Найти в Дзене

Михаил Нестеров - художник, который писал тишину

Нестеров вынул из сердца русского человека молитву в особых обстоятельствах и свою личную и облёк её в краски. В. В. Розанов Михаил Васильевич Нестеров - совершенно невероятный и удивительный художник, который играет в истории отечественного искусства особую роль. Его биография известна достаточно подробно, но возможно ли передать словами настроение палитры мастера, тонко выраженный оттенок, робкий взмах кисти...его картины - исповедь души, тихая молитва, идущая от самого сердца... Как рассказать о том, что легче и воздушней слов, скрыто в чувствах, видениях, мыслях? Лишь можно неспеша побродить по картинным галереям, замереть под сводами соборов и обителей, расписанных художником...Прочувствовать, впитать наполненность тишины, услышать шёпот невидимых звезд и раствориться в полном принятии этого мира... Родился будущий художник 31 мая 1862 года в Уфе, в купеческой семье. Его отец, Василий Иванович, торговал мануфактурными и галантерейными товарами, интересовался историей, литературой,

Нестеров вынул из сердца русского человека молитву в особых обстоятельствах и свою личную и облёк её в краски. В. В. Розанов

Михаил Васильевич Нестеров - совершенно невероятный и удивительный художник, который играет в истории отечественного искусства особую роль. Его биография известна достаточно подробно, но возможно ли передать словами настроение палитры мастера, тонко выраженный оттенок, робкий взмах кисти...его картины - исповедь души, тихая молитва, идущая от самого сердца...

Михаил Васильевич Нестеров. Автопортрет, 1906
Михаил Васильевич Нестеров. Автопортрет, 1906

Как рассказать о том, что легче и воздушней слов, скрыто в чувствах, видениях, мыслях? Лишь можно неспеша побродить по картинным галереям, замереть под сводами соборов и обителей, расписанных художником...Прочувствовать, впитать наполненность тишины, услышать шёпот невидимых звезд и раствориться в полном принятии этого мира...

Родился будущий художник 31 мая 1862 года в Уфе, в купеческой семье. Его отец, Василий Иванович, торговал мануфактурными и галантерейными товарами, интересовался историей, литературой, много читал. Горожане его уважали.

Михаил Нестеров. Портрет В. И. Нестерова, отца художника
Михаил Нестеров. Портрет В. И. Нестерова, отца художника

...жизнь моя прошла так полно, без насилия над собой, своим призванием, и отец мой смог убедиться, что я не обманул его доверия... из мемуаров М. Нестерова

Мать, Мария Михайловна, уверенно вела домашнее хозяйство. Именно с ней и проводил маленький Мишенька больше всего времени, отец часто пропадал в разъездах. Воспоминания детства были наполнены радостью и детским счастьем...возвращение отца с ярмарки, подаренные игрушки, церковные праздники, трапезы, благочестивые беседы, вечерние семейные спектакли и чтение книг...

Михаил Нестеров. Портрет М. М. Нестеровой, матери художника
Михаил Нестеров. Портрет М. М. Нестеровой, матери художника

Любовью и нежностью были наполнены воспоминания живописца о своей матери. О ней он часто говорил: "Никто и никогда так не слушал меня и не понимал, как она, такая чуткая, жившая всецело мной и во мне — моя матушка. Сколько было у нее веры в меня, в моё хорошее будущее". Они часто совершали вместе прогулки к пойменным лугам Белой, на Чертово городище, к предгорьям Урала. Все впечатления откладывались, копились в чистой детской душе, формируя удивительный и прекрасный мир будущего художника.

Из двенадцати детей Нестеровых выжили только Михаил, да его старшая сестра Александра. До двенадцати лет Михаил учился в местной гимназии Уфы, а уже осенью 1874 года отец отвез сына в техническое училище Москвы. Только по стечению обстоятельств мальчик попал в реальное училище К. П. Воскресенского.

В 1877 году Михаил целенаправленно поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества под руководство П. С. Сорокина, И. М. Прянишникова и В. Г. Перова. Именно эти художники оказали большое влияние на раннее творчество Михаила Нестерова, которое продлилось до 1884 года. Основной темой молодого художника был быт.

Михаил начинает принимать участие в ученических выставках. Работы художника явно отражают традиции русского передвижничества.

Перов остановился против картины, все сгрудились вокруг него, я спрятался за товарищей. Внимательно осмотрев картину своим «ястребиным» взглядом, он спросил: «Чья?» Ему ответили: «Нестерова». Я замер. Перов быстро обернулся назад, найдя меня взором, громко и неожиданно бросил: «Каков-с!» — пошел дальше. Что я перечувствовал, пережил в эту минуту... я почувствовал себя счастливейшим из людей...

В 1881 году Михаил поступает в Академию художеств Санкт-Петербурга на курс П. Чистякова, но учебные годы принесли только разочарование и несметную скуку. Нестеров возвращается обратно в Москву к смертельно больному Перову и пишет портрет своего наставника.

Горе мое было великое. Я любил Перова какой-то особенной юношеской любовью... М. Нестеров

В 1882 году молодой художник Михаил Нестеров поступает в Московское училище на курс А. Саврасова. А уже в следующем году на летних каникулах в Уфе он познакомится со своей будущей женой - прекрасной и очаровательной Марией Мартыновской. До этой встречи женский образ никогда не появлялся ни в картинах, ни в этюдах Нестерова, теперь он будет возникать постоянно...

Смотря на нее, мне казалось, что я давно-давно, еще, быть может, до рождения, ее знал, видел. Такое близкое, милое что-то было в ней. Лицо цветущее, румяное, загорелое, глаза небольшие, карие, не то насмешливые, не то шаловливые, нос небольшой, губы полные, но около них складка какая-то скорбная даже тогда, когда лицо очень оживлено улыбкой особенно наивной, доверчиво-простодушной. Голос приятный, очень женственный, особого какого-то тембра, колорита… Михаил Нестеров о Марии Мартыновской

Михаил Нестеров "Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой", 1885
Михаил Нестеров "Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой", 1885

Несмотря на недовольства и запрет родителей, он женился... От помощи и поддержки родителей Михаил отказывается и начинает писать картины на исторические темы: "Смерть Лжедмитрия", "Прием послов", "Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным", не отказывался от иллюстраций для книг и журналов. Наступает совсем новая, удивительная жизнь, наполненная простыми бытовыми заботами, но и чувством любви, безграничного счастья.

В 1885 году Михаил Нестеров за картину "Призвание М. Ф. Романова" получил звание свободного художника, а ровно через год полотно "До государя челобитчики" был удостоен звания классного художника и Большой серебряной медали.

27 мая 1886 года настал самый счастливый и радостный день в жизни молодого художника - супруга родила дочку Оленьку. Но через двое суток, в летний солнечный день Святой Троицы попрощалась с жизнью сама...горе было безутешным...

...Я остался с моей Олечкой, а Маши уже не было, не было и недавнего счастья, такого огромного, невероятного счастья. Красавица Маша осталась красавицей, но жизнь ушла. Наступило другое – страшное, непонятное. Как пережил я те дни, недели, месяцы?... из воспоминаний Михаила Нестерова

Михаил похоронил супругу в Даниловом монастыре. Казалось что даже смерть не могла разлучить любящие сердца. Художник ощущал ее постоянное присутствие, души были неразлучны. Он полностью ушел в работу, но образ покойной жены не оставлял Михаила...везде ее черты, те особенности ее лица, выражения просились на память, выходили в рисунках и набросках... Чертами Марии Ивановны наделяет безутешный художник героиню своей картины "Христова невеста".

Михаил Нестеров "Христова невеста"
Михаил Нестеров "Христова невеста"

Эта работа художника открыла целую серию изображения женщин с невероятно глубоким внутренним миром, поэтический образ которых стал национальным и народным. Холодные и тёплые тона без напряженных цветовых контрастов...главная героиня наделена художником невероятной женственностью, благородной сдержанностью и полным отрешением от всего земного мира...лицо строгое с тонкими чертами...она будто нашла голос Бога в самой себе. Суета земная стала ей совсем не интересна и не нужна. В гармонии с собой, за простой работой и помощи людям проходят ее дни...а страсти и сомнения - мимо, оставляя спокойной и равнодушной...

Характерная среднерусская природа заключает в себе лиричность, простоту и любовь к России. Художник Несторов смог выплеснуть на холст свою боль, утрату, невероятное горе, поэтому и картина вышла живой, трогающей душу. Многие женщины с полотен Михаила Васильевича похожи на его первую жену, это и стало причиной появления особого женского образа, который назовут "нестеровской девушкой".

Очень интересна работа художника "За приворотным зельем", которая раскрывает трагизм и метания русской женщины.

Михаил Нестеров "За приворотным зельем", 1888
Михаил Нестеров "За приворотным зельем", 1888

Влюбилась, только вот милый сердцу человек не отвечает взаимностью...и пришла молодая девушка за помощью к местному знахарю...смущена, печаль и тоска в глазах, поникшие плечи и неуверенность...только вот нужно ли идти на эту хитрость и обман, помогут ли здесь - этого мы уже не узнаем... Очень выразительно звучит образ самого старца - густая седая борода, шапка-ермолка, поясной оберег...взгляд сочувственный, без укора...

В 1888-1889 годах Михаил Васильевич пишет картину "Пустынник", которая будет выкуплена Павлом Третьяковым еще до показа на Передвижной выставке.

Михаил Нестеров "Пустынник", 1889
Михаил Нестеров "Пустынник", 1889

В этот период в России происходили разные социальные и культурные изменения. Художники были заняты поиском нового самовыражения в искусстве, стараясь выразить духовные поиски, переживания, стремления. Новые веяния не обошли и художника Нестерова. Лето 1888 он провел в Троице-Сергиевом Посаде подальше от мирской суеты и волнений. Монастырская жизнь, наполненная особенным духовным смыслом, оказала на художника сильное воздействие.

Хочу поговорить с вами о Нестерове – прежде всего о его картине «Пустынник». Такой серьезной и крупной картины я по правде и не ждал… Вся картина взята удивительно симпатично и в то же время вполне характерно. В самом пустыннике найдена такая теплая и глубокая черточка умиротворенного человека. Порадовался-порадовался искренне за Нестерова. Написана и нарисована фигура прекрасно, и пейзаж тоже прекрасный – вполне тихий и пустынный…Из письма В. М. Васнецова Е. Г. Мамонтовой

Среди осеннего леса и холодной воды Михаил Васильевич напишет старого пустынника, весь образ которого передает мотив странничества и поиска внутренней истины. Возможно он вышел на прогулку, любуясь осенним деньком. Мирские заботы его больше не тревожат, душа наполнена миром и покоем. Долгую жизнь прожил этот человек, но телесное состояние его совсем не тревожит. Старец улыбается, смотря мудрыми глазами внутрь себя. Он един с этим пустынным местом и с тем, к кому он стремится. Приглушенные ровные тона картины создают атмосферу полного умиротворения и одухотворенности.

В 1889 году Михаил Нестеров отправляется в свое первое заграничное путешествие на средства, полученные от продажи картины. Он посещает Италию, Германию, Францию и Австрию, изучает работы старых мастеров, делает множество набросков и эскизов. Европейское искусство произведет на художника невероятно большое впечатление.

Именно в эту поездку художнику приходит идея написать картину, посвященную Сергию Радонежскому. Святой пользовался в семье Нестеровых особым почитанием. С возвращение на Родину Нестеров начинает работу над картиной "Видение отроку Варфоломею", которая в дальнейшем станет настоящей сенсацией и открытием на Передвижной выставке.

Михаил Нестеров "Видение отроку Варфоломею", 1889–1890
Михаил Нестеров "Видение отроку Варфоломею", 1889–1890

Процесс создания картины был крайне сложным и глубоким. Художник тщательно создавал многочисленные наброски, эскизы, продумывал цветовую палитру, разрабатывал композицию. Нестеров погрузился в изучение образцов древнерусского искусства, рукописи, иконы, все то, что могло передать дух времени. Он стал много путешествовать по стране, целенаправленно посещая монастыри, отдаленные храмы в поисках вдохновения, делая зарисовки и наброски.

В основе сюжета - религиозное предание о том, что отрок Варфоломей не мог постичь книжную грамоту. Лишь встреча с таинственным старцем открывает ему этот дар. В этой работе невероятным образом художником объединяются реальность происходящего и чудесное видение. Здесь нет времени, сложно определить утро это или день. Высокая линия горизонта плавно соединяет земное и небесное. Хрупкая фигурка отрока в домотканой рубашке представляет собой главный акцент композиции. Таинственный силуэт монаха с нимбом над головой лишь подчеркивают ощущение чуда от происходящего. Позы и выражение лиц озвучивают внутренние переживания: спокойствие и мудрость старца, благоговение и внутреннюю радость отрока.

Художник Нестеров показывает начало духовного пути, который приведет мальчика к монашеству, передавая своей работой мысль о том, что каждый человек может найти свой путь к Богу.

Картину Михаил Васильевич пишет тонкими слоями краски, тем самым добиваясь мягких и плавных переходов. Он старается показать не только лиричность, но и духовную реальность работы. Позднее живописец напишет целый цикл картин, которые посвятит жизни Сергия Радонежского, но именно эту работу он станет считать лучшей.

В 1890 году картину "Видение отроку Варфоломею" заметил профессор Адриан Прахов и пригласил художника на роспись Владимирского собора в Киеве. Нестеров посомневался, но вскоре согласился. Более двух десятилетий своей жизни посвятит художник церковным росписям. Он распишет храм Александра Невского в Абастумани (1899-1904), Марфо-Мариинскую церковь в Москве (1908-1911), собор в Сумах (1913-1914).

Михаил Нестеров, роспись трапезной  Марфо-Мариинской обители, 1908-1911
Михаил Нестеров, роспись трапезной  Марфо-Мариинской обители, 1908-1911
-12

Мастер всегда критически оценивал свои храмовые работы и в дневнике писал: "Может, мои образа и впрямь меня съели, ну быть может, мое призвание не образа, а картины – живые люди, живая природа, пропущенная через мое чувство, словом – «опоэтизированный реализм»"...

Художник постоянно расширяет церковную тематику в своем творчестве. Он создает три из задуманных пяти "глав" романа Мельникова-Печерского, посвящённого заволжским старообрядцам: картины "На горах", "Великий подстриг", "На Волге".

А в 1901 году живописец отправляется в Соловецкий монастырь на Белом море, где, вдохновленный суровой северной природой, напишет удивительные работы: "Молчание", "Тихая жизнь", "Лисичка", "Мечтатели", "Соловки".

Одно несомненно хорошо – это природа. Господи! Сколько она содержит в себе звуков, мыслей, отрывков чувств, сколько в ней мечтаний… Михаил Нестеров

Серебристо-розовая гладь залива, холодное северное небо, высокий холм с виднеющейся на вершине одинокой церковью - все это несет в себе атмосферу тишины и величие природы. Здесь нет житейской суеты и праздности, лишь молчаливые монахи и полное единение с природой. Лирическое настроение, мягкие контрасты, тихое звучание мира. И хочется просто помолчать, почувствовать живую душу природы, созвучную с состоянием человека.

Весной 1902 года Михаил Васильевич покажет на выставке в Киеве свою картину "Святая Русь", которая станет воплощением духовного поиска художника. Живописец с потрясающей легкостью сможет передать атмосферу святости и величия. К Христу, которого окружают святые, особо почитаемые на Руси - Николай, Сергий, Георгий, сходятся паломники. Опираясь на этюды, которые создавались на Соловках и в Хотькове, художник пропишет совершенно правдоподобные образы, обремененные жизненными тягостями, бедами. Первозданная православная вера, светлые образы, наполненные душевной чистотой.

Михаил Нестеров "Святая Русь" 1902
Михаил Нестеров "Святая Русь" 1902

В том же 1902 году художник Нестеров повстречается с двадцатидвухлетней Екатериной Васильевой, а уже в июле они обвенчаются.

Михаил Нестеров "Портрет жены, Е.П. Нестеровой", 1905
Михаил Нестеров "Портрет жены, Е.П. Нестеровой", 1905

Ради молоденькой Катеньки, а Нестерову тогда было сорок лет, он оставляет свою гражданскую жену Юлию Урусман. Об этой женщине известно не много. У пары было трое детей, самый младший из которых - Федор - прожил всего несколько месяцев. Этот разрыв Нестеров переживал очень тяжело...

И такой мой поступок, что я, оставив одну семью, решил обзавестись другой, был самым тяжким грехом в моей жизни… я чувствую и по сей день, что безнаказанно для меня этот поступок не прошел... Михаил Нестеров

Образ Юлии Урусман запечатлен на картинах "За Волгой" и "Думы"...кроткая и всепрощающая Юлия, живя с которой художник дважды пытался перестроить свою жизнь с другими женщинами. И вторая попытка у него удалась. Юлия пережила Нестерова на двадцать лет, не оставив о нем ни одного скандального воспоминания...любила...

Михаил Нестеров "Думы", 1900
Михаил Нестеров "Думы", 1900

В счастливом браке с Екатериной Васильевой художник прожил сорок лет, вырастив двоих детей.

Революцию художник встретил без радости и оптимизма, такие перемены были совершенно чужды его мировоззрению. Он не покинул Россию, но можно сказать, что полностью сменил амплуа - переключился на портреты....Алексей Северцов, Виктор Васнецов, Максим Горький, Ксения Держинская, Вера Мухина...

За портрет Ивана Павлова (1935) художнику присудили Сталинскую премию.

И в портретах моих, написанных в последние годы, меня влекли к себе те люди, благородная жизнь которых была отражением мыслей, чувств, деяний их…Михаил Нестеров

В 1931 году живописец с грустью писал: "Что сказать вам о себе? Живу, доживая свой век, иногда работаю, но мало".

В 1938 году Михаил Васильевич был арестован и помещен на две недели в Бутырскую тюрьму для выяснения обстоятельств. Его зятя - юриста Шретера - обвинили в шпионаже и расстреляли. Дочь художника Ольга была отправлена в лагерь, из которого вернулась на костылях. Расстреляли мужа дочери от второго брака - Наталии.

Михаил Васильевич наблюдал то, как новая советская власть своим железным сапогом проходилась по его близким и родным людям. Нестеров погружался в работу, не имея сил хотя бы что-то изменить в этом новом мире.

18 октября 1942 года на 81-м году жизни прекрасный художник Михаил Васильевич Нестеров покинул этот мир от инсульта в Москве в Боткинской больнице свято веря в то, что "как ни велики силы зла, но и добро могущественно". Он не оставил своей творческой работы, картина "Осень в деревне" была закончена за несколько дней до ухода...

Михаил Нестеров "Осень в деревне", 1942
Михаил Нестеров "Осень в деревне", 1942

И уже на склоне лет, оглядываясь на свой жизненный путь, художник писал: «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы».

Всегда с вами - Летящая стрекоза)))

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))