Найти в Дзене
TVcenter ✨️ News

Жена Полунина: как "японка Фудзи" разбила первый брак клоуна Асисяя

Вячеслав Полунин, гений клоунады, черпал вдохновение прямо из жизни. Знаменитая сценка «Низзя», оказывается, родилась из наблюдений за его собственным сыном, увлеченно беседующим с игрушками. А дебютный спектакль «Лицедеев», под названием «Фантазеры» , был соткан из зарисовок детских игр на площадке. Но так ли безоблачна была дорога этого мечтателя, стирающего грани между реальностью и вымыслом? Вячеслав Полунин появился на свет в скромном городке Новосиле Орловской области. Его родители – обычные люди: мама трудилась в торговле, отец был госслужащим. С малых лет Слава отличался неугомонным характером и богатым воображением. Его пародии и гримасы вызывали смех у одноклассников, но не находили понимания у строгих учителей и родителей , которые видели его будущее в инженерном деле. Как банально, не правда ли? Судьбоносным стал просмотр фильма «Малыш» с Чарли Чаплиным. Десятилетний Слава был настолько заворожен гением комика, что лишь с третьего раза услышал призывы матери ко сну. Впослед
Оглавление

Вячеслав Полунин, гений клоунады, черпал вдохновение прямо из жизни. Знаменитая сценка «Низзя», оказывается, родилась из наблюдений за его собственным сыном, увлеченно беседующим с игрушками. А дебютный спектакль «Лицедеев», под названием «Фантазеры» , был соткан из зарисовок детских игр на площадке. Но так ли безоблачна была дорога этого мечтателя, стирающего грани между реальностью и вымыслом?

Детство и юность бунтаря

Вячеслав Полунин появился на свет в скромном городке Новосиле Орловской области. Его родители – обычные люди: мама трудилась в торговле, отец был госслужащим. С малых лет Слава отличался неугомонным характером и богатым воображением. Его пародии и гримасы вызывали смех у одноклассников, но не находили понимания у строгих учителей и родителей , которые видели его будущее в инженерном деле. Как банально, не правда ли?

Судьбоносным стал просмотр фильма «Малыш» с Чарли Чаплиным. Десятилетний Слава был настолько заворожен гением комика, что лишь с третьего раза услышал призывы матери ко сну. Впоследствии он пересмотрел все картины Чаплина и загорелся идеей создать что-то подобное – одновременно смешное, трогательное и глубокое. Этакая гремучая смесь эмоций , заставляющая задуматься о вечном.

Вячеслав Полунин
Вячеслав Полунин

Однако мечте пришлось подождать. Вячеслав, как послушный сын, поступил в инженерный институт. Но бунтарский дух не позволил ему долго заниматься нелюбимым делом. В итоге, он бросил учебу и стал студентом Ленинградского института культуры. А в 1968 году собрал первый состав своего знаменитого театра пантомимы «Лицедеи». Что же изменилось в его творчестве с тех пор? И как он встретил свою настоящую любовь? Давайте разбираться.

Рождение Асисяя и всемирная слава

Вячеславу Полунину было всего 18, когда он основал «Лицедеев». В эпоху тотальной цензуры он верил, что только искусство пантомимы способно говорить правду , пусть и без слов. Театр быстро завоевал популярность у ленинградской публики, но всесоюзная известность пришла к нему лишь в начале 80-х – с появлением знаменитого номера с Асисяем. И вот тут начинается самое интересное.

В те годы «Лицедеев» часто показывали по телевидению, и Полунин пообещал редакторам «Новогоднего огонька» настоящую сенсацию. Реклама сработала на ура, но сам номер долго не складывался. Спасла случайность. Однажды ночью, корча рожи перед зеркалом в поисках нового образа , Вячеслав увидел желтый комбинезон. Его принесла жена от юных дизайнеров из Мухинского училища. Вот она – магия момента!

Вячеслав Полунин
Вячеслав Полунин

Артист, как голодный зверь, набросился на вешалку, натянул комбинезон и понял – это именно то, что он искал. Желтый – цвет безумия, радости и солнца – стал его фирменным цветом. Одинокий, молчаливый персонаж в мешковатом наряде получил имя благодаря случайному выкрику ребенка из зала: «Асисяй!». Ну а старый телефон , по которому клоун разговаривал сам с собой, обнаружился в углу дома. Хранить всякий хлам – давняя привычка Полунина. Гениально, не правда ли?

«Вдруг подумал, что это средство связи на самом деле разъединяет людей. А потом в голову пришла идея о человеке, который звонит сам себе, делая вид, что оживленно разговаривает. Это могли быть и его воспоминания о прошлом, и несбывшиеся мечты…»

– рассказывал артист.

И ведь правда, в этом есть что-то щемящее и очень личное.

Миниатюра «Телефонный разговор» произвела фурор, и с тех пор Вячеслав Полунин прочно ассоциировался с милым и печальным Асисяем. Публика обожала его номера «Низзя» и «Блю канари». Последний, кстати, придумал Роберт Городецкий – артист коллектива, случайно наткнувшийся на старую пластинку, где болгарские вокалисты пели на ломаном итальянском. Так родилась зарисовка о двух клоунах , играющих на гармошках, и третьем, бегающем вокруг с сачком. Сюрреализм в чистом виде!

Но для Полунина это было только начало. Он мечтал перевернуть представление публики о клоунах. В 1982 году он организовал мим-парад в Ленинграде, затем пригласил в страну иностранных звезд – Джанго Эдвардса и Франца Йозефа Богнера. А в 1989-м устроил «Караван мира», с которым объездил всю Европу, напомнив о средневековой традиции ярмарочных народных театров. Масштабно, дерзко, гениально!

Клоун без границ

Казалось, для «Лицедеев» не существовало ни границ, ни страхов. В 1986 году, еще не зная о масштабах катастрофы на Чернобыльской АЭС, Полунин выступал с коллективом в Киеве. Артисты не только не отменили концерт, но и рассадили у сцены всех безбилетников. Бесстрашие или безрассудство?

«Проверяли одежду и обувь на радиацию – приборы пищали и трещали. Нам рекомендовали пить красное вино. Так и спасались. Вернувшись в Ленинград, пришли в больницу провериться. И нам сказали: всю одежду, в которой вы были там, надо немедленно сжечь»,

– вспоминал Леонид Лейкин, один из артистов коллектива. Жуть какая!

Вячеслав Полунин
Вячеслав Полунин

В 1988 году Полунин устроил настоящие похороны. По словам Станиславского, каждый театр умирает после 20 лет существования, и Асисяй решил отметить юбилей своего коллектива необычным образом. Во время представления артисты выходили из гробов и играли свои лучшие роли. А после гробы с афишами и газетными вырезками пронесли по улицам и сожгли , спустив на Неву. Эпатаж? Возможно. Но как эффектно!

Нестандартное видение Вячеслава Полунина покорило сначала СССР, а в 90-е – и весь мир. Он работал в канадском Cirque du Soleil, снимался в кино, создавал все новые и новые шоу. Настоящей легендой стали спектакли «Чурдаки» и «сНЕЖНОЕ шоу». А проект «Дьябло» он поставил вместе с любимым режиссером Терри Гиллиамом. Вот это союз!

«Только такой человек, как Терри, мог написать совершенно откровенную автобиографию „Гиллиамески. Предпосмертные мемуары“, в которой он предстает во всем многообразии своих достоинств и недостатков, и назвать ее „предпосмертные мемуары“»,

– восхищался Полунин.

Два сапога – пара, что тут скажешь.

Уровню мирового признания Полунина можно было только позавидовать. За шоу «Живая радуга» Елизавета II даже удостоила его звания «Почетный житель Лондона». При этом артист не забывал о России, хотя ограничиться одним домом так и не смог. И тут мы подходим к личной жизни маэстро.

Любовь, семья и сказочные дома

Впервые Полунин женился еще в юности. Его избранница, Галина, тоже работала в «Лицедеях». Но со временем отношения дали трещину, и Галя покинула труппу. Говорят , причиной стала другая женщина… Интриги, скандалы, расследования!

Елена Ушакова, которую за схожесть с японками прозвали Фудзи, появилась в театре в конце 70-х. Изящная девушка покорила сердце Вячеслава Полунина, став ему не только женой, но и соратницей , лучшим другом. Артист не хотел откладывать свадьбу, но из-за постоянных гастролей найти время на церемонию было непросто. В итоге пара упросила сотрудницу загса расписать их в получасовой перерыв. А громкую свадьбу на Гавайях супруги сыграли лишь спустя 20 лет, когда их сыновья Дмитрий, Павел и Иван уже повзрослели. Вот это поворот!

Вячеслав Полунин
Вячеслав Полунин

Семья остается дружной, несмотря ни на что.

«Мы с женой прошли нелегкий путь, были и без квартиры, вместе переживали годы неудач. Но ничем не омрачили нашу дружбу. Секрет в том, что мы с женой – настоящие и верные друзья. Еще моя жена – чемпионка по смеху. Ее смех я могу отличить среди тысячи других голосов. И когда она в зале и смеется, я уверен, что спектакль идет хорошо»,

– признавался Полунин. Идиллия, да и только!

Елену не смущала кочевая жизнь. До 50 лет Полунин не имел собственного дома, путешествуя по миру с чемоданами. Позже у клоуна появились квартиры в Санкт-Петербурге и Нью-Йорке, рабочие центры в Москве и Лондоне. Но настоящей легендой стал его сказочный дом в Париже – Желтая Мельница. Место, где оживают самые невероятные фантазии.

«Придумал три романтических образа для дома клоуна: шапито, корабль и мельница. В Париже я построил Мельницу. В ней всякие сумасшедшие создают миры, и каждая их комната – отдельный мир. Среди этих сумасшедших – Миша Шемякин, придумавший комнату Щелкунчика. В этой комнате все вещи в три, а то и в пять раз больше обычных, и человек, зашедший в нее, превращается в ребенка»,

– рассказывал Вячеслав Иванович.

Звучит как портал в другую реальность, не иначе.

Вячеслав Полунин
Вячеслав Полунин

В свои 75 лет артист остается неисправимым оптимистом, умеющим находить радость в каждом мгновении жизни.

«Каждое утро просыпаюсь с мыслью: „Слава, а что ты сделал для счастья и что еще хочешь сделать?“ Самое главное для счастья – иметь друзей, а если они еще и талантливые, счастье получается с гарантией»,

– заключил шоумен. И с этим трудно поспорить.

🎬 За каждой статьёй — часы поиска, анализа и любви к миру шоу-бизнеса. Если вам нравится наш канал, поддержите нас — и мы расскажем ещё больше интересного!"