Нестеров вынул из сердца русского человека молитву в особых обстоятельствах и свою личную и облёк её в краски. В. В. Розанов
Михаил Васильевич Нестеров - совершенно невероятный и удивительный художник, который играет в истории отечественного искусства особую роль. Его биография известна достаточно подробно, но возможно ли передать словами настроение палитры мастера, тонко выраженный оттенок, робкий взмах кисти...его картины - исповедь души, тихая молитва, идущая от самого сердца...
Как рассказать о том, что легче и воздушней слов, скрыто в чувствах, видениях, мыслях? Лишь можно неспеша побродить по картинным галереям, замереть под сводами соборов и обителей, расписанных художником...Прочувствовать, впитать наполненность тишины, услышать шёпот невидимых звезд и раствориться в полном принятии этого мира...
Родился будущий художник 31 мая 1862 года в Уфе, в купеческой семье. Его отец, Василий Иванович, торговал мануфактурными и галантерейными товарами, интересовался историей, литературой, много читал. Горожане его уважали.
...жизнь моя прошла так полно, без насилия над собой, своим призванием, и отец мой смог убедиться, что я не обманул его доверия... из мемуаров М. Нестерова
Мать, Мария Михайловна, уверенно вела домашнее хозяйство. Именно с ней и проводил маленький Мишенька больше всего времени, отец часто пропадал в разъездах. Воспоминания детства были наполнены радостью и детским счастьем...возвращение отца с ярмарки, подаренные игрушки, церковные праздники, трапезы, благочестивые беседы, вечерние семейные спектакли и чтение книг...
Любовью и нежностью были наполнены воспоминания живописца о своей матери. О ней он часто говорил: "Никто и никогда так не слушал меня и не понимал, как она, такая чуткая, жившая всецело мной и во мне — моя матушка. Сколько было у нее веры в меня, в моё хорошее будущее". Они часто совершали вместе прогулки к пойменным лугам Белой, на Чертово городище, к предгорьям Урала. Все впечатления откладывались, копились в чистой детской душе, формируя удивительный и прекрасный мир будущего художника.
Из двенадцати детей Нестеровых выжили только Михаил, да его старшая сестра Александра. До двенадцати лет Михаил учился в местной гимназии Уфы, а уже осенью 1874 года отец отвез сына в техническое училище Москвы. Только по стечению обстоятельств мальчик попал в реальное училище К. П. Воскресенского.
В 1877 году Михаил целенаправленно поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества под руководство П. С. Сорокина, И. М. Прянишникова и В. Г. Перова. Именно эти художники оказали большое влияние на раннее творчество Михаила Нестерова, которое продлилось до 1884 года. Основной темой молодого художника был быт.
Михаил начинает принимать участие в ученических выставках. Работы художника явно отражают традиции русского передвижничества.
Перов остановился против картины, все сгрудились вокруг него, я спрятался за товарищей. Внимательно осмотрев картину своим «ястребиным» взглядом, он спросил: «Чья?» Ему ответили: «Нестерова». Я замер. Перов быстро обернулся назад, найдя меня взором, громко и неожиданно бросил: «Каков-с!» — пошел дальше. Что я перечувствовал, пережил в эту минуту... я почувствовал себя счастливейшим из людей...
В 1881 году Михаил поступает в Академию художеств Санкт-Петербурга на курс П. Чистякова, но учебные годы принесли только разочарование и несметную скуку. Нестеров возвращается обратно в Москву к смертельно больному Перову и пишет портрет своего наставника.
Горе мое было великое. Я любил Перова какой-то особенной юношеской любовью... М. Нестеров
В 1882 году молодой художник Михаил Нестеров поступает в Московское училище на курс А. Саврасова. А уже в следующем году на летних каникулах в Уфе он познакомится со своей будущей женой - прекрасной и очаровательной Марией Мартыновской. До этой встречи женский образ никогда не появлялся ни в картинах, ни в этюдах Нестерова, теперь он будет возникать постоянно...
Смотря на нее, мне казалось, что я давно-давно, еще, быть может, до рождения, ее знал, видел. Такое близкое, милое что-то было в ней. Лицо цветущее, румяное, загорелое, глаза небольшие, карие, не то насмешливые, не то шаловливые, нос небольшой, губы полные, но около них складка какая-то скорбная даже тогда, когда лицо очень оживлено улыбкой особенно наивной, доверчиво-простодушной. Голос приятный, очень женственный, особого какого-то тембра, колорита… Михаил Нестеров о Марии Мартыновской
Несмотря на недовольства и запрет родителей, он женился... От помощи и поддержки родителей Михаил отказывается и начинает писать картины на исторические темы: "Смерть Лжедмитрия", "Прием послов", "Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным", не отказывался от иллюстраций для книг и журналов. Наступает совсем новая, удивительная жизнь, наполненная простыми бытовыми заботами, но и чувством любви, безграничного счастья.
В 1885 году Михаил Нестеров за картину "Призвание М. Ф. Романова" получил звание свободного художника, а ровно через год полотно "До государя челобитчики" был удостоен звания классного художника и Большой серебряной медали.
27 мая 1886 года настал самый счастливый и радостный день в жизни молодого художника - супруга родила дочку Оленьку. Но через двое суток, в летний солнечный день Святой Троицы попрощалась с жизнью сама...горе было безутешным...
...Я остался с моей Олечкой, а Маши уже не было, не было и недавнего счастья, такого огромного, невероятного счастья. Красавица Маша осталась красавицей, но жизнь ушла. Наступило другое – страшное, непонятное. Как пережил я те дни, недели, месяцы?... из воспоминаний Михаила Нестерова
Михаил похоронил супругу в Даниловом монастыре. Казалось что даже смерть не могла разлучить любящие сердца. Художник ощущал ее постоянное присутствие, души были неразлучны. Он полностью ушел в работу, но образ покойной жены не оставлял Михаила...везде ее черты, те особенности ее лица, выражения просились на память, выходили в рисунках и набросках... Чертами Марии Ивановны наделяет безутешный художник героиню своей картины "Христова невеста".
Эта работа художника открыла целую серию изображения женщин с невероятно глубоким внутренним миром, поэтический образ которых стал национальным и народным. Холодные и тёплые тона без напряженных цветовых контрастов...главная героиня наделена художником невероятной женственностью, благородной сдержанностью и полным отрешением от всего земного мира...лицо строгое с тонкими чертами...она будто нашла голос Бога в самой себе. Суета земная стала ей совсем не интересна и не нужна. В гармонии с собой, за простой работой и помощи людям проходят ее дни...а страсти и сомнения - мимо, оставляя спокойной и равнодушной...
Характерная среднерусская природа заключает в себе лиричность, простоту и любовь к России. Художник Несторов смог выплеснуть на холст свою боль, утрату, невероятное горе, поэтому и картина вышла живой, трогающей душу. Многие женщины с полотен Михаила Васильевича похожи на его первую жену, это и стало причиной появления особого женского образа, который назовут "нестеровской девушкой".
Очень интересна работа художника "За приворотным зельем", которая раскрывает трагизм и метания русской женщины.
Влюбилась, только вот милый сердцу человек не отвечает взаимностью...и пришла молодая девушка за помощью к местному знахарю...смущена, печаль и тоска в глазах, поникшие плечи и неуверенность...только вот нужно ли идти на эту хитрость и обман, помогут ли здесь - этого мы уже не узнаем... Очень выразительно звучит образ самого старца - густая седая борода, шапка-ермолка, поясной оберег...взгляд сочувственный, без укора...
В 1888-1889 годах Михаил Васильевич пишет картину "Пустынник", которая будет выкуплена Павлом Третьяковым еще до показа на Передвижной выставке.
В этот период в России происходили разные социальные и культурные изменения. Художники были заняты поиском нового самовыражения в искусстве, стараясь выразить духовные поиски, переживания, стремления. Новые веяния не обошли и художника Нестерова. Лето 1888 он провел в Троице-Сергиевом Посаде подальше от мирской суеты и волнений. Монастырская жизнь, наполненная особенным духовным смыслом, оказала на художника сильное воздействие.
Хочу поговорить с вами о Нестерове – прежде всего о его картине «Пустынник». Такой серьезной и крупной картины я по правде и не ждал… Вся картина взята удивительно симпатично и в то же время вполне характерно. В самом пустыннике найдена такая теплая и глубокая черточка умиротворенного человека. Порадовался-порадовался искренне за Нестерова. Написана и нарисована фигура прекрасно, и пейзаж тоже прекрасный – вполне тихий и пустынный…Из письма В. М. Васнецова Е. Г. Мамонтовой
Среди осеннего леса и холодной воды Михаил Васильевич напишет старого пустынника, весь образ которого передает мотив странничества и поиска внутренней истины. Возможно он вышел на прогулку, любуясь осенним деньком. Мирские заботы его больше не тревожат, душа наполнена миром и покоем. Долгую жизнь прожил этот человек, но телесное состояние его совсем не тревожит. Старец улыбается, смотря мудрыми глазами внутрь себя. Он един с этим пустынным местом и с тем, к кому он стремится. Приглушенные ровные тона картины создают атмосферу полного умиротворения и одухотворенности.
В 1889 году Михаил Нестеров отправляется в свое первое заграничное путешествие на средства, полученные от продажи картины. Он посещает Италию, Германию, Францию и Австрию, изучает работы старых мастеров, делает множество набросков и эскизов. Европейское искусство произведет на художника невероятно большое впечатление.
Именно в эту поездку художнику приходит идея написать картину, посвященную Сергию Радонежскому. Святой пользовался в семье Нестеровых особым почитанием. С возвращение на Родину Нестеров начинает работу над картиной "Видение отроку Варфоломею", которая в дальнейшем станет настоящей сенсацией и открытием на Передвижной выставке.
Процесс создания картины был крайне сложным и глубоким. Художник тщательно создавал многочисленные наброски, эскизы, продумывал цветовую палитру, разрабатывал композицию. Нестеров погрузился в изучение образцов древнерусского искусства, рукописи, иконы, все то, что могло передать дух времени. Он стал много путешествовать по стране, целенаправленно посещая монастыри, отдаленные храмы в поисках вдохновения, делая зарисовки и наброски.
В основе сюжета - религиозное предание о том, что отрок Варфоломей не мог постичь книжную грамоту. Лишь встреча с таинственным старцем открывает ему этот дар. В этой работе невероятным образом художником объединяются реальность происходящего и чудесное видение. Здесь нет времени, сложно определить утро это или день. Высокая линия горизонта плавно соединяет земное и небесное. Хрупкая фигурка отрока в домотканой рубашке представляет собой главный акцент композиции. Таинственный силуэт монаха с нимбом над головой лишь подчеркивают ощущение чуда от происходящего. Позы и выражение лиц озвучивают внутренние переживания: спокойствие и мудрость старца, благоговение и внутреннюю радость отрока.
Художник Нестеров показывает начало духовного пути, который приведет мальчика к монашеству, передавая своей работой мысль о том, что каждый человек может найти свой путь к Богу.
Картину Михаил Васильевич пишет тонкими слоями краски, тем самым добиваясь мягких и плавных переходов. Он старается показать не только лиричность, но и духовную реальность работы. Позднее живописец напишет целый цикл картин, которые посвятит жизни Сергия Радонежского, но именно эту работу он станет считать лучшей.
В 1890 году картину "Видение отроку Варфоломею" заметил профессор Адриан Прахов и пригласил художника на роспись Владимирского собора в Киеве. Нестеров посомневался, но вскоре согласился. Более двух десятилетий своей жизни посвятит художник церковным росписям. Он распишет храм Александра Невского в Абастумани (1899-1904), Марфо-Мариинскую церковь в Москве (1908-1911), собор в Сумах (1913-1914).
Мастер всегда критически оценивал свои храмовые работы и в дневнике писал: "Может, мои образа и впрямь меня съели, ну быть может, мое призвание не образа, а картины – живые люди, живая природа, пропущенная через мое чувство, словом – «опоэтизированный реализм»"...
Художник постоянно расширяет церковную тематику в своем творчестве. Он создает три из задуманных пяти "глав" романа Мельникова-Печерского, посвящённого заволжским старообрядцам: картины "На горах", "Великий подстриг", "На Волге".
А в 1901 году живописец отправляется в Соловецкий монастырь на Белом море, где, вдохновленный суровой северной природой, напишет удивительные работы: "Молчание", "Тихая жизнь", "Лисичка", "Мечтатели", "Соловки".
Одно несомненно хорошо – это природа. Господи! Сколько она содержит в себе звуков, мыслей, отрывков чувств, сколько в ней мечтаний… Михаил Нестеров
Серебристо-розовая гладь залива, холодное северное небо, высокий холм с виднеющейся на вершине одинокой церковью - все это несет в себе атмосферу тишины и величие природы. Здесь нет житейской суеты и праздности, лишь молчаливые монахи и полное единение с природой. Лирическое настроение, мягкие контрасты, тихое звучание мира. И хочется просто помолчать, почувствовать живую душу природы, созвучную с состоянием человека.
Весной 1902 года Михаил Васильевич покажет на выставке в Киеве свою картину "Святая Русь", которая станет воплощением духовного поиска художника. Живописец с потрясающей легкостью сможет передать атмосферу святости и величия. К Христу, которого окружают святые, особо почитаемые на Руси - Николай, Сергий, Георгий, сходятся паломники. Опираясь на этюды, которые создавались на Соловках и в Хотькове, художник пропишет совершенно правдоподобные образы, обремененные жизненными тягостями, бедами. Первозданная православная вера, светлые образы, наполненные душевной чистотой.
В том же 1902 году художник Нестеров повстречается с двадцатидвухлетней Екатериной Васильевой, а уже в июле они обвенчаются.
Ради молоденькой Катеньки, а Нестерову тогда было сорок лет, он оставляет свою гражданскую жену Юлию Урусман. Об этой женщине известно не много. У пары было трое детей, самый младший из которых - Федор - прожил всего несколько месяцев. Этот разрыв Нестеров переживал очень тяжело...
И такой мой поступок, что я, оставив одну семью, решил обзавестись другой, был самым тяжким грехом в моей жизни… я чувствую и по сей день, что безнаказанно для меня этот поступок не прошел... Михаил Нестеров
Образ Юлии Урусман запечатлен на картинах "За Волгой" и "Думы"...кроткая и всепрощающая Юлия, живя с которой художник дважды пытался перестроить свою жизнь с другими женщинами. И вторая попытка у него удалась. Юлия пережила Нестерова на двадцать лет, не оставив о нем ни одного скандального воспоминания...любила...
В счастливом браке с Екатериной Васильевой художник прожил сорок лет, вырастив двоих детей.
Революцию художник встретил без радости и оптимизма, такие перемены были совершенно чужды его мировоззрению. Он не покинул Россию, но можно сказать, что полностью сменил амплуа - переключился на портреты....Алексей Северцов, Виктор Васнецов, Максим Горький, Ксения Держинская, Вера Мухина...
За портрет Ивана Павлова (1935) художнику присудили Сталинскую премию.
И в портретах моих, написанных в последние годы, меня влекли к себе те люди, благородная жизнь которых была отражением мыслей, чувств, деяний их…Михаил Нестеров
В 1931 году живописец с грустью писал: "Что сказать вам о себе? Живу, доживая свой век, иногда работаю, но мало".
В 1938 году Михаил Васильевич был арестован и помещен на две недели в Бутырскую тюрьму для выяснения обстоятельств. Его зятя - юриста Шретера - обвинили в шпионаже и расстреляли. Дочь художника Ольга была отправлена в лагерь, из которого вернулась на костылях. Расстреляли мужа дочери от второго брака - Наталии.
Михаил Васильевич наблюдал то, как новая советская власть своим железным сапогом проходилась по его близким и родным людям. Нестеров погружался в работу, не имея сил хотя бы что-то изменить в этом новом мире.
18 октября 1942 года на 81-м году жизни прекрасный художник Михаил Васильевич Нестеров покинул этот мир от инсульта в Москве в Боткинской больнице свято веря в то, что "как ни велики силы зла, но и добро могущественно". Он не оставил своей творческой работы, картина "Осень в деревне" была закончена за несколько дней до ухода...
И уже на склоне лет, оглядываясь на свой жизненный путь, художник писал: «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы».
Всегда с вами - Летящая стрекоза)))
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))