Найти в Дзене

Грабеж веков: как Европа разворовала наследие Древнего Египта

Статуя Рамзеса II, Британский музей
Статуя Рамзеса II, Британский музей

Введение: "Научная экспедиция" как прикрытие для мародерства

Цивилизация Древнего Египта просуществовала 3000 лет, оставив огромное количество артефактов. Египетская кампания, начатая Наполеоном Бонапартом в июле 1798 года в Александрии с 35-тысячной армией, положила начало крупнейшему в истории разграблению. В составе экспедиции находились 167 ученых, художников и инженеров, составивших так называемую "Комиссию наук и искусств". Под прикрытием научных исследований французы начали масштабный вывоз археологических ценностей, создав прецедент для последующих поколений европейских собирателей древностей.

Часть из вывезенных артефактов были обнаружены самими французами в ходе изысканий. Под предлогом "научного открытия" осуществлялось присвоение культурного наследия чужой цивилизации. Эта модель поведения — сначала "обнаружить", затем "изучить" и в конечном итоге "вывезти для сохранения" — станет типичной для последующих десятилетий колониального грабежа.

Французские ученые систематизировали древние памятники, результатом этого стало издание "Description de l'Égypte" — монументального 24-томного труда, содержащего подробные зарисовки и описания сотен археологических объектов.

Сфинкс, Лувр
Сфинкс, Лувр

Однако параллельно с научной работой шел активный процесс присвоения материальных свидетельств древнеегипетской цивилизации. Главным "трофеем" стал Розеттский камень, обнаруженный в июле 1799 года капитаном Пьером-Франсуа Бушаром при строительстве форта Сен-Жюльен близ города Розетта. Эта базальтовая плита с идентичным текстом на трех языках стала ключом к расшифровке египетских иероглифов, но сам оригинал был «перекраден» повторно - британцами в 1801 году по условиям Александрийского договора, и с тех пор хранится в Британском музее.

Современные исследователи считают, что французы вывезли значительно больше артефактов, чем принято считать. Многие предметы осели в частных коллекциях офицеров наполеоновской армии, а затем постепенно попали в европейские музеи. Особенно пострадали памятники Александрии и дельты Нила, где располагались основные силы французской экспедиции.

Эпоха консульских мародеров (1820-1850)

После окончания французской оккупации в Египте установился своеобразный режим "археологической вольницы", когда европейские консулы и путешественники практически бесконтрольно вывозили древности. Этот период можно назвать "золотым веком" мародерства, когда за бесценок скупались целые коллекции артефактов.

Бюст Нефертити, Берлинский музей
Бюст Нефертити, Берлинский музей

Лидерами ожидаемо являлись:

Франция:

  • Обелиск из Луксора (ныне на площади Согласия в Париже), вывезенный в 1833 году по специальному разрешению Мухаммеда Али
  • Колоссальные статуи Рамсеса II из Мемфиса
  • Сотни папирусов и саркофагов, многие из которых были добыты путем нелегальных раскопок

Англия:

  • Скульптуры из храма в Фивах
  • Мумии и погребальные маски (ставшие модными у аристократов при дворе)
  • Ювелирные изделия из гробниц

Особую известность приобрел французский консул Бернардино Дроветти (1776-1852), который за время своей службы собрал три огромные коллекции древностей. Первая была продана королю Сардинии в 1824 году и стала основой Египетского музея Турина. Вторая попала в Лувр в 1827 году, а третья — в берлинский Египетский музей. Методы Дроветти впечатляли – по свидетельствам очевидцев, он не брезговал использовать динамит для вскрытия гробниц.

Эпоха Мариетта (1850-1880)

Создание в 1858 году Египетской службы древностей под руководством француза Огюста Мариетта формально должно было упорядочить археологические исследования, но на практике лишь узаконило вывоз ценностей. Система "разделения находок", когда часть обнаруженных артефактов оставалась в Египте, а часть забирали иностранные археологи, привела к массовой утечке культурных ценностей.

Лувр, египетская коллекция
Лувр, египетская коллекция

В этот период особенно пострадали:

  • Некрополи Саккары и Гизы, где велись масштабные раскопки
  • Храмовые комплексы в Абидосе и Дендере
  • Гробницы фиванского некрополя

Типичным примером является история с гробницей чиновника V династии (ок. 2400 г. до н.э.), обнаруженной в Саккаре. В 1859 году Мариетт разрешил вывоз в Париж всего погребального комплекса — от архитектурных элементов до мельчайших предметов погребального инвентаря. Сегодня эти артефакты составляют одну из самых ценных экспозиций Лувра.

Английский этап грабежа (1882-1952)

Даже за 80 лет французы не смогли вывезти все. После установления британского протектората в 1882 году разграбление египетских древностей получило новый импульс. Специально созданная "Служба древностей Египта" под британским управлением стала инструментом легализации хищений.

Британский музей, египетская коллекция
Британский музей, египетская коллекция

Наиболее ценные трофеи англичан:

  • Большая часть находок из гробницы Тутанхамона (1922)
  • Архитектурные элементы из Карнакского храма
  • Десятки тысяч папирусов, вывезенных под видом "научного материала"
  • Ювелирные изделия из царских гробниц

Практиковалось "разделение находок", когда по договоренности 50% всех обнаруженных артефактов автоматически отходило иностранным археологическим миссиям. Так, знаменитый бюст Нефертити, обнаруженный немецкой экспедицией в 1912 году, был вывезен в Берлин именно по этой схеме.

Методы вывоза: от подкупа до прямого насилия

Возникает логичный вопрос – почему египетские власти так спокойно относились к вывозу древностей. Они не понимали их культурную ценность? Коррупция? До середины XIX века Египет был частью Османской империи, а затем попал под влияние европейских держав. Не было единого государства, которое бы защищало культурное наследие. Например, Мухаммед Али (1805–1848) и его преемники видели в древностях не историческую ценность, а источник дохода или дипломатических подарков.

Британский музей, египетская коллекция
Британский музей, египетская коллекция

Европейцы использовали все возможные способы для вывоза ценностей:

  1. Коррупция — чиновникам платили за разрешения на вывоз. Известны случаи, когда за взятку в несколько фунтов вывозились целые коллекции.
  2. Ночные раскопки — многие памятники раскапывались тайно, без официального разрешения. Найденные артефакты затем контрабандой переправлялись в Европу.
  3. Разрушение памятников — для извлечения отдельных фрагментов часто разрушались целые архитектурные комплексы. Сильно пострадали храмовые рельефы, которые выпиливали из стен.
  4. Фальсификация документов — оформление как "подарков" или "научных образцов". Многие предметы вывозились под видом личных вещей исследователей.

Для транспортировки особенно крупных объектов (как обелиска Луксора) использовались даже военные корабли.

Современность: Египет без истории

Масштабы расхищения египетского наследия поражают воображение. Сегодня в европейских музеях находится:

  • 90% всех известных древнеегипетских папирусов — от литературных текстов до административных документов
  • 75% крупных скульптурных изображений фараонов — включая уникальные статуи Древнего и Среднего царства
  • 60% ювелирных изделий эпохи фараонов, особенно из погребальных комплексов
  • 50% саркофагов и погребального инвентаря

Только в Британском музее хранится более 100 000 египетских артефактов, в Лувре — около 50 000, в Египетском музее Берлина — более 80 000. При этом в самом Египте многие периоды древней истории представлены фрагментарно, а некоторые типы артефактов (например, папирусы греко-римского периода) отсутствуют как класс.

Тщетные попытки вернуть

С падением колониальной системы в мире в середине 20 века, Египет начал борьбу за возвращение культурных ценностей:

  • 1974 год — требование вернуть Розеттский камень
  • 1983 год — требование вернуть бюст Нефертити
  • 2000-е годы — попытка вернуть награбленное из гробницы Тутанхамона
  • 2010-е годы —создание комиссии по репатриации ценностей (почувствуйте разницу – французы создали «Египетскую службу древностей» в 1858 году, на 150 лет раньше)

Однако европейские музеи выдвигают контраргументы для отказа:

  1. "Мировое значение" артефактов — утверждение, что памятники "принадлежат всему человечеству" («мировому сообществу»)
  2. "Плохие условия хранения" — заявления о неспособности Египта обеспечить сохранность (хотя артефакты спокойно пролежали в Египте несколько тысячелетий до этого)
  3. "Законность приобретения" — ссылки на договоры колониальной эпохи
  4. "Статут ограничений" — утверждения, что сроки для исков истекли (логично – если долго не отдавать, то любые сроки истекут)

Заключение:

История разграбления Египта – один из примеров культурного присвоения в колониальную эпоху. Аналогичным образом систематический вывоз культурных ценностей происходил в Греции, Нигерии, Ираке, Китае, Америке и множестве других стран. При этом вернуть вывезенное практически невозможно, только если египетские ученые и армия не придут в Лувр «систематизировать ценности».

Как вы думаете, если бы каменные блоки, из которых состоят пирамиды в Гизах, весили меньше, то пирамиды бы тоже вывезли?

Подписывайся если хочешь больше историй!