В 1943 году американцы начали относительно массовые поставки своих танков «Шерман» в Красную Армию. Но тогда как в СССР шли исключительно танки M4А2 с дизельными двигателями, сами американцы и англичане использовали танки «Шерман» с двигателями бензиновыми. Как результат – на Западном фронте эти танки получили обидное название «ронсон» («зажигалка»), а на фронте Восточном никаких проблем с огнеопасностью «Шерманов» не возникало.
Недавно мне довелось посмотреть английский научно-популярный фильм о действиях британской 59-й Стаффордширской дивизии, и в нем описываются многодневные бои за какую-то высоту в Нормандии в июле 1944-го. В результате англичанам взять высоту не удалось, несмотря на то, что по ней постоянно работала и артиллерия, и авиация, и немцы отошли только тогда, когда через неделю были прорваны фланги немецких войск, и удерживание высоты стало нецелесообразным.
И вот, в этом фильме было рассказано об эпизоде, когда в бой пошли английские танки «Шерман» американского производства, но они быстро были подожжены и из них почти никто не выбрался, то есть, танкисты в своих танках так и сгорели. «Шерманов» было штук 20, немцы их уничтожили буквально за полчаса, и в том фильме приводятся свидетельства одного офицера СС, который рассказывал, как легко было жечь эти «Шерманы». Высоту защищали немецкие танки T-IV, которым даже не потребовалось устраивать засады – они били «Шерманов» в лоб, снаряды прошивали танки насквозь и взрывались в двигательных отсеках.
Один английский офицер, участник того боя, говорил, что не зря англичане называли «Шерманы» «ронсонами» - любое попадание в танк вызывало возгорание горючего и детонацию боеприпаса. Так в первые дни боев британская дивизия потеряла все свои танки, и высоту пришлось штурмовать пехоте, и к концу сражения в составе этого полка, занимавшегося штурмовкой, осталось менее 10% личного состава. Потери были настолько ужасными, что всю дивизию пришлось расформировать уже в августе, потому что многим из оставшихся в живых ее солдатам потребовалось психологическое лечение в дурдомах.
Короче, это к тому, что якобы Сталин и Жуков гнали советских солдат на убой, а американцы свой личный состав берегли. Ничего они не берегли – тоже гнали на убой, причем очень часто без всякого результата.
Возвращаясь к танкам «Шерман». Рассказывают, что во время Курской битвы в 1943-м, в частности – в танковом сражении под Прохоровкой, наши танки были такими плохими и танковые части так плохо управлялись, что немцы их расстреливали на поле боя как воробьев. Но американцы, кстати, тоже не минули этой участи – их немцы во Франции тоже расстреливали как воробьев. Вот рассказ лейтенанта Белтона Купера из 3-й американской бронетанковой дивизии (из его книги «Death traps»):
«…Пройдя семь миль по полям и преодолевая живые изгороди между ними, мы потеряли восемьдесят семь своих «Шерманов»…
Представить только, как в течение одного дня американцы теряют свои танки десятками, причем половина из этих танков сгорают как спички, не давая никаких шансов экипажам.
А вот рассказ британского историка Роберта Кершоу, который сообщает, что к октябрю 1944 года (через четыре месяца после высадки союзников в Нормандии) немцы уничтожили 1400 танков армии США «Шерман», из которых 90% оказались полностью сгоревшими («Tank men», с. 385):
«Шерманы», - пишет Кершоу, - получили официальное название «смертельных ловушек».
Что такое «официальное название» подобного характера, я не знаю – наверняка в официальных документах той поры оно не упоминалось. Но вот то, что «Шерманы» и на самом деле горели как спички – это ни для кого не представляет никакого секрета.
Кстати, интересный факт по теме, озвученной несколько выше – в какой-то момент книга Бетона Купера «Death Traps» («Смертельные ловушки. Выживание американской бронетанковой дивизии во Второй мировой войне») была запрещена в США за нелицеприятные факты о генерале Дж. Патоне, в частности о том, как этот герой американский нации гнал свои танки и солдат на верную гибель через минные поля против хорошо укрепленных позиций немцев, не считаясь с отсутствием целесообразности таких действий.
А вот еще один факт:
«…Во Франции «пантеры» легко расстреливали танки М4 издалека, оставаясь при этом абсолютно безнаказанными. Роберт Кершоу, в частности, приводит следующий пример: всего одна «пантера» из 53-го танкового полка в течение дня подбила двадцать три «шермана» («Tank men», с. 323)».
Ну, можно этой информации верить, а можно не верить, но факт остается фактом – союзники использовали свои танковые силы так же бездарно, как и советские генералы. Причем определение «бездарно» - это не значит «плохо». Просто тактика использования танков тогда во всем мире была одинаковой, и на генералов Красной Армии крошить батон не следует, потому что тогда на американских и британских генералов пришлось бы крошить точно такой же батон.
То есть, американцы и англичане прекрасно знали, что их танки, в частности «Шерманы», очень плохо были приспособлены для ведения войны, и выигрывали только в численности и массированности применения. Ну, точно так же, как на Восточном фронте использовались и Т-34. Напомню, что Т-34 и «Шерман» - это самые массовые танки Второй мировой – их было построено более 60 тысяч и 49 тысяч соответственно. Немцы такими темпами выпуска никаких своих танков не оперировали, они всех своих средних и тяжелых танков, включая и самоходки, за всю войну построили чуть более 20 тысяч.
И представьте себе более сотни тысяч только «Шерманов» и Т-34, которые ломали немцев на всех фронтах исключительно своим количеством, и это не считая танки других типов, а также британских, которых англичане построили больше, чем немцы.
Однако все же потери «Шерманов» на разных фронтах были разные. У американцев не было выбора вообще, потому что в 1944 году это был единственный тип танка, а вот у Красной Армии выбор был, хотя небольшой. В СССР поступило почти 4 тысячи «Шерманов», но почему-то на Восточном фронте они не горели так ярко, как на фронте Западном.
Советские танкисты даже по-своему любили эти американские танки, но совсем не потому, что они были лучше оборудованы. «Шерманы» проигрывали Т-34 в бронировании и подвижности, также был очень небольшой запас хода (до 160 км), но на всех поступивших в СССР американских танках стояли не бензиновые двигатели, а дизельные.
И вот что интересно – американцы построили дизельных «Шерманов» M4A2 немногим более 10 тысяч машин, но все они попали в Великобританию и в СССР. В американских же танковых частях воевали только танки с бензиновыми двигателями, да и у англичан таких было две трети из поставленных «Шерманов».
А вот в СССР шли только машины с дизельными двигателями – от «ронсонов» Сталин благоразумно отказался.
Не значит ли это, что он больше заботился о жизнях и безопасности своих танкистов, чем о своих беспокоилось американское и английское командование?
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Сколько танков потеряла в Великую Отечественную Германия, а сколько – СССР?