Относительно времени действия. На сайте НТВ сказано, что 1-я серия – 1973 год. В 15-й серии британский музыкант Хоквилл говорит о вторжении СССР в Афганистан и международном бойкоте в связи с этим вторжением. Значит, лето 1980 г. Итак, 1-я серия — 1973 год, все остальные – 1980 год. От этого и будем отталкиваться.
1 серия
На заднем плане — мопед «Рига–16», выпуск которого стартовал в 1977 году. Это именно «Рига–16», а не очень похожий на него и аутентичный 1973 году «Рига–4» (1968–1974 г.в). По форме бензобака видно, что это именно 16–я модель.
Подразумевается, что после гибели родителей Жуков поступает в школу милиции и, отучившись, возвращается в Томск в звании лейтенанта. В реальности ему пришлось бы отслужить в армии и затем хотя бы годик походить рядовым милиции. Без этого в школу милиции не возьмут. За 7 лет после убийства родителей успел бы всё, но в фильме не показано.
Жуков носит знак об окончании ВУЗа – синий ромб с белой каёмкой. Но известно, что окончил он Новосибирскую школу милиции, а это среднее специальное учебное заведение. Знак должен быть другой:
2 серия
Микроавтобус РАФ-2203-01, показанный в фильме, не ранее 1987 г.в. До этого РАФы имели более узкие стальные бамперы, форточку в передней двери и металлические дверные ручки от «Москвича».
Телефонные будки в Москве были красно-белые, а не красно-серые:
Красно-серые — это в Ленинграде.
Также были будки из алюминиевого профиля:
И кое-где раритеты:
Провода к будкам обычно подводились сверху и их было прекрасно видно. В фильме к будке ничего не подведено. Просто будка.
Этикетка виски фантазийная, взята из фотобанка Dreamstime. Дело, конечно, хозяйское, но почему не представить что-нибудь аутентичное? Тем более, что реальных бутылочных этикеток в фильме полно. В следующей серии подполковник, как дурак, её внимательно рассматривает, недоумевая: «Откуда это?»:
3 серия
Генерал МВД почему-то носит чёрный галстук военного образца вместо положенного светло-серого, в цвет кителя:
Возможно, берёт пример со Щёлокова:
Но тот, помимо генерал-полковника внутренней службы, был генералом армии и форма у него армейская.
И погоны, всё-таки, должны быть серые, а не серо-зелёные:
Словосочетание «элитный алкоголь», произнесённое Жуковым, вошло в обиход позже.
Жуков смотрит материалы дела родителей, а там — Приказ о создании республиканского центра микрохирургии глаза… республика Беларусь… 1976 год…; протокол допроса какого-то московского свидетеля… Правда, протокол осмотра места происшествия, вроде, по делу.
Командир самолёта забыл прицепить к козырьку золотые дубовые листья:
Шапочка у стюардессы старенькая. Должна быть с козырьком:
или такая:
4 серия
Милицейские УАЗы в фильме старательно не показывают сзади, дабы не светить прямоугольные фонари вместо правильных круглых:
хотя они и мелькают:
Но и спереди видно, что это УАЗ-31512-УММ — модель 1985 г. От аутентичного УАЗ-469АП:
отличается другими подфарниками, наличием бокового повторителя поворота и проштамповкой в задней части боковой панели кузова.
На УАЗе из фильма отсутствуют боковые зеркала заднего вида. Советские милиционеры смотрят только вперёд. Рядом — прилетевший из будущего РАФ-2203-01.
Кто заполнял личное дело Жукова?
«Без партийный»… И тут же — член ВЛКСМ. Социальное происхождение — рабочий. Почему? Папа-то — милиционер.
Жуков смотрит фотографии с места убийства родителей. Там некто в костюме и рубашке:
Папа был одет по-другому.
5 серия
Милиционеры уезжают из московского аэропорта на «Волге» с номерным знаком, имеющим серию МОЛ. Это серия автомобилей индивидуальных владельцев. А «Волга», наверняка, служебная, МВДшная.
Немой возвращается из Томска в Москву на поезде, имеющим голубые вагоны со светло-желтой полосой:
В принципе, похоже на фирменный поезд «Томич», но тот был зелёный с голубым оконным поясом:
И «ливрею» эту обрёл не ранее конца 80–х. В 1980–м имел тёмно-вишнёвый окрас с желтым оконным поясом.
Приехать из сибирских краёв в столицу в голубом вагоне с желтой полосой можно было только на фирменном поезде «Енисей» — Красноярск – Москва (см. х/ф «Магистраль», 1982 г.). Но зачем на нём, если есть томский поезд?
Москва. Серый («белая ночь») ГАЗ-24 с номерной серией МКЧ в качестве такси:
Серые «волги» начинают надоедать. Московские милиционеры, томские милиционеры, московское такси, томское такси — везде одинаковые серые «волги». Прежде всего, серия МКЧ — для индивидуальных владельцев. Московские такси имели серии МММ, ММЛ, ММТ и никак иначе. Серых «волг» в московском такси не было. Белые, серо-белые, светло-салатовые (фисташковые), редко — чёрные. Перед Олимпиадой появились светло-жёлтые (лимонные).
Данное фото конца 70–х демонстрирует весь спектр основных цветов московских такси:
Да, серо-белые похожи, но, всё-таки, они заметно светлее.
Немой набирает телефонный номер, начинающийся на 73:
700–й серии в Москве тогда не было. Максимум, 500-е номера и то мало.
Налепили, похоже, всё, что нашли:
В общем-то, всё допустимо, кроме вот этого плакатика с рекламой обуви. Управление «Главобувьсбыт» Министерства лёгкой промышленности существовало с 1951 по 1955 год. Да, и по стилистике плаката видно, что это никак не 70-е годы. И что вообще делает реклама на стенде «Кино. Театр»?
Ещё одно серое такси с неправильным номером:
Всесоюзное объединение по торговле пушно-меховыми товарами "Союзмехторг" существовало с 1934 по 1940 гг.
А один из авторов плаката (всего их двое — один не справился) — Л.Золотаревский. Наверное, папа персонажа сериала.
Дело, конечно, хозяйское, но нахрена на застеклённом балконе вешать бельё на прищепках? Ветра нет. И так никуда не денется.
На скрине не видно, но у Сыча изо рта идёт пар:
На дворе, как минимум, июль. Сыч живёт в холодильнике.
МОГ — серия мотоциклов и государственных легковых автомобилей. Такси — тоже государственный легковой, но у него другие серии. У киоска «Союзпечати» картинно стоит милиционер — явно при исполнении. У милиции всё под контролем.
Опять серое такси с номерной серией МКЧ. И РАФ–2203-01 — мало того, что из будущего, так ещё и переделанный: подфарник должен быть оранжевый, а не белый. Ладно, больше на этом не останавливаемся — московских такси в правильном окрасе и с правильным номером в фильме нет. И правильных РАФиков тоже.
6 серия
Пионеры играют в футбол в пионерских галстуках. Не играли в галстуках. Чего ради-то? Может, и плавать в галстуках надо?
Сотрудник таможни московского аэропорта:
Мундир слишком светлый. Был он серый или, скорее, тёмно-серый (см. х/ф «Таможня», 1982 г.).
4 звездочки на петлице — контролер таможенной службы I ранга, он же — начальник таможенного поста. Но это до 1975 года. С 1975 года товарищ, занимавший эту должность, имел 3 звезды в петлице, а петлиц с 4 звездами не стало вообще. В 1978 году введен нагрудный знак «Таможня», носимый работавшими в дежурной смене на левой стороне груди. Сотрудник из фильма знаком пренебрегает. Ну, это бывало.
На кой чёрт Щукин держит на серванте эти сраные весы?
Жуков исполняет песню «Полёт на дельтаплане», появившуюся в 1983 году.
7 серия
Музыканты Золотаревского исполняют песню «Колесо обозрения» группы «7Б» из фильма «Антикиллер Д. К.: Любовь без памяти», 2009 г. Хотя звучит песня вполне аутентично.
8 серия
Проводница забыла пристегнуть погончики:
В 10-й серии — то же самое.
В студии Куштаровича афиша спектакля Государственного академического центрального театра кукол «Шлягер, шлягер, только шлягер», премьера которого состоялась в 1985 году:
В кинотеатре демонстрируется фильм «Тот самый Мюнхгаузен». Фильм телевизионный и в прокате не был. Кинозал для столицы очень маленький.
9 серия
Жёлто-зелёных трамваев в Москве не было. Правильная расцветка — красно-жёлтая:
Сам трамвай — западно-германский Duewag GT8. В СССР не эксплуатировался.
Трамвайный вагон имеет сочленённую конструкцию. В интернете высказывалось мнение, что сочленённых трамваев в Москве не было. Вообще, были — Tatra K2SU.
Стекло «Волги» Золотаревского:
Цифра 5 слева от горизонтальной черты означает год. Может быть только 1975 г. Но в 1975–78 гг. маркировка автостекол имела такой вид:
На «Волге» Золотаревского стекло, как минимум, 1985 года. Всё понятно, но зачем показывать крупным планом?
Зотов рассматривает картину В.А.Серова «Портрет Ольги Федоровны Томара»:
рассматривает в Москве. А картина всегда находилась в Государственном художественном музее БССР, в Минске. Впрочем, могли и привезти в Москву на выставку.
Роль Выставочного зала Академии художеств СССР исполняет Национальный художественный музей Республики Беларусь, так что, не удивительно.
Панорама горьковской Стрелки с отремонтированным Александро-Невским собором:
Автобус «Главинтуриста» в Горьком:
10 серия
Ретрансляторы сотовой связи в кадре:
Снова вид на горьковскую Стрелку:
Лейтенант к повседневной форме нацепил парадные петлицы:
Всё тот же пассажирский состав — голубой с жёлтой полосой — теперь исполняет роль поезда «Горький — Москва»:
В 1980 г. между Москвой и Горьким ходили поезда:
«Буревестник» — зеленый с голубым оконным поясом
«Нижегородец» — зелёно-жёлтый
«Ока» — скорее всего, зелёный, т.к. обычный пассажирский, хоть и именной. Имел табличку с надписью «Ока».
Пластиковые стеклопакеты:
РАФик Мосгаза с номерной серией МОА (или МОД) индивидуальных владельцев:
Немой, не стесняясь, оставляет отпечатки пальцев на месте преступления:
11 серия
Современные стеклопакеты и москитные сетки:
Жанэ по телефону говорит своему подельнику: «Возьми с полки вторую слева книгу». Тот берёт вторую справа:
12 серия
Ну, совсем уж современная тротуарная плитка:
13 серия
Автобус КАвЗ-3270, выпускавшийся в 1986–1991 гг.:
Узнаваемый минский кинотеатр «Мир»:
14 серия
«На «Чайке» только члены ЦК ездят» — заявляет директор Москонцерта. Явно спутал «Чайку» с представительским ЗИЛом. «Чайку» вполне можно было получить через «Интурист».
Затем показывают «Чайку» зачем-то в отзеркаленном формате:
В «почтовом отделении» висит плакат «Международная почтовая связь», созданный в 1981 году:
15 серия
Неуместная надпись:
Два сотрудника милиции ведут прослушку квартиры Жукова, находясь в соседней. Фиксируют начавшуюся драку. Один бежит на помощь. Его мочит Немой. Поединок Жукова с Немым продолжается на улице. Перед этим Жуков несколько раз стреляет. Где, чёрт возьми, второй мент? Продолжает слушать?
16 серия
КГБ-шник Тарасов, звоня по московскому городскому телефону, набирает 6-значный номер.
Общее замечание — милиционеры категорически не носят знаки классности, введённые в 1972 г.:
Да, носили их не всегда, но носили:
Чтобы не только критиковать, но и похвалить.
Обычно, вместо аутентичного автобуса КАвЗ–685, выпускавшегося с 1971 по 1984 гг., предъявляют более поздний КАвЗ–3270 1986–1991 г.в, отличающийся внешне отсутствием козырька на переднем скате крыши. В фильме всё в порядке — козырёк на месте:
КАвЗ–3270 тоже мелькает (в 13-й серии), но в глаза особо не лезет.
«Волги» ГАЗ-24 в фильмах об СССР частенько имеют современные чёрные пластиковые дворники. Здесь всё чётко — дворники, как положено, блестящие, металлические.
В ларьке добросовестно выставили пачки сигарет того времени.
Радиола «Минск–61», магнитофоны «Дніпро–11», «Илеть–101», «Яуза–5», «Nagra 4.2», «Ростов 102», магнитола «Ореанда–301», радиоприемники «ВЭФ–12», «Селга», кинокамера «Кварц 1×8С–2», ленточный ревербератор «Эхо», электровоз ЧС4Т, турка с ценой на днище (6р.50коп.) и много чего ещё, соответствующего времени.
Картина из 3-й серии с видом на Большой Кремлевский дворец и Водовозную башню, как ни странно, тоже реальность. Художник — Купецио Ксения Конрадовна, 1958 г.