Смысл – не готовая формула, а ваше осознанное творение
Представьте себе художника перед чистым холстом. У него нет готовой картины, которую нужно лишь скопировать. Он сам решает, какие краски выбрать, какие образы создать, какую историю рассказать. Точно так же и со смыслом жизни. Нет универсальной формулы, подходящей для всех. Каждый из нас – художник своей жизни, и мы сами конструируем и вкладываем смысл в то, что мы делаем, в каждое наше решение, в каждое мгновение.
Смысл рождается из нашего осознанного участия в формировании обстоятельств нашей жизни. Когда мы не просто плывем по течению, пассивно реагируя на происходящее, а стремимся присутствовать в настоящем моменте, творчески взаимодействовать с реальностью – своими мыслями, чувствами, волей, действиями – мы вносим свой уникальный вклад в создание своей жизни. И именно в этом активном, творческом процессе и рождается ощущение осмысленности.
Смысл в процессе, а не только в результате
Мы уже говорили о важности ценить процесс, а не только результат, когда речь шла об успехе. То же самое справедливо и для смысла. Смысл возникает не столько из достижения каких-то грандиозных целей или исполнения мимолетных желаний, сколько из того, как мы проживаем настоящий момент, как мы относимся к тому, что делаем, и какую ценность в это вкладываем.
Вспомните моменты, когда вы были полностью поглощены каким-то делом, когда время летело незаметно, когда вы чувствовали себя максимально вовлеченным и живым. Это могло быть что угодно: творчество, работа, общение с близкими, помощь другим, изучение чего-то нового. В эти моменты вы не думали о конечном результате, вы были полностью в процессе. И именно этот процесс, наполненный вашей энергией и вниманием, и был осмысленным.
Поэтому поиск смысла – это не ожидание какого-то озарения в будущем, а умение находить и создавать ценность в том, что вы делаете здесь и сейчас. Даже самая рутинная, на первый взгляд, работа может стать осмысленной, если вы найдете в ней свой личный вклад, свою маленькую миссию. Например, кладовщик, который раскладывает товары, может видеть смысл своей работы не просто в механическом перемещении вещей, а в том, что он вносит порядок, помогает клиентам быстрее находить нужное, способствует успеху компании и, в конечном счете, движению рынка.
Жизнь как река: Умение плыть по течению, направляя свою лодку
Представьте, что жизнь – это река, а вы – лодочник. Вы не можете остановить течение реки (обстоятельства, ход времени, неизбежные события). Но вы можете научиться управлять своей лодкой: выбирать направление, обходить препятствия, использовать силу течения в своих интересах.
Смысл – это и есть ваше умение плыть по течению жизни, не просто пассивно ожидая, куда вас вынесет, а активно направляя свою лодку, принимая решения и преобразуя действительность своими усилиями. Это о том, как человек, принимая происходящее ("да, это есть, я это вижу"), одновременно и преобразует его своими действиями.
Иногда река может быть бурной и опасной, иногда – спокойной и плавной. Но в любой ситуации у вас есть выбор: как грести, куда направить руль, как реагировать на изменения течения. Именно в этом активном взаимодействии с "рекой жизни" и кроется один из главных источников смысла.
Смысл не в исполнении мимолетных желаний, а в глубинном отношении к бытию
Наши желания часто бывают временными и поверхностными: новая вещь, мимолетное удовольствие, быстрое достижение. Исполнение таких желаний может принести кратковременную радость, но редко дает глубокое и устойчивое ощущение смысла.
Смысл связан с чем-то более фундаментальным – с нашим глубинным отношением к бытию, к жизни в целом, с нашими ценностями и убеждениями. Если человек живет только ожиданием исполнения желаний, он становится зависимым от внешних факторов: исполнится – хорошо, не исполнится – плохо. Его настроение и ощущение осмысленности полностью зависят от того, получает ли он то, что хочет.
Смысл же, напротив, зависит от внутренней позиции человека. Это не о том, что мы получаем от жизни, а о том, что мы ей даем, какой вклад вносим, как относимся к происходящему. Желания – это как сладости: они быстро заканчиваются. А смысл – это как "сложный углевод", который питает нас каждый день, дает энергию и силы для долгого пути.
Поэтому полезно смещать фокус внимания с того, "что я хочу получить от жизни", на то, "что я могу дать жизни", "какой смысл я могу привнести в нее". Например, вместо того чтобы постоянно стремиться "получить больше денег, внимания, принятия", можно спросить себя: "А как я могу дать другим людям возможность зарабатывать больше? Как я могу дать им внимание и принятие? Как я могу помочь им преуспевать?" Такой сдвиг перспективы часто открывает совершенно новые источники смысла и удовлетворения.
Вопрос не "В чем смысл моей жизни?", а "Какой смысл я придаю своей жизни?"
Мы часто задаемся вопросом: "В чем смысл моей жизни?", обращая его куда-то вовне, словно ожидая ответа от вселенной или от мудрецов. Но, возможно, этот вопрос стоит переформулировать. Возможно, сама Жизнь регулярно задает нам этот вопрос, и наш ответ на него – это то, как мы живем, что мы делаем, какой выбор совершаем в каждый конкретный момент.
Смысл моей жизни – это не то, что я должен найти где-то вовне, а то, какой смысл я сам придаю своей жизни, своим действиям, своим отношениям, своим переживаниям. Вот он, смысл – в записи этого урока, в этом конкретном моменте, это лучшее, что я могу делать, хочу делать и делаю. И даже если я просто лежу в кровати и отдыхаю, это тоже может быть наполнено смыслом, если это мой осознанный выбор, необходимый для восстановления сил.
Смысл – это не вещь, которую можно найти или потерять. Смысл – это метод, это способ взаимодействия с жизнью через принятие и преобразование обстоятельств. Это активный, творческий процесс, который доступен нам в каждое мгновение.
Вопросы для саморефлексии:
- Вспомните моменты, когда вы чувствовали, что ваша жизнь или деятельность особенно осмысленна. Что вы делали в это время? Какие ваши ценности реализовывались?
- Как вы обычно отвечаете себе на вопрос "Зачем я это делаю?" по отношению к вашей основной деятельности (работа, учеба, воспитание детей и т.д.)? Есть ли в этом ответе что-то большее, чем просто необходимость или привычка?
- Если бы ваша жизнь была рекой, как бы вы описали свое текущее "плавание"? Вы активно управляете лодкой, или вас больше несет течением? В каком направлении вы хотели бы двигаться?
Практические упражнения
Упражнение "Смысл в повседневности"
Цель: Научиться находить и создавать смысл в обыденных делах и рутинных задачах.
Шаги:
- Выберите одно повседневное дело, которое кажется вам рутинным или малоосмысленным (например, мытье посуды, поездка на работу, уборка).
- Перед тем как приступить к этому делу, или во время его выполнения, задайте себе вопросы:
• Какой более широкий вклад я вношу, выполняя это действие? (Например, моя посуду, я создаю чистоту и уют для своей семьи, забочусь о здоровье).
• Какую свою ценность я могу проявить через это действие? (Например, ценность порядка, заботы, ответственности).
• Как я могу сделать этот процесс более осознанным или даже приятным для себя? (Например, слушать музыку во время уборки, сосредоточиться на ощущениях, практиковать внимательность). - Постарайтесь выполнять это действие с новым, более осмысленным отношением.
- После завершения отметьте, изменилось ли ваше восприятие этого дела и ваше внутреннее состояние.
Ожидаемый результат: Постепенное превращение рутинных дел в более осмысленные, повышение удовлетворенности от повседневной жизни, развитие способности активно создавать смысл.
Упражнение "Мой вклад в мир" (малые шаги)
Цель: Определить небольшие, но конкретные способы, которыми вы можете вносить позитивный вклад и реализовывать свои ценности.
Шаги:
- Подумайте о своих основных ценностях (например, доброта, творчество, справедливость, развитие, помощь другим и т.д.). Выберите 1-2 наиболее актуальные для вас сейчас.
- Для каждой выбранной ценности придумайте 3-5 очень маленьких, конкретных действий, которые вы могли бы совершать ежедневно или несколько раз в неделю, чтобы реализовывать эту ценность. Эти действия не должны требовать много времени или ресурсов.
• Пример для ценности "Доброта": Улыбнуться незнакомцу, сказать комплимент коллеге, придержать дверь, поблагодарить водителя автобуса, отправить короткое поддерживающее сообщение другу.
• Пример для ценности "Развитие": Прочитать 10 страниц книги по интересующей теме, посмотреть короткое образовательное видео, выучить 3 новых иностранных слова, записать одну новую идею. - В течение следующей недели постарайтесь выполнять эти маленькие действия. Отмечайте в дневнике, как они влияют на ваше настроение и ощущение осмысленности.
Ожидаемый результат: Повышение чувства собственной значимости и осмысленности жизни через небольшие, но регулярные действия, соответствующие личным ценностям; укрепление связи между ценностями и повседневным поведением.
Автор статьи
Альберт Сафин - психолог (ВЕИП), коуч (ICF, IAGC), писатель («Игры с разумом», «Воспитание разума», «Ныть или жить», «Код жизни»), автор канала с уроками по практической психологии (более 515.000 подписчиков: http://youtube.com/user/seodrum), бизнес-тренер, автор и ведущий курса развития стратегического мышления QCIC - живое обучение с практикой в Санкт-Петербурге и Москве (qcic.ru), создатель тренажера переговорных навыков «Защитись! Договорись! Насладись! PRO».
Telegram: https://t.me/safin4 (Общение, новости, анонсы событий)
Сайт с уроками: https://qcic.ru/katalog (Все уроки в открытом доступе)
Очный курс (Москва, СПб): https://qcic.ru (Живое обучение с практикой)
Уроки в текстовом формате: https://www.litres.ru/author/albert-rauisovich-safin/