Его овощам завидовала Европа.
Сравнивать истинную культуру садоводства
с гидропоникой на светодиодах – то же, что
сравнивать искусство Рафаэля и Айвазовского
с картинками искусственного интеллекта.
Сладкие дыни и арбузы под Петербургом, капуста по 30-40 кг и кольраби по 4-5 кг; десятки новых сортов кукурузы, картофеля, томатов, капусты, брюквы и прочих овощей; статьи и детальные руководства по выращиванию всех популярных видов овощей и цветов с рисунками; образцовые огородные хозяйства с совершенной агротехникой – это легендарный огородник середины 19 века Ефим Андреевич Грачёв. Его овощи восхищали и Россию, и всю Европу.
Чтобы понять, кто он, достаточно прочесть тогдашние газеты. К примеру, о выставке Вольного экономического общества в Петербурге в декабре 1860 года. Фунты сразу перевожу в килограммы:
«Г-н Грачёв из превосходных произведений своих огородов образовал две огромные пирамиды. Он получил за них первую премию. Кроме обыкновенных овощей, им были выставлены лучшие у нас ещё редкие иностранные сорта. К числу последних должно, между прочим, отнести: кардоны (черешковая форма артишоков), брокколи, новую чёрную репу, поразительно похожую на редьку, новую китайскую красную осеннюю редьку, пастернак, кочанный салат, рапунцель (видимо, имеется в виду валерианелла огородная, или полевой салат), лучшие сорта эндивия (салатный цикорий), спаржи, составляющей в это время года редкость, и прекрасные шампиньоны. Кочаны савойской капусты весили до 8 кило, жёлтой савойской до 7,5 кило, а красной до 6 кило. Редька весила до 5 кило, но уступала тяжестью представленным двумя другим экспонентам: жёлтый кольраби был в 6 кило, белый – в 6,5, и синий в 5,5 кило. Кольраби г. Грачева были самые тяжёлые из находившихся на выставке. Замечательно было также его собрание разных тыкв, от пудовых до самых маленьких сортов».
На значимых выставках Ефим Андреевич представлял целые коллекции. К примеру, на Выставке 1876 года показал 250 сортов картофеля, 16 своих сортов кукурузы, 58 сортов декоративных (!) тыкв и 117 сортов прочих овощей.
С 1873-го овощи Грачёва поражают Вену, Кёльн, Брюссель и даже Филадельфию. Австрийские газеты вторят друг дружке:
«Входя в русский отдел садоводства, мы встречаем здесь только одного экспонента из этого большого государства, именно садовода Грачёва из Петербурга. Было бы желательно, чтобы каждая страна имела хотя бы только одного экспонента! Выставленные им овощи превосходят всё, что до сих пор было видано в Вене по этой отрасли хозяйства. Здесь мы видим белую и черную цветную капусту до 30 см в поперечнике; белую и синюю кочанную капусту до полуметра в поперечнике при чрезвычайно плотно сомкнутых листьях; редьку, картофель, жёлтую и белую репу, свёклу, огурцы и проч. Все это имеет размеры, превышающие в три раза овощи, известные на наших рынках. Но перлом выставки являются кочаны капусты, имеющие в диаметре до 65 см (он мог весить до центнера!). Подобный кочан достаточен для нагрузки целой тачки, для насыщения самой большой семьи, с прислугой и коровой, для изготовления целого бочонка солёной капусты».
Как же Грачёв всё это делал? Материалов о нём осталось крайне мало, но книга о нём нашлась: «Ефим Андреевич Грачёв», Г.В. Боос, Г.В. Бадина, Москва, «Колос», 1984. Пересказываю из неё самое главное.
Начинается успех с правильного места под огород. Уже тогда Грачёв рекомендовал приёмы современной пермакультуры! Надо выбирать уклоны к югу, причём устраивать на них тепловые ловушки: с севера, запада и востока – высокие заборы или плетни от ветра, с юга – более низкие. Места очень ровные, а тем паче пониженные, надо осушить – окопать вокруг канавами шириной 2 и глубиной 1 метр; землю выбрасывать наружу, и этот вал засадить живой изгородью и засеять травой.
Почву для овощей Грачёв всегда готовил сам. Наилучшая – луговой чернозём глубиной до 35 см. Если суглинок – смешиваем с торфом или песком, а весною добавляем навоз; торфяная почва – смешиваем с глиной и добавляем перегной. Супесь смешиваем с глиной и добавляем перегной, но не навоз. Дозы добавок – по 20-30 кг на квадратный метр, и нельзя ничего перепутать!
Удобрения только органические: навозы, помёты и компосты. Хранятся в буртах. Вносятся не от балды! В первый год распашки целины их вообще не вносят: хватает дёрна. На 2-4-й год – весною под вспашку по 15-18 кг на 1 кв.м. Затем дозу уменьшают, и с 6-го года удобряют лишь каждую вторую грядку с особо прожорливыми овощами: капустами, огурцами и прочими тыквенными. Запашка – не глубже 12-14 см, иначе толку мало: корни у овощей поверхностные. Птичий помёт особо полезен под самые ранние овощи (горох, салаты, зеленные): он лучше греет почву. Грачёв указывал: органические удобрения – не только питание, но и рыхлость, воздушность и влагоёмкость почвы.
Гряды – всегда высокие, поднятые путём перемещения почвы из дорожек на грядку. На чернозёме их можно поднять до 40-45 см, но чем место суше и почва песчанее, тем они ниже. Главное – исключить застой воды в проходах: это остужает грядки, что сильно замедляет рост овощей. Откровение для современных огородников!
Минимум половина огорода занята рамными парниками, которые всегда наклонены к югу, а в идеале примыкают к забору, отражающему солнце с северной стороны. Они – для ранних овощей. Кстати, за конструкции своих теплиц Грачёв получал награды и в России, и в Европе.
И грунт для парников – своё искусство. Зная, чего хотят те или иные культуры, Грачёв в нужных долях смешивал шесть «видов земель»: торфяную почву, дерновую, суглинистую, огородный чернозём, листовую землю и перегной. Все почвы заготавливались заранее и хранились по строгим правилам. Вот уж о чём современные агрономы даже понятия не имеют!
Парников было четыре типа: самые ранние, ранние, средние и поздние. Три первых – углублённые на метр, с бревенчатыми стенками, а поверхностный из досок, как делаем мы – только поздний. Ранние наполняли навозом, и уже когда он прогреет парник, насыпали 20-30 см грунта.
Тёплыми грядками называли наклонённые к югу грядки, тянущиеся на восток-запад и защищённые забором с севера. Со сходом снега их засевали щавелем и шпинатом, а убрав их, перекапывали с навозом под огурцы, бобы и прочее. Урожай тут созревал на пару недель раньше. И вот важный момент: заборы и линии тёплых грядок часто ставились через каждые 8-10 метров. Весь огород мог быть сплошной солнечной ловушкой! Добавим сюда ямы с навозной жижей через каждые 6-8 м, кои Грачёв часто устраивал – получаем максимум углекислого газа в воздухе. Прибавим точное соблюдение сортовой агротехники, уникальные приёмы и отобранные по месту авторские сорта – вот и получаем овощное чудо Грачёва.
Вообще, скажу как на духу: искусство тогдашнего овощевода на порядок выше моего понимания. Читая руководство по выращиванию одной лишь капустной рассады, я уже в нокауте! Сколько и как поливать с учётом погоды и состояния растений. Чуть не каждые два часа поднимать или опускать рамы, только с юга или с обеих сторон, на одну, две или три дощечки (по высоте), укрывая или не укрывая их рогожами – то есть, точно поддерживать температуру… Точно знаю одно: Грачёв не просто знал – он чувствовал каждое растение интуитивно. Живо представляю, как за одну не ту дощечку или полчаса опоздания с рогожей работники получали взбучку! Но именно из таких тонкостей складывались дни и килограммы, дающие доход и уважение среди соратников по цеху.
Особо все отмечают изобретённый Грачёвым революционный, прорывной для того времени способ – закалку пророщенных семян теплолюбивых культур. Сначала семена, к примеру, дынь или кукурузы замачивались до проклёвывания корешка. И затем в сырых рогожках помещались в снег, и держались там до посева – то есть, недели две, а то и три. Следили, чтобы семена не промёрзли, но и не вытаяли из снега.
В результате такой закалки корешок и стебелёк семян твердели, не увеличиваясь. Попав в почву, они начинали быстро развиваться, не требуя обычного тепла, и проростки отличались выносливостью – не обращали внимания на перепады температуры и небольшие заморозки. Именно так Грачёв кормил питерцев вкусной кукурузой, которую до него никто не выращивал – она не вызревала.
Сыновья Ефима Андреевича продолжили его дело, и в сети есть кое-какие рисунки из их статей. Их я сюда и вставил.
Ну что, коллеги, слабо нам хотя бы приблизиться к мастерству полуторавековой давности?..
А ведь в нашем распоряжении удобрения всех мастей, гидрогели, капельный полив, притеняющие сетки, подогрев почвы в теплицах и т.д. Современные способы, облегчающие жизнь дачника, я подробно описываю в е-книге "Высокие технологии в ладу с природой". Природный хайтек действительно облегчит ваш труд и увеличит урожаи. Изучите.
Искренне, Николай Курдюмов