«Я новые краски хотел сберечь для холста, а выкрасил ими ряды пограничных столбов», – пел когда-то СашБаш. Ну, право, диву даёшься: в век, когда Искусственный Интеллект бороздит просторы вселенной, коллективный разум госдумы, как горох об стену, творит одну и ту же не сильно извилистую, но традиционную загогулину в форме граблей. Дабы не оскорбить чьих-то чувств, не исказить святое, не сойти с пути праведного, из-под гусиного пера законодателей выпархивают всё новые запреты.
Ладно, когда на местах чинуши ломают головы, какой конкретно валежник, в каком количестве, какими способами и под чьим неусыпным надзором президент дозволил собирать бесплатно, в какой болотине нельзя мыть ведро с гайками, до какого часа можно включать генератор при отсутствии электричества и газа, наконец, сколько вёрст должно отделять ближайшую пасеку от депутатской фазенды. Тут хотя бы прослеживаются первобытные инстинкты: корыстолюбие, мздоимство, желание что-то пролоббировать, кому-то подлизать. Но ведь на всю страну уже пару лет действует запрет на сбор краснокнижных грибочков-ягодок (хотя это никак не вредит растениям и грибницам, а менты – не ботаники-микологи, чтоб оценивать на глаз; они и так каждый на свой лад причисляют перочинные ножики к холодному оружию, лесные опушки к общественным местам). Запрещены вьюнки и фиалки, которые «по новым данным разведки» могут содержать что-то из аргентинской диппочты. На своём участке нельзя спилить старое дерево, а вот если оно, не дай бог, упадёт на чью-то машину или покалечит соседа – ты ж собственник, вот и отвечай. Засилие клещей, но палую листву и прошлогоднюю траву жечь ни-ни. В советском прошлом в тысячах пионерлагерей непременно разводили пионерские костры, теперь это табуировано, зато полыхают тысячи (если не миллионы) гектаров леса. С огоньком, забористо!
Ах да, буквально на днях СМИ дружно раструбили, а через пару дней решительно опровергли информацию о том, что в России вступил в силу новый Федеральный закон о заборах. Кстати, редкий случай, когда идея «документа» не скопирована из «Вредных советов» или антиутопии. Председатель Комитета ГД по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов дал развёрнутый комментарий «Российской газете», в котором пояснил, что нормы «закона-фейка» и так прописаны в СНиПах и региональных постановлениях, но в целом носят рекомендательный характер – то есть за глухой забор между соседями пока не оштрафуют, но в судебном порядке могут заставить демонтировать.
Опровержение своевременное, а то уж всерьёз показалось, что законотворцы из лучших побуждений пекутся об экологии и добрососедстве.Правда, получается как в бородатом анекдоте про «АвтоВАЗ». Скупили его немцы, запустили новейшую линию, а на выходе «копейка». Зато наш главный инженер ликует: я ж говорил, что не руки из жопы, а место проклятое! Поскольку подозревать депутатов в избыточной филантропии или гуманизме не приходится (про человеколюбие молчу, а то ещё африканские каннибалы запротестуют), посмотрим, что же "рекомендация" несёт в «сухом остатке».
Глухие заборы в СССР не имели широкого распространения. Тюрьмы, воинские части, заводы и крупные аэродромы, склады, стройплощадки… причём последние не столько из техники безопасности, сколько для предотвращения воровства дефицитных, а то и лимитированных материалов. Согласно популярной байке, в Вологде был единственный дом, «где резной палисад», и размещался в нём кожно-венерологический диспансер. Существовал ли официальный запрет на сплошные изгороди в мелкособственническом сегменте – без понятия, но… Во-первых, достать даже штакетник порой было затруднительно, сетка-рабица считалась шиком-блеском, а за кирпич и вовсе легко привлечь нескромный интерес ОБХСС. Во-вторых, колхозы-совхозы строились по общинному типу, а дачи распределялись ведомственно, то есть соседи знали друг друга и как-то коммуницировали меж собой даже не годами, а из поколения в поколение. Да, выделяться из общей серой массы не запрещалось, но и не приветствовалось, воровать было принято с общественного поля, а не с соседской грядки. Не обходилось без конфликтов, но была и взаимовыручка… Слыть куркулём или хапугой было зазорно. Кстати, настучать на соседа считалось верхом подлости (когда нынешние пропагандисты говорят о советском идеале Павлика Морозова, любопытно бы углубиться в их семейные архивы-биографии).
На Западе, особенно в США, индивидуальные домовладения часто вообще не имеют внешней ограды. Для нас непривычны остеклённые входные двери, отсутствие занавесок на окнах – ну да, «тупые американцы». В Евросоюзе можно ненароком и госграницу пропустить, если отвлечься от дорожных указателей. Хотя именно в цивилизованных странах сосед без задней мысли сдаст вас полиции за нарушение пресловутого «режима тишины» в ночное время или пьяные покатушки. Просто закон у них исполняется одинаково в отношении панка, мента и городского главы. А зариться в чужие окна не принято – потому и нет занавесок (а не чтоб махать пенисом на всю округу, как полагают хранители скрепных традиций).
Мода на краснокирпичные фасады, окна-бойницы, трёхметровые заборы с коваными орлами поверх столбов в России была скоротечной. Пришла она из мест, где дворики исторически окружены вышками, была в какой-то мере даже вынужденной: застрелить конкурента через штакетник под силу самому маргинальному, подзаборному киллеру. По мере сил и далёкие от криминала граждане были вынуждены реализовывать идею: «Мой дом – моя крепость». Ведь по дачным посёлкам рыскали своры гасторбайтеров, переоборудованные в коттеджные посёлки колхозные поля подвергались нападениям селян, защищавших, кстати, свои вполне традиционные ценности. Нынешние СНТ и деревни подобны человейникам мегаполиса: участки непрерывно меняют владельцев, недвижимость сдаётся в аренду или вовсе пустует, многие домовладельцы по-русски знают только ненормативную лексику, а на кадастровом плане, как на погосте, молчаливые клеточки-оградки, которые не обновляются по примеру Яндекс-карт…
За последнюю четверть века заборы в России вообще стали трендом. Проезд в электричках регулярно дорожает из-за нерентабельности пассажирских перевозок, но даже убитые полустанки на МЦД обросли стальным частоколом и турникетами. Неприступно огорожены госучреждения типа пенсионного фонда, налоговой, городской поликлиники… парки, ярмарки выходного дня, коммерческие жилые комплексы. Любая площадь оперативно перекрывается на «реконструкцию», если там намечается несогласованная массовая акция. Мавзолей на День победы просто как в «берлинской» песне Вилли Токарева: «А за стеною русский мат, а за стеною автомат»…
Ладно, Остапа понесло… По утверждению законодателей, дававших комментарии на сей счёт, глухие заборы по периметру дачных участков препятствуют естественной циркуляции воздуха, создают избыточную тень, перегревают почву. Это что, реальные шаги России в рамках Венской конвенции об охране озонового слоя? А ведь к забору можно пристроить теплицу или сезонный парник для рассады, сделать навес для дров или садовой техники, натянуть направляющие для гороха, высадить кукурузу, помидоры, подсолнухи – всё, что не стойко к порывам ветра. Кстати, глухой забор – это ещё и прекрасная шумоизоляция, не зря его возводят вдоль оживлённых трасс в городской черте.
Второй веский довод федеральных думачей – глухие изгороди не способствуют добрососедству, провоцируют бытовые конфликты и судебные тяжбы. Тут даже комментировать как-то неловко. Выйти в собственный сад в трусах за поленьями, поправить антенну или поссать под кустик я, простите, обязан под овации соседей? Или должен наслаждаться их семейными склоками? Вы всерьёз полагаете, что если какой-то кретин через суд добьётся сноса забора, у него, яко знамение свыше, возникнут добрососедские отношения? По опыту знаю другое. У близкого родственника жили в усадьбе два сенбернара (собаки-спасатели, физически сильные, но не агрессивные на генетическом уровне). А у соседа за высоким, но политкорректным забором из штакетника обитала вредная шавка. И вот однажды благородные псы коварно сделали подкоп под забором, преступно нарушив границу. К сожалению, история закончилась печально: сенбернары, как истинные спасатели, схватили шавку вдвоём за шкирку, но, увы, дёрнули в разные стороны… Мораль: был бы забор из профлиста на бетонном фундаменте, соседский пёсик ещё б тявкал и тявкал.
А вдруг сосед без глухого забора заметит грабителей или возгорание проводки… услышит твою мольбу о помощи? С криком «своих не бросаем!» вскочит с печи, его баба метнётся в горящую избу… Очень может быть. Просто если вы давно знаете соседа и в хороших с ним отношениях, так зачем вам понадобилась супротив него капитальная стена, которую, кстати, даже ФСО всем подряд не дарит? Вы ж не ездите за рулём в спасжилете, хотя машины изредка падают с мостов в речки? А вот зачем нужен штакетник, сетка рабица или живая изгородь не выше 180 см представителям власти, предположить могу.
Во-первых, так проще контролировать незаконную растительность или нахождение на участке посторонних (а всё идёт к тому, что доносы скоро станут или легально поощраться, или по принципу: не сдал – значит, соучастник). Во-вторых, теплицы, поленницы и прочие тенты-навесы, имеющие несъёмный фундамент, подлежат налогообложению. Кстати, депутат Гаврилов пояснил, что сам забор, даже с подземной стеной в основании, не является объектом капитального строительства, то есть получение специального разрешения на этот объект не требуется. Вот только пояснил или проговорился о ближайших законотворческих перспективах? Ведь когда затевался «тепличный» лайфхак, чиновники возлагали большие надежды на помощь казённых беспилотников. А получилось, что дрон может дружественным огнём поразить соседский пацанёнок из рогатки (и хулиганский умысел здесь неочевиден), а самим контролёрам пока дозволено постучаться в калитку только в рабочее время (да и пускать их без веских оснований на частную территорию никто не обязан). В-третьих, сейчас, впрочем, как и всегда в России, непростое время: не надо замыкаться, прятаться от глобальных проблем, наводить тень на плетень, упаднически рассуждать, дескать, моя хата с краю. Границы – они ж как горизонты: их не фиксируют, а расширяют…
Кстати, позитив в новом пока ещё не законе всё же есть. Лицевая уличная ограда участка из профлиста, нарядная как шлюха с Тверской, не всем была по карману. Зато, если рекомендации полноценно узаконят, можно смело ожидать обвал цен и стройные ряды продавцов на вторичном рынке. Так что хотя бы внешний глянец будет у нас повсеместным и общедоступным.
Павел Рожин, фото автора