Найти в Дзене
Фантастоведение

Лучшая фантастика #15: «Контакт», или Руководство по общению с инопланетянами

Рубрика «Фантастическая литература»: научно-фантастический роман «Контакт», Карл Саган, 1985 год Здравствуйте, уважаемые почитатели научной фантастики! Первое упоминание о романе «Контакт» в Советском Союзе – которое мне посчастливилось обнаружить – состоялось на страницах февральского выпуска научно-популярного журнала «Наука и жизнь» в 1990 году. Статья специального корреспондента издания Рудольфа Анатольевича Свореня под названием «Проектируется машина времени», посвящённая теории возможного существования «червоточин» / «кротовых нор», в числе прочего рассказывает историю о том, что Карл Саган [1] обратился к своему другу физику-теоретику Кипу Торну [2] с просьбой подсказать правдоподобный (то есть непротиворечащий современным научным знаниям) способ для быстрого путешествия по Галактике, чтобы использовать его в качестве важнейшего элемента сюжета. В своей научно-популярной монографии «Черные дыры и складки времени: Дерзкое наследие Эйнштейна» Кип Торн довольно красочно со многими

Рубрика «Фантастическая литература»: научно-фантастический роман «Контакт», Карл Саган, 1985 год

Здравствуйте, уважаемые почитатели научной фантастики!

Первое упоминание о романе «Контакт» в Советском Союзе – которое мне посчастливилось обнаружить – состоялось на страницах февральского выпуска научно-популярного журнала «Наука и жизнь» в 1990 году.

Статья специального корреспондента издания Рудольфа Анатольевича Свореня под названием «Проектируется машина времени», посвящённая теории возможного существования «червоточин» / «кротовых нор», в числе прочего рассказывает историю о том, что Карл Саган [1] обратился к своему другу физику-теоретику Кипу Торну [2] с просьбой подсказать правдоподобный (то есть непротиворечащий современным научным знаниям) способ для быстрого путешествия по Галактике, чтобы использовать его в качестве важнейшего элемента сюжета.

Иллюстрация к статье «Проектируется машина времени». «Наука и жизнь», выпуск №2 (февраль) 1990 г.
Иллюстрация к статье «Проектируется машина времени». «Наука и жизнь», выпуск №2 (февраль) 1990 г.

В своей научно-популярной монографии «Черные дыры и складки времени: Дерзкое наследие Эйнштейна» Кип Торн довольно красочно со многими подробностями изложил события того периода. Нобелевский лауреат вспомнил, как Саган в телефонном разговоре ошарашил его известием о том, что заканчивает работу над художественной книгой «о первом контакте человеческой расы с внеземной цивилизацией» [3], и попросил его взглянуть на черновик произведения, так как боялся, что мог «кое-что напутать в физике по поводу гравитации».

Увесистый том Кип Торн читал на заднем сидении автомобиля во время многодневной поездки со своей семьёй из калифорнийской Пасадены в мэрилендовский Санта-Круз – путешествие практически через всё страну длиной почти пять тысяч километров. Сюжет крепко захватил, но Торн понимал, что Саган допустил серьёзную ошибку: его герои перемещаются по галактике, ныряя в чёрные дыры (в романе это называется «использованием чёрных дыр для гиперрелятивистских межзвездных перелетов»). Расчеты, с которыми Саган не был знаком, показывали: «путешествие через гиперпространство из ядра черной дыры в другую часть нашей Вселенной невозможно».

На обратном пути домой, на 5-й автостраде вблизи города Фресно, Торна осенило: что если чёрные дыры заменить на червоточины? Далее на нескольких страницах своей монографии ученый описывает основные исторические вехи: от математического открытия червоточин Людвигом Фламмом в 1916 году до их полного «закрытия» в качестве «средства передвижения» в 50-х годах.

Из решения уравнения поля Эйнштейна следует, что червоточина может возникнуть на невообразимо короткий момент времени, за который ни один физический объект не успеет пролететь через неё даже на релятивистской скорости. Более того, любое воздействие на червоточину инициирует её немедленное схлопывание, поэтому вероятность её появления в реальности ничтожно мала.

Из расчета на основании уравнения поля Эйнштейна, занявшего два листа, Кип Торн пришел к выводу о том, что червоточину можно держать открытой и проницаемой для физических объектов, если пропускать через неё вещество, названное им «экзотическим» из-за особенных свойств, которые не встречаются в природе.

Вернувшись домой из поездки, Кип Торн написал своему другу длинное письмо, в котором доходчиво объяснил, почему нельзя через черную дыру совершить межзвездное путешествие, и предложил заменить её на червоточину, открытую для прохождения с помощью «экзотического» вещества. Карл Саган принял предложение именитого физика и включил его идею в окончательную версию своего романа.

Книга «Контакт». Издательство «Альпина нон-фикшн», 2021 г.
Книга «Контакт». Издательство «Альпина нон-фикшн», 2021 г.

Уважаемые читатели, хочу обратить ваше внимание на то, что концепция использования черных дыр для путешествия по Вселенной не нова. К примеру, в фантастическом романе «Бесконечная война» (англ. «The Forever War»), сочиненном американским писателем Джо Холдеманом более чем за десятилетие до «Контакта», описывается технология «коллапсарного [4] прыжка», когда звездолет, направленный с определенной скоростью в черную дыру, «выныривает» в другой части Галактики. Джо Холдеманом, к слову, писатель-фантаст со степенью по физике и астрономии, полученной в Мэрилендском университете, знаком с гипотезами о вращающихся кольцевых сингулярностях внутри черных дыр, через которые, предположительно, можно перемещаться в пространстве.

Книга, поступившая в продажу осенью 1985 года, немедленно стала бестселлером. Стартовый тираж в двести тысяч экземпляров довольно быстро распродали, а в следующие два года через книжные магазины реализовали ещё полтора миллиона. В июне 1986 года «Контакт» удостоился престижной премии «Локус» в номинации «Лучший дебютный роман». Примечателен факт, что в тот год лучшим фантастическим романом был признан «Почтальон» Дэвида Брина, а спустя одиннадцать лет, в 1997 году, состоялась премьера экранизаций этих произведений. Успешней уже был «Контакт» режиссера Роберта Земекиса, номинированный на «Оскар» и получивший «Хьюго», а «Почтальона» засыпали «Золотыми малинами».

Обложка журнала «Time». Октябрьский выпуск 1980 года
Обложка журнала «Time». Октябрьский выпуск 1980 года

Теперь немного об авторе сего произведения. Если бы вы находились в англоязычной культурной среде 80-х годов, личность Карла Сагана была бы вам хорошо известна. Вы бы видели его имя на корешках научно-популярных книг, месяцами возглавляющих списки бестселлеров, видели бы его лицо на обложках журналов, смеялись бы над его остроумными шутками в интервью ведущим вечерних ток-шоу, завороженно внимали бы каждому его слову в очередном выпуске научно-просветительского документального телесериала «Космос: Персональное путешествие».

В Советском Союзе Саган тоже был широко известен, как говорится, в узких кругах. Советские учёные признавали его авторитет в научном сообществе. Например, трамплином для стремительной «науч-поп» карьеры Сагана послужила книга «Intelligent Life in the Universe» (1966 г.), написанная в соавторстве со всемирно известным советским астрономом Иосифом Шкловским. В действительности же, Саган организовал перевод на английский книги Шкловского «Вселенная, жизнь, разум», добавил свои комментарии, и выпустил её в США с указанием двух авторов. Бестселлер сделал американца очень состоятельным человеком, наш же соотечественник не получил ни цента.

Карл Саган неоднократно бывал в СССР, например, благодаря, в том числе его усилиям, в Бюраканской обсерватории (Армянская ССР) ранней осенью 1971 года состоялась знаменитая советско-американская конференция, посвященная связи с внеземными цивилизациями (часть идей для своей книги Саган почерпнул из докладов участников).

Теплые доверительные отношения с советскими коллегами нашли отражение в «Контакте». Часть действующих лиц являются гражданами СССР. И это не стереотипные «клюквенные» болванки, а грамотные, интеллигентные персонажи с правдоподобными биографиями.

«Контакт» – первое и единственное художественное произведение Карла Сагана. Автор множества научно-популярных книг и статей, великолепно проявил себя и в качестве писателя-фантаста. Безусловно, роман сочинен талантливым человеком, не зря мэтр фантастики Айзек Азимов в письме ученому признавал его умнее себя.

Структура романа создана Саганом по «классической» схеме. Первые главы – экспозиция, в которой писатель демонстрирует нам фрагменты из жизни главной героини, определившие её судьбу. Поэтому перед завязкой читателю явлен целостный образ директора астрофизической обсерватории Элли Эрроуэй, незамужней дамы сорока лет, без остатка отдавшей себя научной деятельности. Завязка, начинающаяся с получения Послания (именно с большой буквы) и дальнейшее развитие сюжета до кульминации занимают непропорционально большую часть романа, но, следует отдать должное автору, ощущения затянутости не возникает, в первую очередь благодаря структуризации текста на компактные главы, в каждой из которых раскрывается важный (или не очень!) элемент сюжета.

События в романе происходят на рубеже тысячелетий (для нас уже в довольно далеком прошлом), поэтому книга воспринимается, как размышление на тему контакта человечества с внеземной цивилизацией в конкретную историческую эпоху. В эпоху, когда ещё существовал Советский Союз, как противоборствующая сторона с высоким уровнем развития фундаментальной науки.

Субъективная оценка научно-фантастического романа «Контакт»
Субъективная оценка научно-фантастического романа «Контакт»

Дзен-канал «Фантастоведение» присваивает роману «Контакт» СЕМЬ децикларков по десятибалльной шкале восторга от фантастического произведения и рекомендует его к прочтению всем ценителям серьёзной академической [5] научной фантастики.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Карл Саган (09.11.1934 – 20.12.1996) – американский учёный, один из величайших просветителей второй половины XX века;

2. Кип Торн – американский учёный, лауреат Нобелевской премии по физике (2017 год);

3. Здесь и далее по тексту в кавычки заключены цитаты из книги Кипа Торна «Черные дыры и складки времени: Дерзкое наследие Эйнштейна»;

4. Коллапсар – устаревший термин, используемый в астрофизике для обозначения космического объекта, претерпевшего сжатие под воздействием гравитационных сил;

5. Под академической научной фантастикой понимаю литературные произведения, базирующиеся на достоверных научных знаниях (естественно, с некоторыми допущениями) и сочинённые преимущественно авторами, имеющими учёную степень.

-5

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!