Найти в Дзене

Почему ни один американский автомобиль так и не смог "прижиться" в России, хотя были вполне себе народные варианты?

Оглавление

Было время, когда Россия всерьёз претендовала на статус крупнейшего авторынка Европы. По объёму продаж новых машин мы стабильно входили в пятёрку — и казалось, что на наших дорогах скоро будет столько же немецких, корейских и американских автомобилей, сколько в Германии или Франции. Но это было «до».

  • Сегодня всё иначе. Рынок поменялся кардинально, а вместе с ним — и вкусы покупателей. В том числе и по части «американцев». Ford, Chevrolet, Jeep, Cadillac, Dodge…
  • Все они вроде бы когда-то были здесь, мелькали на улицах и даже продавались с гарантией. А потом — исчезли. Или остались только в формате «одиноких ветеранов».

Почему так произошло? Почему американские машины, несмотря на мощные моторы, узнаваемый стиль и легендарные логотипы, не смогли укорениться в России? Поговорим без ностальгии и розовых очков.

От Ford Focus до Daewoo Lacetti: это точно «американцы»?

Начнём с того, что у большинства россиян слово «американский автомобиль» вызывает ассоциации не с Chevrolet Camaro или Ford Mustang, а с куда более скромными моделями.

Ford Focus, Mondeo, Fiesta? По сути — адаптированные под Европу автомобили. Тот же Focus второго поколения, ставший в России почти культовым, создавался вовсе не в Детройте, а под нужды европейского потребителя. А Chevrolet в лице Lacetti, Aveo и Captiva? Это и вовсе детище корейского подразделения GM — по сути, Daewoo с американским шильдиком.

Настоящие «американцы» — это Cadillac Escalade, Dodge Charger, Chrysler 300C, Jeep Grand Cherokee. И вот с ними всё гораздо интереснее. Точнее — грустнее.

Причина №1. Странный интерьер и спорный вкус

Даже фанаты американского автопрома признают: с салонами у «Штатов» беда. Снаружи — да, внушительно, брутально, почти киношно. Но стоит открыть дверь — и начинается разочарование.

Жесткий пластик, эргономика уровня начала 2000-х, странные вставки «под дерево» и грубая экокожа. Как будто дизайнеров в GM или Chrysler увольняют сразу после курса по экстерьеру. Всё внутри напоминает о старых американских сериалах: вроде и дорого, а вроде и по-деревенски.

В то время как японцы добавляли в салоны премиальные материалы даже в недорогих комплектациях, а немцы доводили кнопки до идеала — американцы продолжали делать панели, которые можно спутать с игрушечными.

Причина №2. Управляемость? Какая ещё управляемость?

-2

Американские машины всегда делались с расчётом на другие дороги и другой стиль езды. Там — прямые хайвеи, бесконечные пустыни и круиз на 100 км/ч. У нас — пробки, кочки, обгоны на трассе и серпантины, где без отзывчивого руля и цепкой подвески никуда.

И тут «американцы» пасуют. Пустой, ватный руль. Крены в поворотах. Подвеска, которая вроде как должна быть комфортной, но вместо этого кажется расхлябанной. Даже у мощных Dodge или Jeep нет того драйва, к которому привыкли владельцы BMW, Mazda или хотя бы Skoda.

И если на прямой трассе они ещё могут конкурировать, то в городе или на просёлке — проигрывают.

Причина №3. Непрактичность в деталях

Мы привыкли, что современный автомобиль — это продуманная система, в которой каждая мелочь на своём месте. У «американцев» же мелочи часто вызывают недоумение.

Почему регулировка сиденья спрятана под подушкой? Почему багажник открывается не с кнопки, а с усилием? Почему подстаканник не держит стакан, а мультимедиа «зависает» при подключении смартфона?

Такие вещи могут и не заметить в США, но в России, где водитель — это зачастую и механик, и логист, и хозяйственник, они раздражают.

Причина №4. Ремонт — тот ещё квест

Вот вы купили себе подержанный Dodge Journey. Цена адекватная, комплектация богатая, мотор работает. И всё вроде бы хорошо… до первого визита в сервис.

«А у нас таких машин не было. Запчастей нет. Срок — 20 дней. Цена — 80 тысяч».

И это — норма. Оригинальные детали дорогие. Неоригинальные — редкость. Аналоги из Европы или Китая — далеко не всегда подходят. Особенно если речь идёт о кузовных элементах, коробках передач, подвеске или мелочах вроде замка зажигания.

Более того, не каждый мастер берётся за такие автомобили. Мол, зачем рисковать, если можно починить проверенный «Рапид» или «Солярис»?

Причина №5. Надёжность? Под вопросом

Вопреки расхожему мнению, не все американские машины «ходят миллион». Напротив — в рейтингах надёжности (например, JD Power, Consumer Reports) представители американских брендов часто замыкают списки.

Кузова страдают от коррозии уже на 5–6 году эксплуатации. Электрика ведёт себя, как ребёнок с характером. Коробки передач требуют вмешательства на пробегах до 150 000 км. Да и двигатели не всегда радуют ресурсом — особенно в современных версиях с турбонаддувом.

Да, есть исключения: старые атмосферники V8, некоторые дизели и классические «автоматические» коробки. Но в массе своей — проблемы начинаются быстро.

И всё же... почему их покупают?

Иногда — по любви. Настоящие фанаты Cadillac или Dodge готовы мириться с затратами, просто чтобы обладать машиной своей мечты. Их мало, но они есть.

Иногда — по незнанию. Человек видит большой внедорожник за 1,3 млн рублей и думает: «Выгодное предложение!» И только спустя полгода понимает, что каждый сервисный визит превращается в лотерею.

А иногда — просто потому, что нравится. Да, ездит не идеально. Да, стоит как бюджетный кореец. Но зато — харизма. То самое ощущение «американской мечты», пусть и слегка потрёпанной жизнью.

Итоги

Американские автомобили в России — это всегда выбор с оговорками. Да, они могут быть красивыми. Да, могут быть мощными. Но они — не для всех. Их сложно чинить, не всегда приятно водить и дорого содержать.

Возможно, если бы бренды вроде Dodge, Chrysler или Jeep адаптировали модели под российские реалии так же, как это делали японцы или корейцы — история сложилась бы иначе. Но пока что — как есть.

А вы бы купили «американца»? Или уже сталкивались с таким опытом? Пишите в комментариях — особенно если было что-то из Cadillac, Jeep, Dodge или Ford в старой доброй комплектации. Нам всем будет интересно почитать.