«Школа должна не наполнять сосуды, а зажигать огни» — эти слова Яна Амоса Коменского как нельзя лучше отражают суть урока-исследования. Подобно тому, как Константин Ушинский призывал воспитывать в учениках «жажду познания», современный системно-деятельностный подход превращает обучение в процесс открытия, где учитель — не источник истины, а мудрый проводник. Урок-исследование — это не просто «эксперимент ради эксперимента». Это целенаправленный процесс, где ученики: «Знание, добытое личным трудом, становится частью разума» (К.Д. Ушинский). Цель: Заинтересовать, вызвать вопросы.
Как? Важно: Гипотезы должны быть проверяемыми.
Примеры: Роль учителя: Не давать готовых ответов, а задавать наводящие вопросы: Ключевой вопрос: «Что мы узнали? Где это пригодится?»
Пример рефлексии в информатике: Урок-исследование — это искусство пробуждения мысли. Как писал Коменский, «Учить надо так, чтобы ученики не замечали, что их учат». В этом и есть суть системно-деятельностного подхода: не вложить знания