Найти в Дзене

Как поколение СССР вырастило детей-потребителей?

источник  dzen.ru
источник dzen.ru

Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей. (Кант И.)




Поколение, выросшее в Советском Союзе, прошло через уникальный исторический опыт. Дефицит, очереди, тяжелый труд, нелегкие условия проживания (без удобств)– все это сформировало их мировоззрение. После падения железного занавеса, когда на смену плановой экономике пришел капитализм, многие из них, движимые благими намерениями, вырастили детей, которых часто называют "потребителями" и даже "бездельниками".

С приходом капитализма в Россию начала активно развиваться потребительская культура. Реклама, доступность товаров и услуг, а также влияние западных ценностей сформировали у детей представление о том, что счастье и успех измеряются количеством материальных благ. Родители, сами став жертвами этой культуры, невольно передавали своим детям установки на потребление, а не на труд и самореализацию.

В советское время ценности, такие как трудолюбие, коллективизм и ответственность, были основополагающими. Однако с переходом к новой экономической модели акцент сместился на индивидуализм и личные достижения. Многие родители, стремясь дать своим детям лучшее, стали забывать о важности трудовых навыков и ответственности. В результате дети начали воспринимать труд как нечто второстепенное, а потребление — как основную цель жизни.

источник © Фотохроника ТАСС/ В.Червяков.
источник © Фотохроника ТАСС/ В.Червяков.


Причины, лежащие в основе:

  • Компенсация дефицита: Пожалуй, самая очевидная причина – желание дать детям то, чего не было у них самих. В СССР достать качественную одежду, игрушки или продукты было непросто. После открытия границ и появления изобилия, родители стремились обеспечить своих детей всем самым лучшим, часто не задумываясь о последствиях. Это привело к формированию у детей убеждения, что все желаемое должно быть доступно по первому требованию.
  • Страх бедности: Воспоминания о временах дефицита и нестабильности заставляли родителей стремиться к финансовой стабильности и обеспечить своим детям "подушку безопасности". Это выражалось в стремлении дать хорошее образование, купить квартиру, машину, и, как следствие, в избалованности детей материальными благами.
источник ВКонтакте
источник ВКонтакте

  • Недостаток времени и внимания: В погоне за материальным благополучием, многие родители, были вынуждены много работать. Недостаток времени и внимания компенсировался покупками и развлечениями. Это приводило к формированию у детей потребительского отношения к жизни, где материальные вещи заменяли общение и эмоциональную близость.
  • Идеологический вакуум: После падения коммунистической идеологии, в обществе образовался вакуум. Ценности, которые раньше прививались государством, были утрачены, а новые еще не сформировались. В результате, дети росли в условиях отсутствия четких моральных ориентиров, что способствовало развитию и потребительского отношения к жизни.
  • Влияние западной культуры: Открытие границ привело к проникновению западной культуры, которая активно пропагандировала потребительский образ жизни. Реклама, фильмы, музыка – все это формировало у детей представление о том, что счастье заключается в обладании материальными вещами.
-4

Последствия:

  • Инфантилизм и несамостоятельность: Избалованные дети часто вырастают неспособными к самостоятельной жизни. Они привыкли, что все проблемы решают родители, и не умеют брать на себя ответственность.
  • Потребительское отношение к жизни: Материальные ценности становятся приоритетными, а духовные и моральные – отходят на второй план.
  • Отсутствие мотивации к труду: Зачем работать, если все и так есть? У таких детей часто отсутствует мотивация к саморазвитию и достижению целей.
  • Неумение ценить то, что имеют: Постоянное получение новых вещей приводит к обесцениванию материальных благ. Дети перестают ценить то, что имеют, и постоянно требуют большего.
-5

Современные технологии и доступ к интернету также сыграли свою роль в формировании нового поколения. Дети, погруженные в виртуальный мир, часто теряют интерес к реальным занятиям и взаимодействию с окружающими. Родители, не всегда понимая, как контролировать это влияние, иногда сами становятся заложниками технологий, что приводит к еще большему отдалению от реальной жизни.

Система образования также не всегда способствует формированию трудолюбивых и ответственных граждан. В некоторых случаях акцент делается на теоретические знания, а не на практические навыки. Это
Таким образом, воспитание детей в условиях постсоветского общества стало сложной задачей, обусловленной социальными и экономическими изменениями, влиянием потребительской культуры и технологий.

В современном мире, где социальные сети диктуют свои правила, а реклама настойчиво предлагает "лучшую" жизнь, родителям бывает сложно устоять перед соблазном "дать детям все самое лучшее".
Важно осознавать, что это часто является результатом социального давления, а не реальной необходимости.

источник  list-vk.com
источник list-vk.com




Подписываемся на мой канал , комментируем статью.