Найти в Дзене
Святые места

Все атеисты попадают в ад? Мнение православного батюшки

Вопрос:

«Попадут ли атеисты после смерти в ад?»

Протоиерей Александр Никольский:

Конечно, атеисты попадают после смерти в ад, потому что атеизм — это отрицание Бога. В каком-то смысле бесы — это атеисты, потому что они, конечно, знают, что Бог есть, но они Его отрицают.

У людей, у которых тоже такое атеистическое мировоззрение, как правило, у них и с грехами всё очень нехорошо. Отрицая Бога, они очень часто становятся смертными грешниками, грешниками нераскаянными. И такой человек не просто грешник, как все мы грешники, но он ещё и принципиально не хочет каяться. Ведь атеисту не перед кем каяться, у него Бога не существует, у него понятие «добра» тоже очень относительное.

На чем основывается понятие добра и зла? На Боге. Убери из человека веру в Бога — и как он узнает, что такое добро? Люди не очень верующие, атеисты говорят: «Что такое добро? У нас добро такое, а вот там, в Африке, люди друг друга едят, и они считают, что это нормально. То есть даже крайние формы зла для нас, а вот для них это не зло — это норма жизни. Поэтому добра и зла нет».

Раз так, человек имеет грехи, человек в них не кается, человек в них погружается, человек ими живет фактически. Человек даже не знает, что такое добро и зло, даже отрицает такие понятия, как добро и зло, тогда, естественно, куда ему идти, как не в ад.

Другое дело, что атеисты бывают разные. Я даже слышал такое выражение: «православный атеист». Странно очень звучит, но тем не менее. То есть имеется в виду то, что человек принимает этическую систему христианскую, но с Богом, с верой в Бога как-то напряжённо.

Вот такой человек имеет возможность покаяться, может быть, в последний момент жизни. Мы не знаем, что с человеком происходит в последние минуты жизни, но мы знаем, что разбойник покаялся. Тоже был человек не очень благочестивый, мягко говоря. В общем-то, смертный грешник, убийца, насильник, вор и всё остальное, и вот он на кресте покаялся.

Мы же не можем гарантировать, что мы всё точно знаем. Вдруг он на смертном одре, уже в последние минуты жизни, уже почти у огня, всё-таки сказал: «Господи, прости меня»?

Я был знаком с человеком, который был, правда, достаточно воцерковлённый, верующий человек, но он имел грех пьянства, пил очень сильно, людей подводил сильно через это. И многие другие грехи у него были, как часто бывает у людей, которые страдают этим пороком.

Когда ему сделали определённые уколы против давления, он не смог остановиться и выпил, а давление у него зашкалило, я думаю, был обширный инсульт. Его накрыло мгновенно. Но когда он уже падал, последние слова его были: «Прости меня, Господи».

Мы не можем гарантировать, что эти последние слова, может быть, сказанные из глубины души, от всего сердца, с глубочайшим покаянным чувством, не перечеркнули все его предыдущие грехи.

Так и с такими атеистами, которые всё-таки верили в добро, к нему стремились и Бога обрели в самом конце своей жизни. Мы этого не знаем, поэтому в ад лучше нам с вами никого не отправлять. Дай Бог, чтобы нам там не оказаться.

А если мы начнём отправлять всех в ад, это может выродиться в грех осуждения, притом в худшей её форме. Может, это нас как раз к аду может приблизить.

Поэтому мы атеизм отрицаем как мировоззрение, которое приводит фактически иногда к скрытому или даже к явному сатанизму. Но людей мы жалеем, мы любим, мы надеемся на милосердие Божие.

Текст основан на видео с канала Экзегет.ру. Читайте ещё: