при котором происходит восприятие объекта, но это восприятие не сопровождается внутренней речью, описаниями, ярлыками, мысленным комментированием, внимание направлено непосредственно на сам опыт, на сами феномены.

Если объект медитации — дыхание, то невербально думать о дыхании, значит чувствовать поток воздуха, движение тела, тепло, расширение грудной клетки, но не говорить себе про это словами: «я вдыхаю, я выдыхаю», «теперь вдох пошёл в живот» и т.п. Если объект — звук, то ты просто воспринимаешь звук, его высоту, вибрацию, громкость, не проговаривая внутри: «это пение птицы», «это шум волн». Проще говоря, невербальное внимание это чистое переживание без вербализации.

Вербально, ты смотришь на красный цвет и говоришь себе: «это красный цвет, он красивый, он мне напоминает закат». Невербально, ты просто видишь красный, чувствуешь его присутствие, плотность, тепло без каких-либо слов.

В некоторых традициях это так же называется «Прямое знание» или «Непосредственный контакт» с объектом. В медитации это нужно чтобы ум меньше вовлекается в концептуализацию, он перестаёт строить вторичные конструкции, возникает больше ясности, стабильности, тонкой чувствительности, это помогает углубить концентрацию и приводит к более глубокому пониманию природы ума

-2

Чем отличается невербальное внимание от обычного сознания

Обычное сознание (обыденное восприятие) почти всегда сопровождается ментальным комментированием, происходит постоянная автоматическая вербализация: «тепло», «приятно», «я чувствую напряжение», «мне скучно», «что будет потом?», даже в практике осознанности часто возникает внутренний монолог: «я наблюдаю дыхание», «о, отвлёкся», «вернулся обратно»

Невербальное внимание или “голое осознавание” это чистая регистрация феноменов - звука, ощущения, дыхания, мысли. В нем нет слов, описаний, ярлыков. Ум не описывает, а просто знает. Это внимание гораздо тоньше, ближе к непосредственному контакту с феноменом. Объект и акт восприятия почти не разделены

Главная ловушка медитирующего ума в попытке что бы «заставить» ум быть невербальным. Многие начинают подавлять внутреннюю речь силой воли. Возникает напряжение и контроль вместо мягкого осознавания. Это рождает концепт: «я сейчас в невербальном внимании» что уже само по себе вербализация.

Другая ловушка — тонкий самообман. Фоновая мысль: «я нахожусь в невербальном состоянии». Это создаёт иллюзию продвинутости, но концептуальный ум всё ещё активен

Что об этом говорит нейронаука

Современные исследования показывают что при активной вербализации включается default mode network (DMN) — сеть автобиографического мышления. При погружении в невербальное внимание активность DMN снижается. Активируются сенсомоторная кора, островковая доля, таламус. Усиливается bottom-up координация и восприятие становится ближе к непосредственному опыту, чем к ярлыку. В результате чего присутствие становится самодостаточным, становится меньше контроля и больше ясности, меньше описания и больше видения, меньше «я делаю практику», больше простого бытия.

-3

Предиктивная модель мозга, эволюция и страдание

Основная идея: мозг — машина предсказаний. Мозг не просто регистрирует сигналы, а предсказывает. Для этого активируется в том числе вербализация и включается default mode network (DMN) та самая сеть автобиографического мышления. Мозг строит гипотезы о том, что будет воспринято. Сравнивает предсказание с реальным сенсорным сигналом. Вычисляет prediction error (ошибку предсказания). Подгоняет модель или поведение, чтобы снизить ошибку, используя концептуализацию и фильтрацию входящей информации. Мозг больше строит реальность, чем воспринимает её напрямую

Зачем это нужно нашему мозгу?

Это эволюционная функция которую характерезуют быстрая реакция на угрозы, энергосбережение (предсказание требует меньше ресурсов, чем анализ каждой сенсорной волны), это обеспечивает стабильность восприятия, где не нужно тратить ресурсы и каждый раз заново переучиваться, проще иддти по заданным сценариям.

Например. Ты видишь змееподобный силуэт и мозг мгновенно активирует паттерн “опасность”. Ошибся не страшно. Пропустил, возможно, умер.

Почему для мозга важно культивировать чувство отдельного “я” и создавать иллюзию контроля и единого центра управления?

Он это делает для того, чтобы не утонуть в потоке фрагментов, он собирает некоторую связную «историю». Чувство “я” центральный элемент этой истории. Оно помогает строить планы, защищаться, запоминать, ориентироваться. И в этом есть конккретный эволюционный смысл. Без “я хаос и потеря контроля. С “я” формирование сложных стратегий, взаимодействий, моделей.

Основная проблема заключается в том, что чрезмерная фиксация на “я” создаёт иллюзию постоянства, а это ошибочная картина мира и является основой тревог, конфликтов и страданий.

Предсказательная система мозга вызывает страдание по причине постоянного моделирования будущего. Мозг всё время проектирует сценарии того что может пойти не так, ищет то чего нам не хватает, постоянно находит то, что надо исправить. Это вызывает тревогу, страх, перфекционизм.

Фиксация на модели Self (“я”) создаёт хроническое напряжение и страх утраты контроля. Формируется идея, что есть некий “я”, который должен всё контролировать, оценивать и сохранять стабильность. И это долженствование становится чрезмерный и порождает ментальный дискомфорт и ощущение что с вами что-то не так.

Постоянно возникает конфликт между моделью и реальностью. Чем сильнее ожидания, тем больнее разочарование. Страдание возникает не из-за реальной боли, а из-за несовпадения модели и факта.

Нарративная нагрузка порождает психологический дискомфорт из-за ощущения что «Со мной что-то не так», «Я должен быть успешнее», «Это неправильно». Эти истории создают эмоциональную нестабильность и внутренние конфликты.

Хронический prediction error = невроз. Когда предсказательная модель не работает, то появляется много фрустрации и разочарования. Когда ошибка предсказания повторяется слишком часто, то растет тревога, появляются компенсации, растет разочарование, а за ними новая тревога.

-4

Как медитация работает с предиктивной моделью мозга

Происходит ослабление top-down контроля. Ум перестаёт верить историям. Снижается привязанность к нарратив. Распознаётся природа “я” как конструкции. Цепляние за контроль — отпускается. Происходит усиление bottom-up восприятия. Возникает способность воспринимать опыт таким, какой он есть, без ярлыков, суждений, концептов. Дыхание это просто ощущение. Звук это просто вибрация.

Так же происходит снижение веса prediction error и ошибка предсказания перестаёт быть катастрофой. Ум учится видеть то, что всё непостоянно, всё подвержено изменению и это нормально. Возникает прозрение «Это всего лишь модель, не реальность» и понимание того, что можно жить в контакте с происходящим, а не с его интерпретацией. Мозг как GPS. Он создаёт карту мира. Проблема начинается, когда ты забываешь, что это карта, и начинаешь принимать её за местность.

Что такое bottom-up восприятие и как оно усиливается

В нашем мозгу существует два режима обработки информации - Bottom-up (снизу вверх) и Top-down (сверху вниз)

Bottom-up (от органов чувств вверх) это поток сенсорных данных от всего организма, от глаз, ушей, кожи и пр. Без интерпретаций — “сырая” информация.

Top-down (сверху вниз) это поток от префронтальной коры, памяти, концептов. Интерпретации, ярлыки, предсказания. В обычной жизни мы почти всегда живём в top-down режиме и видим не реальность, а её интерпретацию

Медитация випассаны ослабляет top-down и активирует bottom-up восприятие, в результате чего становится доступен чистый сенсорный опыт, снижается количество ярлыков и появляется больше “прямого контакта”

В результате происходит координация bottom-up систем. Сенсорные системы начинают синхронизироваться. Мозг собирает целостную карту настоящего. Снижается предиктивная нагрузка. Повышается перцептивная чистота. В результате повышается ясность, чувствительность, умение наблюдать и чувствовать мельчайшие изменения.

Bottom-up восприятие и в контексте практики випассана

1. Начало практики: Ум полностью top-down. Воспринимает боль → интерпретирует: “плохо”, “неудобно”

2. Первые шаги: Ум начинает чувствовать давление, температуру, движение. Ярлыки ослабевают. Bottom-up пробуждается

3. Средние этапы: Видение микроструктур: вибрации, пульсации. Почти без концептов

4. Продвинутые этапы: Почти полное bottom-up восприятие. Всё — как волны движущихся микроявлений

5. Глубокий уровень: Распад субъекта. Нет “наблюдающего”, только поток

-5

Осознанность и bottom-up восприятие

Сатипаттхана (Pali: Satipaṭṭhāna) — это ключевая концепция в буддийской медитационной традиции, особенно в Тхераваде. Обычно переводится как “основания осознанности” или “установки внимательности”.Это система практики, описанная Буддой как прямой путь к освобождению от страданий к нирване.

4 сатипаттханы — четыре области наблюдения:

1. Кая-анупассана — наблюдение тела → дыхание, позы, движения, части тела, элементы (земля, вода, огонь, воздух), разложение трупа (в монашеской практике) Тренирует осознанность в физическом измерении

2. Ведана-анупассана — наблюдение ощущений→ приятные, неприятные и нейтральные телесные и ментальные ощущения. Осознание как “возникает реакция”, учит распознаванию цепляний.

3. Читта-анупассана — наблюдение ума→ у тебя сейчас ум с жадностью? без жадности? с гневом? рассеян? сосредоточен? Помогает распознавать качества ума без отождествления

4. Дхамма-анупассана — наблюдение ментальных объектов и процессов → пять препятствий, семь факторов пробуждения, пять скандх, четыре благородные истины и т. д. Видение природы феноменов и законов Дхаммы

Почему это важно?

Будда говорит в Сатипаттхана-сутте:

“Это прямой путь к очищению существ, к преодолению скорби и стенаний, к уничтожению боли и страданий, к достижению правильного пути и ниббаны — это четыре основания осознанности.”

Четыре основания осознанности — это обучение ума прямому переживанию:

1. Кайя (тело): Bottom-up ощущение тела. Концепты “рука”, “нога” — распадаются на микроощущения

2. Ведана (приятно/неприятно/нейтрально): Bottom-up улавливает тончайшие оттенки. Видна базовая неудовлетворенность в самой реакции ума

3. Читта (состояния ума): Bottom-up переносится на ум. Видишь вспышку злости — не ярлык, а жар, напряжение

4. Дхамма (принципы):мBottom-up соединяется с прямым распознаванием. Видение аниччи, дуккхи, анатты — в реальном времени

Сатипаттхана = расширение bottom-up восприятия на всё поле опыта

-6

Нейронная модель перехода от фильтрации и концептуализации к чистому невербальному переживанию

A. Top-down доминирование (обычное состояние). Активна DMN (default mode network): медиальная префронтальная кора, задняя поясная кора (PCC). Активны языковые центры: зона Брока, зона Вернике. Работают автобиографические цепи оценки, планирования, память, самоидентификация

B. Начало практики — первые проблески bottom-up: Усиливается сенсомоторная кора. Активируются островковая доля (телесные ощущения), таламус (сенсорная маршрутизация), сенсорный поток усиливается

C. Углубление практики — подавление top-down: Снижается активность DMN. Ослабевает самореференциальность. Внутренняя речь стихает. Активность языковых зон снижается

D. Bottom-up баланс: Возникает стабильная координация между таламусом, островковой корой, сенсорными зонами, усиливается salience network, ACC (передняя поясная кора), AI (передняя островковая кора). Мозг удерживает чистую сенсорную карту реальности без наложений

E. Переход к безсубъектному восприятию (анатте). Почти полное отключение медиальной префронтальной коры. Иллюзия субъекта гасится. Остаётся только поток опыта без центра и чистое сознание без самоидентификации

Образная метафора: Обычный ум — это комментатор, болтающий во время фильма. Медитация — это процесс выключения комментатора. Итог — остаётся чистое кино, без рассказчика

-7

Как это связано с медитационной техникой випассаны

Переход к невербальному восприятию это ключ в практике випассаны. Сначала внимание направляется на на объект (дыхание, ощущения, звук, мысли) и стабилизируется на конкретном выбранном объекте. Потом в процессе практики внутренние комментарии ослабевают и восприятие всего происходящего становится намного чище. Возникает так называемое «чистое видение» и ты видишь импульс ощущения, вспышку звука, движение мысли в моменте возникновения

Зрелая практика випассаны характеризуется тем что практикующим распознаются три характеристики: непостоянство (аничча), базовая неудовлетворенность (дуккха), отсутствие единого всеконтролирующего Я (анатта). Они распознаются невербально, через прямое переживание

В идеале невербальное внимание становится платформой для глубокого видения природы явлений.

В традициях дзогчен, махамудры и тхеравады для обозначения этого используются такие термины как прямое узнавание ума (rigpa), голое осознавание (bare attention), пустое видение (shunyata seeing)

В момент чистого невербального восприятия, практикующий начинает видеть или воспринимать истинную природу своего ума. В буддийской и медитативной традиции “природа ума” (особенно в махамудре и дзогчене) — это то, как ум работает в своей чистой форме, без искажений концептуализацией. Буквально, это способность к осознаванию, отсутствие собственной субстанции, процессуальность (постоянное изменение), отсутствие фиксации на субъекте, а так же отсутствие разделения между субъектом и объектом восприятия

Природа ума — это не вещь, а взаимозависимое от множества факторов, ясное, способное к восприятию пространство, в котором феномены (ощущения, мысли, звуки) возникают и исчезают.

Как природа ума соотносится с тремя базовыми характеристиками характеристиками бытия в буддийской концепции

Непостоянство (аничча)

Природа ума это не фиксированная сущность, а поток осознавания, в котором всё возникает и исчезает. Сам ум — не объект, а функция осознавания, постоянно меняющаяся. Ты не можешь найти “ум” как вещь — только мгновенные проявления сознания. Мысли, эмоции, ощущения — все изменчивы. Даже внимание, память, чувство “я” все это временные паттерны активации. Ум не стабилен, это движущаяся прозрачность.

Неудовлетворённость (дуккха)

Когда мы цепляемся за ум, как будто он наш инструмент, средство контроля или источник счастья, мы страдаем. Мы пытаемся удерживать приятное состояние ума → оно уходит. Мы боремся с неприятными мыслями → они возвращаются. Мы ищем “правильное” состояние сознания → и никогда не удовлетворяемся. Пока мы отождествляемся с умом или пытаемся контролировать его, мы сталкиваемся с фрустрацией — потому что ум по природе неудержим.

Отсутствие “я” как автора всего происходящего

Когда ты наблюдаешь работу ума глубоко, особенно в медитации, ты видишь что мысли приходят сами по себе, эмоции возникают без решения, дыхание, восприятие, импульсы все это происходит, но нет автора. То, что мы называем “мой ум” — это процесс, а не “владелец”, “Я” — это концепция, порождённая умом, но не обнаружимая в самой природе ума.

Природа ума — это пустотная способность знать, в которой всё непостоянно (включая само осознавание как поток), всё стремится к фиксации и создаёт неудовлетворенность, если за это цепляться и при глубоком рассмотрении не находится никакого “я”, который бы этим управлял, есть только пустое, ясное, осознающее пространство.

Природа ума — это пустая, ясная способность к восприятию, в которой всё возникает и исчезает без центрального Я.

Когда ты пребываешь в невербальном внимании, уменьшается автоматическая фиксация на “я, наблюдающий это”. Исчезает центр тяжести восприятия. Объект, субъект и процесс осознавания сливаются в одно пространство ясности. Начинается распознавание природы ума и отсутствие собственной сущности явлений

Процесс випассаны в контексте вышеописанных понятий происходит следующим образом

I. Наблюдение:

• Стабилизация внимания на дыхании, ощущениях, мыслях

II. Осознавание изменений (Аничча):

• Видение дыхания, смены температур, движения мыслей как потока

III. Осознание дуккхи:

• Понимание, что удержание приятного или избегание неприятного создаёт страдание

IV. Интуитивное распознавание анатты:

• Мысли, эмоции, дыхание возникают сами по себе

• Нет контролирующего “я” — только поток

Важно:

• Это не прорыв, а постепенное углубление:

• Сначала грубая аничча → потом микросдвиги

• Сначала грубая дуккха → потом напряжение в самом цеплянии

• Потом — тонкое ощущение отсутствия деятеля

Ты смотришь не “на дыхание”, а на процесс возникновения — существования — исчезновения.

-8

Мини-практика: тренировка невербального внимания

Подготовка (2 минуты)

Сядь комфортно. Пусть дыхание течёт свободно. Нет задачи что-то “правильно” делать — просто настройка

Практика (10–15 минут)

Выбери один объект (например, ощущения дыхания под носом). Чувствуй дыхание без слов. Не называй: вдох, выдох, температура, глубина. Просто ощущай движение, давление, тепло, пульсацию. Если появляются слова — мягко и без самоккритики возвращайся к ощущению

Ключ: Пусть внимание растворяется в объекте. Это похоже на наблюдение воды или огня — ты просто смотришь, не думая словами

Когда ум отпускает слова, а восприятие становится чистым, мы вдруг обнаруживаем — ясность всегда была с нами. Просто раньше её перекрывали шум мыслей, ярлыки и внутренний комментатор. Медитация — не про уход, а про возвращение. К тому, что всегда есть. К опыту, который не нуждается в объяснениях. К живому и ясному моменту прямо сейчас.

Если ты дочитал(а) до этого момента — поздравляю, ты уже не просто скроллер, ты исследователь. А если у тебя сейчас в голове мысль: «Вау, как же это глубоко, надо бы сохранить» — не надо сохранять. Надо подписаться на телеграм-канал, где такие статьи появляются чаще, чем у тебя возникает мысль: «Надо бы помедитировать».

Там тебе и про мозг, и про дзогчен, и про то, почему твоя тревожность — это всего лишь ошибка предсказания. Всё по-научному. Всё по-настоящему. Всё в моменте. Жми сюда, пока не передумал https://t.me/proektosoznan

Автор — Владимир Курсов. Да, именно тот самый, который пишет о нейронауке, осознанности и других способах не сойти с ума в 2025 году.