Вячеслав Полунин, гений клоунады, черпал вдохновение прямо из жизни. Знаменитая сценка «Низзя», оказывается, родилась из наблюдений за его собственным сыном, увлеченно беседующим с игрушками. А дебютный спектакль «Лицедеев», под названием «Фантазеры» , был соткан из зарисовок детских игр на площадке. Но так ли безоблачна была дорога этого мечтателя, стирающего грани между реальностью и вымыслом?
Детство и юность бунтаря
Вячеслав Полунин появился на свет в скромном городке Новосиле Орловской области. Его родители – обычные люди: мама трудилась в торговле, отец был госслужащим. С малых лет Слава отличался неугомонным характером и богатым воображением. Его пародии и гримасы вызывали смех у одноклассников, но не находили понимания у строгих учителей и родителей , которые видели его будущее в инженерном деле. Как банально, не правда ли?
Судьбоносным стал просмотр фильма «Малыш» с Чарли Чаплиным. Десятилетний Слава был настолько заворожен гением комика, что лишь с третьего раза услышал призывы матери ко сну. Впоследствии он пересмотрел все картины Чаплина и загорелся идеей создать что-то подобное – одновременно смешное, трогательное и глубокое. Этакая гремучая смесь эмоций , заставляющая задуматься о вечном.
Однако мечте пришлось подождать. Вячеслав, как послушный сын, поступил в инженерный институт. Но бунтарский дух не позволил ему долго заниматься нелюбимым делом. В итоге, он бросил учебу и стал студентом Ленинградского института культуры. А в 1968 году собрал первый состав своего знаменитого театра пантомимы «Лицедеи». Что же изменилось в его творчестве с тех пор? И как он встретил свою настоящую любовь? Давайте разбираться.
Рождение Асисяя и всемирная слава
Вячеславу Полунину было всего 18, когда он основал «Лицедеев». В эпоху тотальной цензуры он верил, что только искусство пантомимы способно говорить правду , пусть и без слов. Театр быстро завоевал популярность у ленинградской публики, но всесоюзная известность пришла к нему лишь в начале 80-х – с появлением знаменитого номера с Асисяем. И вот тут начинается самое интересное.
В те годы «Лицедеев» часто показывали по телевидению, и Полунин пообещал редакторам «Новогоднего огонька» настоящую сенсацию. Реклама сработала на ура, но сам номер долго не складывался. Спасла случайность. Однажды ночью, корча рожи перед зеркалом в поисках нового образа , Вячеслав увидел желтый комбинезон. Его принесла жена от юных дизайнеров из Мухинского училища. Вот она – магия момента!
Артист, как голодный зверь, набросился на вешалку, натянул комбинезон и понял – это именно то, что он искал. Желтый – цвет безумия, радости и солнца – стал его фирменным цветом. Одинокий, молчаливый персонаж в мешковатом наряде получил имя благодаря случайному выкрику ребенка из зала: «Асисяй!». Ну а старый телефон , по которому клоун разговаривал сам с собой, обнаружился в углу дома. Хранить всякий хлам – давняя привычка Полунина. Гениально, не правда ли?
«Вдруг подумал, что это средство связи на самом деле разъединяет людей. А потом в голову пришла идея о человеке, который звонит сам себе, делая вид, что оживленно разговаривает. Это могли быть и его воспоминания о прошлом, и несбывшиеся мечты…»
– рассказывал артист.
И ведь правда, в этом есть что-то щемящее и очень личное.
Миниатюра «Телефонный разговор» произвела фурор, и с тех пор Вячеслав Полунин прочно ассоциировался с милым и печальным Асисяем. Публика обожала его номера «Низзя» и «Блю канари». Последний, кстати, придумал Роберт Городецкий – артист коллектива, случайно наткнувшийся на старую пластинку, где болгарские вокалисты пели на ломаном итальянском. Так родилась зарисовка о двух клоунах , играющих на гармошках, и третьем, бегающем вокруг с сачком. Сюрреализм в чистом виде!
Но для Полунина это было только начало. Он мечтал перевернуть представление публики о клоунах. В 1982 году он организовал мим-парад в Ленинграде, затем пригласил в страну иностранных звезд – Джанго Эдвардса и Франца Йозефа Богнера. А в 1989-м устроил «Караван мира», с которым объездил всю Европу, напомнив о средневековой традиции ярмарочных народных театров. Масштабно, дерзко, гениально!
Клоун без границ
Казалось, для «Лицедеев» не существовало ни границ, ни страхов. В 1986 году, еще не зная о масштабах катастрофы на Чернобыльской АЭС, Полунин выступал с коллективом в Киеве. Артисты не только не отменили концерт, но и рассадили у сцены всех безбилетников. Бесстрашие или безрассудство?
«Проверяли одежду и обувь на радиацию – приборы пищали и трещали. Нам рекомендовали пить красное вино. Так и спасались. Вернувшись в Ленинград, пришли в больницу провериться. И нам сказали: всю одежду, в которой вы были там, надо немедленно сжечь»,
– вспоминал Леонид Лейкин, один из артистов коллектива. Жуть какая!
В 1988 году Полунин устроил настоящие похороны. По словам Станиславского, каждый театр умирает после 20 лет существования, и Асисяй решил отметить юбилей своего коллектива необычным образом. Во время представления артисты выходили из гробов и играли свои лучшие роли. А после гробы с афишами и газетными вырезками пронесли по улицам и сожгли , спустив на Неву. Эпатаж? Возможно. Но как эффектно!
Нестандартное видение Вячеслава Полунина покорило сначала СССР, а в 90-е – и весь мир. Он работал в канадском Cirque du Soleil, снимался в кино, создавал все новые и новые шоу. Настоящей легендой стали спектакли «Чурдаки» и «сНЕЖНОЕ шоу». А проект «Дьябло» он поставил вместе с любимым режиссером Терри Гиллиамом. Вот это союз!
«Только такой человек, как Терри, мог написать совершенно откровенную автобиографию „Гиллиамески. Предпосмертные мемуары“, в которой он предстает во всем многообразии своих достоинств и недостатков, и назвать ее „предпосмертные мемуары“»,
– восхищался Полунин.
Два сапога – пара, что тут скажешь.
Уровню мирового признания Полунина можно было только позавидовать. За шоу «Живая радуга» Елизавета II даже удостоила его звания «Почетный житель Лондона». При этом артист не забывал о России, хотя ограничиться одним домом так и не смог. И тут мы подходим к личной жизни маэстро.
Любовь, семья и сказочные дома
Впервые Полунин женился еще в юности. Его избранница, Галина, тоже работала в «Лицедеях». Но со временем отношения дали трещину, и Галя покинула труппу. Говорят , причиной стала другая женщина… Интриги, скандалы, расследования!
Елена Ушакова, которую за схожесть с японками прозвали Фудзи, появилась в театре в конце 70-х. Изящная девушка покорила сердце Вячеслава Полунина, став ему не только женой, но и соратницей , лучшим другом. Артист не хотел откладывать свадьбу, но из-за постоянных гастролей найти время на церемонию было непросто. В итоге пара упросила сотрудницу загса расписать их в получасовой перерыв. А громкую свадьбу на Гавайях супруги сыграли лишь спустя 20 лет, когда их сыновья Дмитрий, Павел и Иван уже повзрослели. Вот это поворот!
Семья остается дружной, несмотря ни на что.
«Мы с женой прошли нелегкий путь, были и без квартиры, вместе переживали годы неудач. Но ничем не омрачили нашу дружбу. Секрет в том, что мы с женой – настоящие и верные друзья. Еще моя жена – чемпионка по смеху. Ее смех я могу отличить среди тысячи других голосов. И когда она в зале и смеется, я уверен, что спектакль идет хорошо»,
– признавался Полунин. Идиллия, да и только!
Елену не смущала кочевая жизнь. До 50 лет Полунин не имел собственного дома, путешествуя по миру с чемоданами. Позже у клоуна появились квартиры в Санкт-Петербурге и Нью-Йорке, рабочие центры в Москве и Лондоне. Но настоящей легендой стал его сказочный дом в Париже – Желтая Мельница. Место, где оживают самые невероятные фантазии.
«Придумал три романтических образа для дома клоуна: шапито, корабль и мельница. В Париже я построил Мельницу. В ней всякие сумасшедшие создают миры, и каждая их комната – отдельный мир. Среди этих сумасшедших – Миша Шемякин, придумавший комнату Щелкунчика. В этой комнате все вещи в три, а то и в пять раз больше обычных, и человек, зашедший в нее, превращается в ребенка»,
– рассказывал Вячеслав Иванович.
Звучит как портал в другую реальность, не иначе.
В свои 75 лет артист остается неисправимым оптимистом, умеющим находить радость в каждом мгновении жизни.
«Каждое утро просыпаюсь с мыслью: „Слава, а что ты сделал для счастья и что еще хочешь сделать?“ Самое главное для счастья – иметь друзей, а если они еще и талантливые, счастье получается с гарантией»,
– заключил шоумен. И с этим трудно поспорить.
🎬 За каждой статьёй — часы поиска, анализа и любви к миру шоу-бизнеса. Если вам нравится наш канал, поддержите нас — и мы расскажем ещё больше интересного!"